Тхерава́да или Стхавиравада (пали: theravāda, «Учение Старейшин») — одна из восемнадцати ранних Буддийских школ и старейшая из сохранившихся. Эта школа достаточно консервативна, и в целом по своим воззрениям и практике более близка к раннему Буддизму, чем все другие ныне существующие Буддийские традиции.
 
 Учение палийского канона, на которое опирается буддизм Тхеравады, имеет следующие особенности:
  • отсутствие культа гуру, держателей линий, перерождающихся учителей и т.п.
  • отсутствие тайных учений, посвящений, инициаций, передач, мистики, таинств и т.п.
  • отсутствие мантр, молитв, заклинаний
  • бесплатное распространение учений
  • акцент на личную практику и личное достижение
 Многие века именно эта школа являлась доминирующей духовной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмер-кром), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии.
 
 С недавнего времени Тхеравада стала набирать популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день насчитывается, по разным оценкам, от 100 до 150 миллионов Буддистов этой традиции (также известных как тхеравадинов),
 
Основы
Тхеравада — самая консервативная школа буддизма. Цель последователя Тхеравады — достижение состояния, полностью свободного от всех загрязнений и заблуждений ума. По сравнению с Махаяной для Тхеравады характерно применение рационалистического подхода и веры в то что достичь Освобождения (Ниббаны, Нирваны) возможно собственными усилиями уже в этой жизни.
 
 Корпус священных текстов этой ветви Буддизма — Палийский Канон — записан на языке Пали, одном из пракритов древней Индии.
 
 Впоследствии были написаны комментарии к палийскому канону как на пали, так и на языках народов, исповедующих тхераваду — бирманском, тайском и др.
 
 Тхеравада складывалась длительное время, начиная с третьего-четвертого века до н. э., в Индии и позже в Шри-Ланке. Благодаря прозелитической деятельности императора Ашоки Тхеравада стала известна также на эллинистическом Западе (Александрия, Антиохия, Афины и др). Некоторые из Эдиктов Ашоки были написаны на древнегреческом и арамейском языках.
 
 Многие считают, что Учение Будды — как собрание воззрений и практик было настолько сильным, что его посыл изменил уже существующие на тот момент духовные течения (Индуизм, Джайнизм, Таоизм) и лег в основу многих других школ мысли возникших после него(Дзен, Махаяна, Чань, Тибетский Буддизм и др.)