Срединный Благородный Восьмеричный Путь

 Все идеи возникающие и существующие в нашем мире имеют срок существования. Дхамма как одна из их существует уже около двух с половиной тысяч лет. Человечество является созданием природы, а она является сугубо практичным механизмом, настроенным на пользу и прагматичность. Эволюция является этому самым ярким примером — так непрактичные и не приносящие пользу идеи очень быстро исчезают. Благородный Восьмеричный Путь же существует уже 2500 лет не растворяясь в небытии. Это показывает что люди знающие о нем ценят его потому что получают пользу. Если уйти от всей метафизики и мифологии в которую верят Буддисты и остановиться на сугубо прагматичном его применении то его легко можно описать через Четыре Благородные Истинны.

 Эти Истины считают благородными потому что человек практикующий их среди других людей очень сильно выделяется своим поведением манерами и словами. Такой человек вызывает уважение. Благородны они еще и потому что являются ключом к счастью в существовании человека доступному для каждого- любой человек следующий и правильно практикующий БВП может достичь внутреннего счастья и покоя. Эти Истины вкратце можно описать так.

 

Истина о страдании.

Человек на протяжении своей жизни независимо от своего материального положения переживает неудобство дискомфорт — связанный с тем что что то идет не так как он хочет или из-за того что встречает не желаемое им.

 

Истина о причине этого страдания

Чрезмерные неконтролируемые желания возникающие в нетренированном уме. Эти желания бесконечны и неутолимы. Так если человек постоянно получает желаемое — он со временем пресыщается и неудовлетворенно хочет что то еще, переставая ценить то что у его уже есть. Если же о ввиду тех или иных причин теряет то, что имеет о переживает довольно сильное расстройство. И это происходит со всем что мы имеем в этом мире — авторитет, мнение, вещи, семья, богатство, личные качества, умения, срок жизни итп. Такова эта Истина.

 

Истина о том что от страдания можно избавиться

Ум это непостоянная психологическая структура которую можно изменять путем определенных усилий и все стереотипы и алгоритмы (запечатлевшиеся в нем команды) могут быть изменены стерты или введены заново. Как плохо работающий компьютер будет причинять человеку работающему за ним страдание изза того, что каждый процесс занимает много времени или проходит неверно так и не тренированный человеческий человеческий ум может мешать своему хозяину. Но тренированный ум с полезными и счастливыми стереотипами и алгоритмами приносит ему много радости и счастья.
Истина третья описывает все базовые алгоритмы которые стоит загружать в наш ум чтобы нам было хорошо. Беда человека даже знающего о том, что ум можно тренировать в том ,что он иногда принимает за счастье то что настоящего счастья не приносит. Например с детства ему могли внушить что истинно счастье это быть богатым, известным, популярным у противоположного пола, быть сильным, непобедимым талантливым, здоровым, умеющим убеждать других людей и он может потратить много лет своей жизни в тренировке ума и тела для достижения подобных состояний (имея шанс так этого и не достичь) а достигнув их так и не достичь счастья.
Идея Просветленного была в том что достижение счастья происходит внутри от метаморфозы сознания, случающейся из-за определенных упражнений, совершаемых умом, а не из-за изменения материальных или физических условий существования человека. Проверить это можно почитав о людях известных этими качествами. Действительно ли счастливы богатые миллионеры? Известные и популярные актеры, политические деятели или спортсмены? Спокойны ли они? Живут ли они в счастье и безмятежности или постоянно понукаемы своими не успокоенным умом словно скот избиваемый кнутом безумного пастуха. Из опыта многих людей вытекает что качества которые прославляются большинством людей нашего общества к сожалению не дают человеку развившему их покоя и радости.

 

Четвертая Истина

Она является практическим применением всей теории описанной выше — набором упражнений же дающих истинное счастье тому кто практикует их и называется Тройной Тренировкой или Благородным Срединным Восьмеричным Путем. В нем человеку если идея четырех Благородных истин вызывает у него доверие предлагается попробовать вести себя определенным образом (описываемым обычно путем восьми пунктов)

 

Правильные Воззрения

Обучающему следует постоянно во всех своих действиях руководствоваться пониманием даваемым Четырьмя Благородными Истинами — осознавая что любой его поступок меняет психологический фон на ментальном уровне и химию крови на физическом. И совершая более легкие добрые поступки за которые он или другие не будут себя винить, он и направляет себя к внутреннему миру покою и несломимой уверенности в самого себя.

 

Правильные мысли 

Это мысли и намерения поступков — все действия человека имеют изначальное побуждение в уме. Следуя этой тренировке он старается чтобы каждую секунду пока он осознает то что делает его мотивацией и мыслями должны быть мысли дружелюбия и заботы окружающих его живых существ с одной стороны и мысли отрешенности от вещей вовлекающих его в этом мир заставляющие забывать о внимательности и осознанности в своих действиях (потере контроля над своим умом).

 

Правильная речь 

Это когда человек следит и старается говорить так чтобы в его речи отсутствовать эти четыре нездоровых аспекта. Ложь — человек говорит только о том в чем он полностью уверен морально и что переживал на личном опыте физически
Грубость — он не говорить оскорбительных и грубых слов — его речь приятна легка такую хочется сохранить у себя в сердце
Сплетни — его слова не говорят плохого о других создавая у слушающего его человека нездоровый образ о предмете его разговора. Он не ссорит людей но старается своей речью вносить в коллектив мир и дружбу.
Пустая болтовня или речь сказанная не вовремя — он старается не говорить пустых тратящих свое время и время слушателей слов. Старается говорить слова тогда когда они принесут максимальный эффект и пользу для слушающего их человека. Его речь веска ясна и пробуждает в человеке мудрость давая ясность и радость понимания.

 

Правильные поступки

Как и в речи в действиях человеку рекомендуется контролировать себя и воздерживаться от действий за которые в последствии он может получить физическое или ментальное (в виде стыда и совести) наказания.
Убийство — человек воздерживается от осознанного убийства и причинения вреда живым существам — чтобы причинить вред кому либо живому осознанно требуется достаточно большая доля гнева или страха — делая так мы доливаем еще больше этих состояний в коктейль нашего ума. А они не являются приятными. Не говоря уже на агрессивную реакцию окружающих нас людей.
Воровство — излишняя страсть и желание толкают нас к присвоению того что нам не принадлежит — что ведет за собой страх быть обнаружены муки совести разрастающуюся привычку к воровству беспокоящую ум и месть жертв наших поступков.
Неправильные сексуальные отношения — излишняя неконтролируемая умом страсть может привести в прелюбодеянию изнасилованию педофилии и других возникающих и беспокоящих человека отклонений — поэтому Будда рекомендует воздерживаться от них и довольствоваться своей супругой или если ты монах целибатом.

 

Правильный образ жизни.

 Способ которым человек живет и зарабатывает тоже сильно влияет на его ум поэтому не рекомендоваться выбирать что то обижающее ее или приносящее вред другим живым существам — физический или ментальный. Ко второму может относится торговля ядами наркотиками и другими веществами. Или даже жизнь с нормальной профессией но с неправильной мотивацией, отличающейся от 2-го пункта. Будда описывал правильный образ жизни как жизнь в состояниях ума приводящих к счастью — уважение, скромность, удовлетворенность, благодарность, смирение, желание помочь, умиротворенность, нежность проявляемая ко всему живому начиная с себя, отрешенность от беспокоящих и излишних материальных благ и избавление от состояний неудобных неприятных и опасных для переживания — гнев отвращение влечение страсть похоть страх возбуждение оцепенение и сонливость праздность эгоизм стяжательство итп вообще приятные и неприятные состояния ума являются как бы сторонами одной монеты. Как жара и холод являются градациями шкалы температур также гнев и дружелюбие являются градациями шкалы отношения к окружающему. К этому пункту также относятся и помощь тем кто в этом нуждается и постоянное само обучение через общение с близкими по духу людьми, мудрыми Учителями и периодическое изучение трудов на тему Учения Будды.

 

Правильные усилия.

Во многих трудах описываться, что самое сложное на Пути самосовершенствования и самопознание это правильно усилие. Не слишком слабое чтобы не создать привычки но и не слишком сильное чтобы не вызвать отторжения или нездоровых состояний у ума. Кто то сравнивает свой ум с ребенком потакание и балование которого вызовут рост эгоистичного и жестокого существа неприятного и болезненного во взаимодействии с ним — жесткое и злое же поведение может поспособствовать появлению забитости оцепенелости и комплексов. Поэтому усилие должно быть средним ( и для каждого эта середина своя) критерии же указанные Пробужденным помогут осознанию того нашел ли тренирующийся этот срединно усилие или нет….Для этого надо постоянно исследовать себя до применения усилия во время него и после
— исчезают ли имеющиеся загрязнения в уме
— не исчезают ли имеющиеся в уме тенденции ведущие к счастью
— развиваются ли новые тенденции в уме ведущие к счастью и покою
— не возникает ли в уме новых доселе не наблюдаемых в нем загрязнений.

 

Правильная Внимательность

Это и есть инструменты и упражнения для ментальной тренировки которые помогают осуществить цель правильных усилий. Это зоны на которые стоит переводить и где стоить удерживать фокус внимания. Это стоит делать с Правильными воззрениями и правильной мотивацией (сампаджанья) а так же с задачами указанными в правильном усилии. Вариантов упражнений множество и опытный практик может менять фокус своего внимания в зависимости от изменения внутреннего состояния ума а так же придумывать новые практики на месте. Будда описывает 4 поля для фокуса внимательности — это Тело , Его Ощущения и чувства, Состояния сознания и осознание сознания где наблюдение Правильных воззрений предоминирует над тем что ты наблюдаешь. Так или иначе эти упражнения являются овеществленным и направленным внутренним усилием которое и создает и развивает полезные алгоритмы и стереотипы ума уничтожая и не допуская возникновения неприятных и беспокоящих ум состояний.

 

Правильное Сосредоточение

Оно является одним из первых плодов истинного счастья Благородного Восьмеричного Пути — когда благодаря постоянным упражнениям правильной речи и поступкам негативные стереотипы и тенденции ума начинают постепенно оставлять его и фокус ума уже легко удерживается на позитивных счастливых состояниях человек переживает непередаваемые счастье и покой поглощений ума. Его ум становиться настолько чистым гибким и ускоренным что (как хорошо работающий компьютер могущий выполнять много сложных операций и делать это очень быстро и легко) может видеть Аспекты БВП более тонко и многогранно. Его самоисследование и осознавание ошибок в Собственных воззрениях Мотивации поступках речи и образе жизни которые мешают глубине его счастья становятся все более ясными и четкими и даже тонкие аспекты теперь очень хорошо видны и исправимы.

 Так от одного к другому он постоянно тренирует себя пока количество исправленных вещей не перейдет в качество исправляя саму природу его ума та что ни одна привычка к неприятному злому а значит более грубому чем есть состоянию его уже не сможет возникнуть потому что тот уже видит куда она его приведет и (повторяя слова Будды) он просто не захочет брать в руки раскаленный до красна уголь Уже заранее чувствуя его жар и зная какую боль несет соприкосновение с ним.

Такова суть…