Собрание монашеских правил Тхеравады
Монашеские правила и их анализ
Глава о исключении (Параджика)

3. Третье правило обучения

 

перевод с английского

версии Бикку Брахмали

от- Кхеминда Саманера

Оригинальная история

Первая под-история

Однажды Будда остановился в Весали в зале с остроконечной крышей в Большом лесу. В то время учитель разными способами говорил с монахами о непривлекательности — он хвалил непривлекательность, восхваляя развитие ума в непривлекательности и хвалил достижение непривлекательности.

Затем Учитель обратился к монахам: «Монахи, я хочу уединиться на полгода. Никто не должен подходить ко мне, кроме тех, кто приносит мне еду для подношения.

«Да, достопочтенный », — ответили они, и никто не подходил к нему, кроме того, кто приносил ему подношения.

Монахи подумали: «Учитель много говорил о непривлекательности», и они посвятили себя развитию ума в непривлекательности, в её множестве различных аспектах. Как следствие, их стали беспокоить их собственные тела, стыд за них, отвращение к ним.  Точно так же, как молодой женщине или мужчине — кому-то, любящему украшения, только что вымывшей волосы, — было бы стыдно, низко и  отвратительно, если вокруг ее шеи повесили бы труп змеи, собаки или человека, именно так монахи были обеспокоены своими собственными телами. Они покончили с собой, забрали жизни друг друга и подошли к Мигаландике, похожему на аскета, и сказали: «Пожалуйста, убейте нас. Эта чаша и одежда станут вашими ». И нанятый за чашу и одежду, Мигаландика убил много монахов.

Он взял [и понёс] свой окровавленный нож к реке Ваггумуда, и омывая его, он стал взволнованным и раскаявшимся: «Это действительно плохо для меня; я сделал много злодеяний, убив добродетельных монахов. »

Затем, идя по воде бог из царства владыки смерти (мары) сказал Мигаландике: «Молодец, господин, вам действительно повезло. Вы сделали много заслуг, потому что вы перевели (на другой берег)  тех, кто еще не перешел ».

И Мигаландика подумал «Так что же мне видимо, повезло, что я сделал (накопил) много заслуг». Затем он пошел от жилища к жилищу, от участка к участку и сказал: «Кто еще не перешёл? Кого мне перевезти? »Монахи, у которых все еще было чувственное желание, стали испуганы и напуганы, их волосы встали дыбом. Только те, кто был свободен от желаний, не были затронуты.

Затем в один день Мигаландика убил одного монаха, двух монахов, трех, четырех, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят и даже шестьдесят монахов.

По окончанию этой половины месяца учитель вышел из уединения и спросил достопочтенного Ананду: «Ананда, почему так уменьшился орден монахов?»

Ананда рассказал ему, что произошло, и добавил: «достопочтенный, пожалуйста, дайте другое учение, для утверждения ордена в окончательном знании».

«Ну что ж, Ананда, собери в  зале для собраний всех монахов, которые живут рядом с Весали». «Хорошо». Когда он  сделал это, он подошел к учителю и сказал: «Достопочтенный , орден монахов собран. Пожалуйста, делайте так, как считаете нужным ».

Затем учитель пошел в зал собраний, сел на подготовленное место и обратился к монахам:

«Монахи, когда спокойствие развито и вскультивировано благодаря внимательности к дыханию , оно становится мирным и возвышенным, удовлетворяющим состоянием блаженства. И оно останавливает и успокаивает в месте плохие, неблагие качества , всякий раз, когда они возникают. Подобно тому, как сильный, несезонный шторм в последний месяц жаркого сезона останавливается и оседает в пыли и грязи в воздухе, точно так же, когда спокойствие благодаря внимательности к дыханию развивается и культивируется, оно становится мирным и возвышенным, и оно останавливает и успокаивает на месте плохие, неблагие качества, всякий раз, когда они возникают.

И каким образом развивается и культивируется спокойствие через внимательность к дыханию?

Монах садится в дикой местности, у подножия дерева или в пустой хижине «. Он скрещивает ноги, выпрямляет свое тело и устанавливает внимательность перед собой. Совершенно внимательный, он вдыхает; совершенно внимательный, он выдыхает.

Делая длинный вдох, он знает это; делая длинный выдох, он это знает. Делая короткий вдох, он знает это; делая короткий выдох, он это знает. Вдыхая, он тренируется, чтобы полностью ощутить дыхание; выдыхая, он тренируется, чтобы полностью ощутить дыхание. Вдыхая, он тренируется, чтобы успокоить деятельность тела; выдыхая, он тренируется, чтобы успокоить деятельность тела.

Вдыхая, он тренируется, испытывая радость; выдыхая, он тренируется, испытывая радость. Вдыхая, он тренируется в переживании блаженства; выдыхая, он тренируется в переживании блаженства. Вдыхая, он тренируется, испытывая активность ума; выдыхая, он тренируется, испытывая активность ума. Вдыхая, он тренируется в успокоении деятельности ума; выдыхая, он тренируется, в успокоении деятельности ума.

Вдыхая, он тренируется в переживании ума; выдыхая, он тренируется, в переживании ума. Вдыхая, он тренируется радовать ум; выдыхая, он тренирует радовать ум. Вдыхая, он тренируется, успокаивать ум; выдыхая, он тренируется, успокаивать разум. Вдыхая, он тренируется, освобождать ум; выдыхая, он тренируется, освобождать ум.

Вдыхая, он тренируется в созерцании непостоянства; выдыхая, он тренируется в созерцании непостоянства. Вдыхая, он тренируется в созерцании  угасания; выдыхая, он тренируется, в созерцании угасания. Вдыхая, он тренируется в созерцании прекращения; выдыхая, он тренируется в созерцании прекращения. Вдыхая, он тренируется в созерцании оставления; выдыхая, он тренируется в созерцании оставления.

Монахи, когда спокойствие благодаря внимательности к дыханию развивается и культивируется таким образом, оно становится мирным и возвышенным, удовлетворяющим состоянием блаженства, и оно останавливает и успокаивает на месте плохие, вредные качества , всякий раз, когда они возникают ».

Затем учитель собрал Орден монахов и спросил их: «Правда ли, монахи, что некоторые монахи покончили с собой, убили друг друга и сказали Мигаландике:« Пожалуйста, убейте нас; эта чаша и одеяние будут твоими?

«Это правда, учитель».

Будда критиковал их: «Монахи, это не подходяще для этих монахов, это не правильно, это не достойно аскета, это недопустимо, это не должно быть сделано. Как могли эти монахи покончить с собой, убить друг друга и сказать Мигаландике: «Пожалуйста, убейте нас; эта чаша и халат будут вашими? Это не вызовет уверенности у тех, кто кё не имеет  … И, монахи, это правило обучения следует изложить так:

Предварительное постановление

«Если монах преднамеренно убивает человека или ищет для него орудие смерти, от также исключен, и не в общности».

Таким образом, учитель установил это правило обучения для монахов.

Вторая под-история

Однажды болел мирянин. У него была красивая и приятная жена, и монахи из группы из шести  влюбились в неё. Они сказали друг другу: «Покуда этот мирянин жив, нам не заполучить этой женщины. Давайте восхвалим перед ним смерть.»

Затем они пошли к этому последователю и сказали: «Вы сделали то, что хорошо и полезно; вы создали убежище от страха. Вы не сделали ничего плохого: вы не были жадным или аморальным. В чем смысл этой жалкой и трудной жизни? Смерть лучше для вас, чем жизнь. Когда вы уйдете, вы переродитесь в счастливом месте, на небесах. Там вы сможете наслаждаться пятью видами  небесных  чувственных наслаждений».

Мирской последователь подумал: «Достопочтенные говорили правду,  касательно того, что я сделал то, что хорошо, и избегал того, что плохо, и что после смерти я обрету рождение в счастливом месте».

После этого он ел различные виды вредной пищи и пил вредные напитки, и вследствие этого он серьезно заболел и умер.

Но его жена жаловалась и критиковала этих монахов: «Эти сакийские аскеты — бесстыдные и безнравственные лжецы. Они утверждают, что живут согласно истине, безбрачны и ведут себя хорошо, правдивы, нравственны и имеют хороший характер. Но у них нет качеств аскета или брамина; они выжили из ума. Они восхваляли смерть моему мужа, и из-за них мой муж умер ».

И другие люди жаловались и критиковали их таким же образом.

Монахи услышали критику этих людей. Те монахи, у которых было мало желаний и [имелось] чувство совести, которые были довольны, боялись неправомерных действий и желали обучаться, жаловались и критиковали этих монахов: «Как они могли восхвалять смерть этому мирскому последователю?»

После того, как они по-разному критиковали этих монахов, они сообщили учителю …

После того, как они по-разному критиковали этих монахов, они сообщили Мастеру …

«Правда ли, монахи, что вы восхваляли смерть этому мирскому последователю?»

«Это правда, учитель».

Будда упрекал их: «Глупые люди, это не подходит, это не правильно, это не достойно аскета, это недопустимо, это не должно быть сделано. Как вы могли бы восхвалять смерть этому мирскому последователю ? Это не вызовет уверенности у тех, кто не имеет её … Итак, монахи, это правило обучения следует изложить так:

Окончательное постановление

‘Если монах преднамеренно убивает человека или ищет для него орудие смерти, или восхваляет смерть, или побуждает кого-то умереть, говоря:« Хороший человек, в чем смысл этой жалкой и трудной жизни? Смерть лучше для вас, чем жизнь! »- думая и намереваясь таким образом, если он хвалит смерть различными способами или побуждает кого-то умереть, — он тоже исключен и не в общности».

Определения

Какой либо : кто бы ни было, … Монах: … Монах, которому дано полное посвящение полным орденом посредством формальной процедуры, состоящей из одного движения и трех объявлений, не подлежащих сомнению и пригодных, для посвящения — этот тип монаха подразумевается в этом случае.

Преднамеренно: зная, воспринимая, намереваясь, решив, он нарушает.

Человек: от первого появления ума в утробе матери, от первого проявления сознания до момента смерти: между ними — это называется «человек».

Убивает: прекращает жизненную способность, завершает её, прерывает её продолжение.

Или ищет для него орудие смерти: меч, кинжал, стрелу, дубину, камень, нож, яд или веревку.

Или восхваляет смерть: он показывает недостатки в жизни и говорит восхваляя смерть.

Или побуждает кого-то умереть: он говорит: «Убей себя ножом / сьешь яд / умри, повесившись на веревке».

Хороший человек: это форма обращения.

Какой смысл этой жалкой и трудной жизни: жалкая жизнь: жизнь бедных по сравнению с жизнью богатых; жизнь обедневших несчастна по сравнению с жизнью богатых; жизнь людей несчастна по сравнению с жизнью богов.

Трудная жизнь: жизнь того, чьи руки отрезаны, чьи ноги отрезаны, чьи руки и ноги отрезаны, чьи уши отрезаны, чей нос отрезан, чьи уши и нос отрезаны. Из-за этого вида несчастья и из-за этого вида трудной жизни кто-то говорит: «Смерть лучше для тебя, чем жизнь».

Мышление: разум и мысль эквивалентны.

Намерение: воспринимая смерть, намерение смерти, стремление к смерти.

По-разному: различными способами.

Он хвалит смерть: он показывает недостатки в жизни и говорит  хвалу смерти, говоря: «Когда вы скончаетесь, с распадом тела после смерти, вы переродитесь в счастливом месте, в небесном мире. Там вы получите доступ к пяти видам  небесных чувственных удовольствий и сможете насладиться ими ».

Или побуждает кого-то умереть: он говорит: «Убей себя ножом / съешь яд / умри, повесившись на веревке / прыгни в пропасть / прыгни в яму / прыгни со скалы».

Он тоже: это сказано со ссылкой на предыдущие нарушения, повлекшие за собой изгнание.

Исключён: точно так же, как обычный камень, который был разбит пополам, нельзя снова собрать вместе, так и монах, преднамеренно убивший человека, не аскет, не сын сакьев, поэтому говорится: « он исключен.

Не в общности: общность: общие формальные процедуры, те же декламации, то же самое обучение — это называется «общность». Он не принимает в этом участия — поэтому это называется «не в общности».

Перестановки

Краткое изложение

Сам, Решившись , посланником, серией посланников, посланником, не следующим инструкциям, посланником ушедшим и вернувшимся снова.

Не наедине, но воспринимая как наедине; наедине, но воспринимая как не наедине; не наедине  и воспринимая это как не наедине; наедине и воспринимая это как наедине.

Он восхваляет с помощью тела; он восхваляет с помощью речи; он восхваляет посредством тела и речи; он восхваляет с помощью посланника; он восхваляет письменно.

Яму, предмет мебели, размещение рядом, лекарство, подготовив взгляд, подготовив звук, подготовив запах, подготовив вкус, подготовив прикосновение, подготовив психическое состояние, информацию, инструкцию, организованное действие, создание знака.

Изложение

Сам: он сам убивает себя с помощью тела или с помощью чего-либо прикрепленного к телу или с помощью чего-то высвобожденного.

Решившись: решившись, он говорит кому-то: «Рань так, ударь так, убей так».

Посланником: Если монах говорит второму монаху: «Убей так и так и таким образом и таким образом», он совершает нарушение неправильного поведения. Если второй монах убивает этого человека, думая, что он тот, кого ему приказали убить, происходит нарушение, влекущее за собой изгнание обоих.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так и так и таким образом и таким образом», он совершает нарушение неправильного поведения. Если второй монах убивает кого-то другого, думая, что он тот, кого ему приказали убить, то нет нарушения для подстрекателя, но есть нарушение, влекущее за собой изгнание убийцы.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так и так и таким образом и таким образом», он совершает нарушение неправильного поведения. Если второй монах убивает этого человека, думая, что это кто-то другой, а не тот, кого ему приказали убить, существует нарушение, влекущее за собой изгнание обоих.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так и так и таким образом и таким образом», он совершает нарушение неправильного поведения. Если второй монах убивает кого-то другого, думая, что это кто-то другой, а не тот, кого ему приказали убить, то у подстрекателя нет нарушения, но есть нарушение, влекущее за собой изгнание убийцы.

Серией посланников: если монах говорит второму монаху: «Скажи так-то и так-то и таким образом, чтобы сказать то-то и то-то, чтобы убить», он совершает нарушение  неправильного поведения. В информировании данного человека есть нарушение неправильного поведения. Если будущий убийца соглашается, то подстрекатель совершает серьезное нарушение. Если он убивает этого человека, для каждого из них наступает нарушение изгнания.

Посланником, не следующим инструкциям: Если монах говорит второму монаху: «Скажи так-то, чтобы сказать так-то и так-то, чтобы убить так-то и так-то», он совершает нарушение  неправильного поведения. Если второй монах говорит кому-то еще, кроме того, о котором ему было сказано, он совершает нарушение  неправильного поведения. Если будущий убийца соглашается, то совершается нарушение направильного поведения. Если он убивает этого человека, у зачинщика нет нарушения, но есть нарушение, влекущее за собой изгнание посланника и убийцы.

Посланником ушедшим и вернувшимся снова: если монах говорит второму монаху: «Убей того-то», он совершает нарушение неправильного поведения. Он идет, но возвращается, говоря: «Я не смог их убить». Если первый монах снова говорит ему: «Когда сможешь, убей их», он совершает нарушение неправильного поведения. Если второй монах убивает того человека, есть нарушение, влекущее за собой изгнание обоих.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так-то и так-то», он совершает нарушение неправильного поведения. Затем он раскаивается, но не говорит: «Не убивай их». Если второй монах затем убивает того человека, есть нарушение, влекущее за собой изгнание обоих.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так-то и так-то», он совершает нарушение неправильного поведения. Затем он раскаивается и говорит: «Не убивай их». Если второй монах отвечает: «Ты мне сказал так поступить», а затем убивает того человека, то нет нарушения у зачинщика, но есть нарушение, влекущее за собой изгнание убийцы.

Если монах говорит второму монаху: «Убей так-то и так-то», он совершает нарушение. Затем он раскаивается и говорит: «Не убивай их». Если второй монах отвечает: «Очень хорошо» и воздерживается, то нет нарушения у обоих.


Не наедине, но воспринимая как наедине: если он говорит вслух: «Я хотел бы, чтобы таких-то и таких-то убили», он совершает нарушение неправильного поведения.

Наедине, но воспринимая как не наедине: если он говорит вслух: «Я бы хотел, чтобы такие-то и такие-то были убиты», он совершает нарушение неправильного поведения.

Не наедине и воспринимая не наедине: если он говорит вслух: «Я бы хотел, чтобы таких-то и таких-то убили», он совершает нарушение неправильного поведения.

Наедине и воспринимая как наедине: если он говорит вслух: «Я бы хотел, чтобы такие-то и такие-то были убиты», он совершает нарушение неправильного поведения.