Луанг По Содх Чандасаро

Луанг По Содх (10 октября 1884 – 3 февраля 1959) был настоятелем Ват Пакнам Бхасичароен с 1916 и до своей смерти случившейся в 1959 году. Он так же основал Тайскую школу медитации Дхаммакая в начале 20-го века. Как бывший настоятель Ват Пакнам Бхасичароен, его часто называют Луанг По Ват Пакнам, что означает «почтенный отец из Ват Пакнам». Он стал известным мастером медитации сыгравшим значительную роль в развитии тайского Буддизма в период между окончанием Первой и во время Второй Мировых Войн. Считается, что он заново открыл Учение Дхаммакая и метод медитации которые, как полагают, использовались самим Буддой. С 2000 — х годов некоторые ученые отмечали, что Луанг Пу Содх также сыграл важную роль в представлении Буддизма Тхеравады на Западе, что ранее ими не рассматривалось.


Луанг По Содх родился как Содх Микаэвной 10 октября 1884 года в относительно зажиточной семье торговцев рисом в Амфое Сонг Пхи Нонг, в провинции Суфам Бури, расположеной в 102 км к западу от Бангкока в Центральном Таиланде. Часть своего обучения, когда ему было девять лет, он получил в храме своего дяди, Буддийского монаха. Так получилось, что он познакомился с Буддизмом с раннего детства. Он также проявил сильное влечение и желание к получению самостоятельного образования. Когда дядя Содха переехал в Ват Хуа Бхо, он взял мальчика с собой, чтобы тот продолжал учиться дальше. Через некоторое время дядя оставил монашество, но отцу удалось отправить мальчика учиться в другой монастырь, где Содх выучил Кхмерский язык. Когда ему исполнилось тринадцать лет молодой человек решает вернуться домой, чтобы помогать своему отцу. Его отец, управляющий бизнесом по торговле рисом, умер когда юноше было 14 лет. В этом возрасте, как старшему сыну, ему пришлось взять на себя ответственность за семейный бизнес. Этот опыт сильно повлиял на него: воровство и криминал мира торговли привили ему острое понимание тщетности мирской жизни и в восемнадцатилетнем возрасте он пожелал получить посвящение в монахи. Однако вначале он должен был позаботиться о своей семье и поэтому юноша начал копить деньги, чтобы позволить его родственникам не бедствовать после того, как он станет монахом. Официальная биография Ват Пхра Дхаммакая говорит, что он в своих накоплениях так же учитывал уровень инфляции и поэтому старался работать больше и активнее чем раньше. Но, в итоге, молодому человеку удалось собрать достаточно средств активно трудясь лишь в течении слудующих четырех лет.

Когда Содху было двадцать два года, он обрел посвящение в Ват Сонгпинонг, в своем родном городе, получив палийским именем Чандасаро. Пхра Чандасаро учился как у мастеров медитационной традиции, так и у монахов ученых анализиующих священные писания, что было редкостью в тот период. В своих автобиографических заметках он писал, что практиковал медитацию каждый день, с первого дня своего посвящения. В первые годы своего монашества он испытывал трудности с получением пищи в своих традиционных походах за пожертвованиями, когда монахи идут от дома к дому в поисках мирян, готовых предложить им пищу. Эти трудности привели его к решению, в будущем построить кухню для монахов, что бы те не получали таких сильных страданий от духовной жизни. После своего третьего Сезона Дождей (третий год после посвящения) Пхра Чандасаро много путешествовал по Таиланду, с намерением изучать священные Писания и медитативные практики у известных в то время Учителей. Это помогло ему познать различные аспекты духовной жизни того времени и проникнуться уважением к каждому из ее аспектов. Он изучал священные Писания в Ват Пхо и учился медитации в восьми центрах, среди которых были визуализации с Луанг По Аиумом. Именно там он получил сильно переживание связанное с развитием практики медитации и восприятие сферы света. Ученые-буддисты Кейт Кросби и Кэтрин Ньюэлл считают, что время проведенное в Ват Ратчаситтарам играет решающую роль в развитии метода медитации Дхаммакайи Луанг По Содха.

Хотя Пхра Чандасаро учился у многих мастеров и изучил многие важные тексты Палийского Канона, он не был удовлетворен. Он дважды удалялся в более спокойный район своего родного города. Некоторые источники утверждают, что он также удалялся в джунгли, для более глубокой практики медитации. В своем одиннадцатом Ритрите Сезона Дождей (Васса), в 1916 году, он остановился в Ват Ботбоне, в провинции Нонтхабури. Из автобиографических заметок Луанг По относящихся к тому времени можно подчерпнуть, что он практикуя медитацию в течение многих лет, считает что до сих пор не познал основных Знаний, которым учил Будда. Поэтому, в день полнолуния в десятом лунном месяце 1916 года он сел в главном зале храма Ват Ботбон, решив не колебаться в своей практике медитации сидя, что бы ни начало мешать однонаправленности его ума . В ту же ночь в медитации с ним произошло сильное переживание, позже ставшее известным как достижение Дхаммакая, которое вошло в основу метода медитации Дхаммакая и послужило отчетным моментом начала всей традиции.

Убежденный в том, что он достиг сердца учения Будды, Пхра Чандасаро начал новую главу в своей жизни. Он посвятил всю свою жизнь обучению и дальнейшему углублению своего познания медитации Дхаммакая. Метод медитации он назвал «Виджа Дхаммакая» — «прямое знание Дхаммакая». Храмы в традиции Ват Пакнам Бхасичароен, вместе называемые движением Дхаммакая, считают, что этот метод был техникой, которую первоначально использовал для достижения Просветления сам Будда, но в оследствии через пятьсот лет утерянной после его смерти. Само достижение Учителем состояния Дхаммакаи описывается этой традицией в необычных и чудесных терминах. Например, упоминается, что этому событию предшествовали сильные дожди.

Пхра Чандасаро провел очень много времени обучая других. Даже когда он еще был в Ват Пхо, он преподавал в своем собственной хижине язык Пали другим монахам и послушникам. Он также восстановил заброшенный храм в своем родном городе и создал школу для изучения Дхаммы для мирян. Луанг По сдавал экзамены на знание Пали, но не смог их пройти. Он не стал пробовать этого снова, хотя был более чем способным учеником, полагая, что, получив официальную степень в языке Пали, будет официально назначен на административную работу в Монашеской Общине, к которой он не стремился. Тем не менее, из-за своей деятельности, он был замечен главным монахом Сангхи Тайланда. Еще в 1916 году, Фуенан Пораминтара, монастырский губернатор пхаси-чарен, назначил Пхра Чандасаро Аббатом монастыря Ват Пакнам Бхасичароен, расположенном в Тонбури. С этих пор, он обычно упоминался как «Луанг По Содх» или «Луанг Пу Содх».

В 1916 году Тонбури еще не был частью Бангкока и не имел моста соединяющего его со столицей. Монахи Ват Пакнама, столкнувшиеся с социальными и дисциплинарными проблемами, попросили о хорошем настоятеле для своего храма. Им и стал Луанг По Содх постоянно следивший за строгой монашеской дисциплиной. Он смог превратить храм, заброшенный и почти пустой, в организацию с сотнями монахов, школой Буддистских исследований, одобренную правительством, начальную школу с мирской учебной программой и кухню, делающую храм самодостаточным. Кроме монахов, эта кухня также готовит пищу для всех посетителей и жителей храма. Ват Пакнам стал популярным центром обучения медитации. Луанг По Содх всегда подчеркивал, что важность духовного развития людей, имеет куда куда большее значение чем расширение инфраструктуры самого храма. Помимо развития большой общины монахов в храме (в 1959 году там жило 500 монахов — самое большое количество для одного места Таиланде того времени), он также создал сообщество мэй чи (монахини), с отдельными хижинами и кельями для медитации. Мэй чи сыграли важную роль в распространении Дхаммы и медитационного метода Ват Пакнам. В начальные годы новые правила Аббата критиковались некоторыми мирянами, которые, согласно официальной версии, вели незаконные дела с храмом и не оценили его изменение к лучшему. В Гуанг По даже стреляли из огнестрельного оружия.

За свою тред Луанг По не раз получал официальные монашеские и королевские титулы. Во время своего более чем полувекового служения Луанг По Содх непрерывно преподавал медитацию Дхаммакая, давая инструкции по ней каждый четверг, и проповедовал теорию Буддизма по воскресеньям и дням Упосаты. Так же он написал вводную книгу о практике медитации. Сначала метод медитации Дхаммакая вызвал критику со стороны официальной Сангхи, потому что был довольно новаторским. Обсуждение его в монашеском Сообществе привело к постановлению об официальной проверке в храме Ват Пакнам, но по ее проведении был сделан вывод, что метод Луанг Пу Содха был правильным.

Обучая медитации, Луанг Пу Содх будет призывать других медитировать, чтобы они могли проверить для себя преимущества медитации Дхаммакая. Он организовал команду из своих самых одаренных медитативных практиков и создал «фабрику медитации прямого переживания» (В ней эти практикующие, в основном монахи и Мэй чи, безостановочно медитировали в изолированном зоне храма, сменяя друг друга в течении каждых шести часов. Их «целью» было посвятить свои жизни медитативным исследованиям ради общего блага. В литературе этого движения можно найти много статей на тему о том как медитация Дхаммакая решает проблемы в обществе и мире в целом. Считается, что медитация Дхаммакая приводила и продолжает приводить к развитию сверх-способностей (пали: абхинья), такие как путешествие в другие сферы существования и чтение мыслей людей. Некоторые публикации этой традиции описывают, что медитация Дхаммакая использовалась во время Второй Мировой Войны, чтобы предотвращать бомбардировки Таиланда. Луанг По Содх также использовал эту медитацию для исцеления людей, которые сделали его еще более известным. Широко известна история Сомдета Пуэна, настоятеля Ват Пхо, который после медитации с Луанг По Содхом полностью выздоровел от своей болезни.

Помимо медитации, Луанг Пу Содх также способствовал и изучению теории Буддизма. В этом он стал одним из пионеров Тайского Буддизма. В 1939 году Луанг По Содх создал Институт Пали в Ват Пакнам, который, как говорят, стоил 2,5 миллиона бат. Луанг По Содх финансировал его постройку, за счет денег полученных от продажи амулетов, что является распространенным явлением в тайском Буддизме. Монастырская кухня, построенная по его идее, также способствовала тому, что монахи получили больше времени для изучения Дхаммы.

Согласно биографии Ват Пхра Дхаммакая, Луанг Пу Содх не одобрял «магические практики», сильно распространенные в Буддизме Таиланда, такие как гадание и заклинания на удачу. Он, однако, часто исцелял людей через медитацию. Амулеты Луанг По так же до сих пор повсеместно почитаются за приписываемые им необычные силы.

Луанг По Содх был сильно заинтересован о распространении медитации Дхаммакая за пределами Таиланда. Ват Пакнам уже успел опубликовать несколько международных буклетов, когда Капилаваддхо — его первый Западный студент, начал жить под руководством Луанг По Содха. Издание храма публиковались на тайском, английском и, в некоторых случаях, на китайском языках. В старых подписках еженедельных изданий храма так же упоминаются визиты высокопоставленных монахов из Японии и Китая. Медитация Дхаммакая до сих пор передается японскими Буддистами-Шингонами, обучившимися ей в Ват Пакнам.

Луанг По Содх стал одним из первых тайских наставников, посвящавших линостранцев в Буддийские монахи. Он посвятил англичанина Уильяма Пурфуста (так же известного как Ричард Рэндалл), дав ему монашеское имя «Капилаваддхо» в 1954 году. Капилаваддхо вернулся в Великобританию, чтобы основать Английский Сангха Траст два года спустя. Бывший директор траста Терри Шайн описывал его как «человек, который развил и основал первую английскую Сангху Тхеравады в западном мире». Он стал первым англичанином, получившим посвящение в Таиланде и занял пост директора английского Фонда Сангхи в 1967 году. Луанг По Содх орденовал также другого британского монаха, Питера Моргана, дав ему Палийское имя Панньяваддхо. После смерти своего Учителя молодой монах продолжил практику под руководством Аджана Маха Буа. Пхра Паньяваддхо оставался в монахом вплоть до своей смерти в 2004 году. Третьим монахом, в миру известным как Джордж Блейк, стал британец Ямайского происхождения. Он стал первым Ямайцем посвященным в Буддийские монахи. За ними последовали еще многие западные монахи пионеры движения Тхеравады.

Луанг Пу Содх оказал значительное влияние на Тайский Буддизм, как в Таиланде, так и за рубежом. Он помогал всем желающим обучаться Учению Будды через симбиоз изучения его теории и практики медитации, которые традиционно считались двумя раздельными направлениями монашества того времени.

В 1954 году Луанг По Содх сделал заявление о том, что скоро умрет, и поручил своим ученикам продолжать выполнять свои обязанности без него, особенно распространять медитацию Дхаммакая. Через два года у него диагностировали гипертонию. Луанг По Содх умер в 1959 году. Его тело бальзамировали. В Ват Пхра Дхаммакая был построен мемориальный зал, а в Ват Пакнам от его имени был создан благотворительный фонд. Очевидцы рассказывают что по сей день на теле растут волосы и ногти.

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф