Праюдх Паютто (1938)


Праюдх Паютто, также известный под своим нынешним монашеским титулом Пхра Бхрамагунаборн — известный тайский буддийский монах, интеллектуал и плодотворный писатель. Он стоит в одном ряду с наиболее выдающимися учёными монахами в буддийской истории Таиланда. Праюдх давал лекции и писал статьи на самые разнообразные темы, связанные с буддизмом, включая такие как «позиция женщины в буддизме» и «взаимоотношения буддизма и окружающей среды». В 1994 он получил награду от Юнеско в области образования во имя мира. Поскольку его монашеский титул менялся время от времени, его работы числятся под различными именами — например Пхра Раджаварамуни, Пхра Дхебведхи, Пхра 

Праюдх родился в провинции Супханбури 12 января 1938 года в семье Самрана и Чунки Араянгкун, был пятым ребёнком. Начальное образование получил в этой же провинции. В детстве страдал множеством болезней, среди которых были клапанные пороки сердца, несварение желудка, отит, аллергическая астма, болезнь лёгких, камни в почках, бронхит, воспалительные мышечные расстройства, вирусные воспаления глаз, стриктура мозговой артерии и голосовых узелков — он перенёс ряд хирургический операций, а некоторые болезни преследуют его и до сих пор. Плохое здоровье сильно мешало обучению в школе. Обескураженный этим, он вернулся домой после окончания старшей школы в Бангкоке в 1950. Будучи уверенным в том, что он мог продолжить получение образования, не вовлекаясь в это физически, как в школе, он, при поддержке семьи, отправился в монастырь, чтобы получить религиозное образование, где был посвящён в саманеры. Там он начал изучать язык пали и практиковать медитацию випассаны.

При поддержке отца он переехал в монастырь Ват Пхра Пирен в Бангкоке, чтобы получить высочайшую, девятую степень по языку пали. И поскольку это ему удалось осуществить ещё будучи саманерой, он был удостоин чести пройти королевское посвящение в монахи в 1962 году. Он получил монашеское имя Паютто, что дословно означает «человек с неумолимым усердием». В этом же году он получил степень бакалавра в области буддийского учения в Университете Маха-чула-лонгкорн-раджавидаяла. Был десять лет заместителем декана этого университета. Сыграл важную роль в модернизации образования Сангхи путём привнесения буддийских знаний в область современных общественных проблем.

Праюдх получил пост заместителя настоятеля Ват Пхра Пирен в 1973 году, но оставил эту должность, чтобы больше посвятить себя учебной работе. Он опубликовал ряд книг и статей, регулярно посещал научные семинары и конференции, окружив себя учёными и мыслителями современности, по мнению которых он мастерски раскрывал учение Будды. Получил почётные степени от более чем десяти университетов — как тайских, так и зарубежных. Когда ему вручили награду от Юнеско в 1994 году, он отдал все деньги целиком министерству образования на утверждение Фонда Образования Пхра Дхампитака.

Праюдх придерживается строгой интерпретации Палийского Канона, которая во многом совпадает с традицией Тхеравады. Он неоднократно публично выступал в защиту Канона, каждый раз, когда кто-либо посягал на его целостность. Когда в середине 90-ых группа монахов из Дхаммакаи стала по-своему трактовать термин «дхаммакая», Праюдх, в защиту Канона, опубликовал целую книгу, посвящённую специально этому вопросу. В споре с Дхаммакаей он цитировал неправильно истолкованные монахами тексты и приводил контр-аргументы в контексте подлинного Канона. Он утверждал, что термин «дхаммакая» ошибочно истолкован монахами, и если они и дальше будут придерживаться такого воззрения, то не смогут более находиться в рамках традиции Тхеравады.

Несмотря на плохое здоровье, Праюдх показал себя человеком с огромным усердием и верой. В течение всей жизни он приложил немало усилий к защите Канона, а также к пояснению правильного его толкования. Он опубликовал ряд книг, посвящённых изучению современных социальных вопросов, например, аборта, с точки зрения буддизма. Постоянно высказывает буддийскую точку зрения на проблемы в самых разных областях, таких как образование, законы, социальные и естественные науки. Праюдх подчёркивает буддийский подход срединного пути как единственный метод к достижению мира и устойчивого развития. Он утверждает, что буддизм является, в конечном счёте, совокупностью законов природы, и образует основу современной науки. Он также видит в буддизме незаменимый путь к обретению счастья.