Могок Саядо.

 

У Вимала (бирманский Махатхера так же известный как Могок Саядо, 27 декабря 1899 г. — 17 октября 1962 г.) был известным монахом-мастером медитации Випассаны Буддизма Тхеравады.

В 1920 году он получил монашеский постриг с духовным именем Вимала, что означает «чистый, незапятнанный». Поскольку его монашество спонсировали жители Могока, города, известного своими рубинами и драгоценными камнями, Вимала стал известна как «Могок».

Могок Саядо следует пути Леди-саядо, который учил в Бирме в середине нашего века. Леди Саядо усиленно способствовал пониманию закона Взаимо-зависимого возникновения среди бирманских Буддистов; и Могок Саядо оживил этот принцип и подчеркнул его важность в своем Учении. Могок был знаменитым в монашеских кругах ученым; более тридцати лет он был Учителем Буддийской психологии и писаний в Верхней Бирме. Однажды ему пришло на ум, что его положение напоминает положение пастуха, который, хотя и пасет коров, не имеет возможности воспользоваться их молоком. Он оставил свое занятие Учителя и отправился в Мингун, где занялся интенсивной практикой Прозрения. Прошло несколько лет; и вот по просьбе мирян-Буддистов он начал учить медитации прозрения в нескольких городах. Хотя он избегал популярности и не учил в столице, его слава пробужденного учителя широко распространилась по всей стране. Со времени смерти Саядо многие его ученики продолжают важную работу по передаче Учения о медитации Прозрения в его стиле.

В Рангуне существует крупный центр, который учит Випассане согласно методу Могока Саядо. Большая часть наставлений его ориентирована на мирян; здесь предлагаются периодические сессии интенсивной медитации.

Практика состоит из трех частей. Во-первых, Могок подчеркивает важность интеллектуального понимания Дхаммы до начала действительной практики медитации. Он учит практикующего проводить различия между представлениями и конечной реальностью, показывая, как эта реальность составлена из элементов и совокупностей. Затем он объясняет цикл обусловленного возникновения, показывает, как в силу закона причины и следствия страсти и желания удерживают нас в ловушке кругов становления и страдания.

Затем на основе этого первоначального понимания развивается медитация. Сначала йогины принимаются за упражнения внимательности к дыханию, чтобы научиться сосредоточивать ум. Далее практика меняется: следует или медитация, направленная на сознание, как познавательную способность ума, или на чувства. Каждый вид медитации объясняется как внимательность к тринадцати различным аспектам ума или чувства.

В конце, по мере углубления медитации, Саядо обращает особое внимание на то, как все восприятие становится просто восприятием возникновения и исчезновения пяти совокупностей, процесса тела и ума. Это постоянное изменение, которое необходимо пережить непосредственно (а не просто отмечать словами: «изменение, изменение»), показывает, каким неудовлетворительным и пустым, лишенным «я», является все наше существование. Проникая в истинную природу совокупностей, по мере того, как они возникают и исчезают, йогин созревает для прекращения этого процесса и остановки колеса Взаимозависимого возникновения, что представляет собой высочайшее блаженство, Ниббану.

Наиболее выдающимся пунктом в учении Могока-саядо является использование этого закона. Он объясняет, как действует эта причинная цепь, а затем направляет нас к переживанию всего процесса в целом в нашем собственном теле и уме. Развивающееся прозрение ведет нас к свободе превыше этого процесса, к истине Будды.В 1924 году Вимала стал главным настоятелем Пикарского Монастыря. Там он начал давать проповеди, посвященные Абхидхамме и обучению медитации Випассаны. Считается что после четырех летнее практики медитацию он стал Архатом и затем начал обучать ей своих учеников.

Могок-саядо следует пути Леди-саядо, плодовитого и пользовавшегося всеобщим уважением мастера Дхаммы, который учил в Бирме в середине нашего века. Леди-саядо усиленно способствовал пониманию закона обусловленного возникновения среди бирманских буддистов; и Могок-саядо оживил этот принцип и подчеркнул его важность в своем учении. Могок был знаменитым в монашеских кругах ученым; более тридцати лет он был учителем буддийской психологии и писаний в Верхней Бирме. Однажды ему пришло на ум, что его положение напоминает положение пастуха, который, хотя и пасет коров, не имеет возможности воспользоваться их молоком. Он оставил свое занятие учителя и отправился в Мингун, где занялся интенсивной практикой випассаны. Прошло несколько лет; и вот по просьбе благочестивых мирян-буддистов он начал учить медитации прозрения в нескольких городах. Хотя он избегал популярности и не учил в столице, его слава пробужденного учителя широко распространилась по всей стране. Со времени смерти Могока-саядо (он умер несколько лет назад) многие его ученики продолжают важную работу по передаче учения о медитации прозрения в его стиле.

В Рангуне существует крупный центр, который учит випассане согласно методу Могока-саядо. Центром управляет достопочтенный У Тан Даин, компилятор английской версии учения Могока. Большая часть наставлений Могока ориентирована на мирян; здесь предлагаются периодические сессии интенсивной медитации; центр приветствует европейцев и американцев.

Практика состоит из трех частей, которые будут более детально разобраны в следующем разделе. Во-первых, Могок подчеркивает важность интеллектуального понимания Дхаммы до начала действительной практики медитации. Он учит практикующего проводить различия между представлениями и конечной реальностью, показывая, как эта реальность составлена из элементов и совокупностей. Затем он объясняет цикл обусловленного возникновения, показывает, как в силу закона причины и следствия страсти и желания удерживают нас в ловушке кругов становления и страдания.

Затем на основе этого первоначального понимания развивается медитация. Сначала йогины принимаются за упражнения внимательности к дыханию, чтобы научиться сосредоточивать ум. Далее практика меняется: следует или медитация, направленная на сознание, как познавательную способность ума, или на чувства. Каждый вид медитации объясняется как внимательность к тринадцати различным аспектам ума или чувства.

В конце, по мере углубления медитации, Могок обращает особое внимание на то, как все восприятие становится просто восприятием возникновения и исчезновения пяти совокупностей, процесса тела и ума. Это постоянное изменение, которое необходимо пережить непосредственно (а не просто отмечать словами: «изменение, изменение»), показывает, каким неудовлетворительным и пустым, лишенным «я», является все наше существование. Проникая в истинную природу совокупностей, по мере того, как они возникают и исчезают, йогин созревает для прекращения этого процесса и остановки колеса обусловленного возникновения, что представляет собой высочайшее блаженство, Ниббану.

Наиболее выдающимся пунктом в учении Могока-саядо является использование закона обусловленного возникновения. Он объясняет, как действует эта причинная цепь, а затем направляет нас к переживанию всего процесса в целом в нашем собственном теле и уме. Развивающееся прозрение ведет нас к свободе превыше этого процесса, к истине Будды.

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф