Досточтимый Кхува Бунчум

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Досточтимый Кхува Бунчум (1964 -) — монах лесной медитации, хорошо известный с тринадцати лет большому количеству мирян Лао, провинции Юньнань в Китае, Мьянме и Таиланде за свою уединенную и серьезную практику медитации.

Почтенный Кхува Бунчум родился в 1964 году (буддийская Эра 2507) в деревне Па-Майсак (Тимберфилд), в районе Чианг Саен в северном Таиланде, теперь стал известным во всем мире как символ и достопримечательность Золотого Треугольника. Он был назван Бунчум (знак заслуги/Boon), потому что у его матери был яркий сон о красивой золотой пагоде в день его зачатия. Бабушки и дедушки Бунчума были людьми, мигрировавшими из в восточной части штата Шан, Союза Бирмы.

Бунчум был старшим из четырех детей. Его отец, Лунг Кхам Ла, умер, когда ему было всего шесть месяцев, а его мать вышла замуж и родила еще троих детей. Следуя традиционному обычаю Юго-Восточной Азии, где мальчики проходят посвящение в качестве послушников (Саманера) в молодом возрасте, Бунчум был пострижен в возрасте одиннадцати лет после завершения своего начального образования, с тридцатью двумя другими мальчиками в 1975 году. Через год или два все они вернулись к мирской жизни, за исключением Саманеры Бунчума, который проявил интерес к медитации. Изучав Буддийские писания в течение года и завершив первый фундаментальный уровень формальных экзаменов по Дхамме, он решил, что формальное изучение, которое ему было преподано, слишком фокусируется на теоретическом понимании и сдаче экзаменов, а он хочет изучать Учение более практическим образом. Поэтому при любой возможности юный монах обращался к известным Учителям медитации в северного Таиланда и обучался у них. Иногда он уходил и медитировал на кладбище или у трупов. Необычно тихий и умиротворенный для своего возраста, он часто подвергался подначкам других послушников. Но это не удержало его от всё более глубокого и серьёзного погружения в медитативную практику.

Его серьёзная медитативная практика привлекала верующих, которые начинали делать ему различные подношения, включая и деньги. Он жертвовал все свои подношения другим. Всякий раз, когда к нему приходили верующие, он цитировал сутты, чтобы призвать благословения Будды и объяснить им Дхамму.  Обычно он говорил о восхищении, которое испытывал от примера жизни Будды, обучал медитации на качества Будды (Buddhanussati), учению Будды о пяти обетах; непривлекательной природе тела (asubha-bhavana), неизбежности смерти (maranassati) и медитации на Любящую-доброту (metta). Его пение занимало около двух часов, он делал это с глубокой концентрацией и красивым голосом. Его песнопения проводились на языке Пали. Их записи сохранилось в лесной традиции. Его стиль и сильная вера пробуждали семя преданности во многих, кто его слышал.

В возрасте тринадцати лет и чуть более двух лет в послушничестве, он стал настолько известен, что привлёк внимание щедрых помощников, которые помогли ему отремонтировать chaitiya (пагода) в деревне под названием Wieng Keau, недалеко от его места рождения. С тех пор он переезжал с места на место для проведения ритрита-дождей (Васса) и в поисках уединения и Учителей медитации. В возрасте 16 лет он отправился медитировать в лес городка Тачилек в штате Шан, Союза Бирмы, который, по сути, находится на другой стороне реки Мехонг от того места, где он родился. Лес был густым и ему нравилось уединение, которое он предлагал. Его присутствие в лесу привело к тому, что жители деревни построили ему лесной монастырь и с этого времени он стал известен как Sao (Chao) Mong Phong или почтенный Mong Phong. Его последний ритрит-дождей в качестве послушника был в Гималаях после паломничества в Боддхагаю в Индии и на Шри-Ланку.

В 1984 году (B. E 2529) он получил высшее посвящение, упасампаду, в семисотлетнем монастыре Ват Суан-док (цветочный сад) в Чиангмае. Чтобы символизировать учение Будды о 38 видах благословений, 38 монахов были приглашены принять участие в церемонии посвящения. Со времени своего высшего посвящения и из уважения к его медитативным практикам он стал известен как Хува Бунчум, что означает Учитель и является синонимом Пхра Ачан на тайском языке и Саядо на бирманском языке. Его монашеское имя на Пали – Ньянасамваро означает «охраняющий свой ум мудростью».

После своего высшего посвящения, Хува Бунчум всегда соблюдал трехмесячный ритрит-дождей (Васса) в одиночестве в пещере. Он делал это в разных пещерах в северном Таиланде, Северном Шанском государстве Союза Бирмы и Королевстве Бутан, где он известен как Лама Хува. Кроме того, он также время от времени уходил в пещеры для уединения и медитации.

За эти годы он стал красноречивым проповедником Дхаммы и может учить ей на всех языках Таиланда. Без какого-либо формального обучения он также очень быстро научился, как говорить по-Бутански и немного по-китайски. Он провел сотни бесед о Дхамме. Когда он не живет в пещере, то обычно перемещается от деревни к деревне, никогда не останавливаясь надолго на одном месте. Его декламации также стали широко известны. Иногда он также декламирует на Тибетском.

С апреля 2010 года Достопочтенный КХува Бунчум находится в уединенном уединении в пещере Раджагра в провинции Лампанг, Северный Таиланд. Он полон решимости завершить трехлетнее трехмесячное трехнедельное и трехдневное уединение. Вегетарианец с рождения, он живет на фруктах и печенье, которые его последователи приносят, помещая их у входа в его пещеру. Он выходит время от времени, чтобы взять еду, когда вокруг никого нет. Он соблюдает полное молчание во время уединения, но отвечает на вопросы Дхаммы в письменной форме, когда к нему обращаются.