Аджан Ли Дхаммадхаро (1907-1961)


Пхра Аджан Ли Дхаммадхаро был одним из выдающихся учителей и мастеров медитации лесной тайской традиции, основанной в начале 20 века учителями Пра Аджаном Сао и Пра Аджаном Маном Буридатто. Жизнь Аджана Ли была короткой, но очень насыщенной.

Будучи известным за свои учительские умения и за владение сверхспособностями, он стал первым, кому удалось распространить лесную традицию и сделать её одной из ведущих в Тайланде.

Аджан Ли родился в 1907 году в бедной семье в деревушке на северо-востоке Тайланда в провинции Убон Ратчатани. У него было пять братьев и четыре сестры. Мать умерла, когда ему было одиннадцать, старшие братья и сёстры уехали в поисках работы, а потому на него легла обязанность помогать отцу и воспитывать младшую сестру. В 12 лет он поступил в школу, выучился читать и писать, но к 17 отправился в поисках заработка на жизнь.

В 20 лет произошёл инцидент, когда он убил собаку. Последующее немедленное раскаяние и анализ произошедшего породил целую череду мыслей, которые привели его к решению получить монашеское посвящение, и в тот же год на шестой лунный месяц с разрешения отца он прошёл церемонию пострижения.

В монастыре он изучал Дхамму и монашескую дисциплину, но, в целом, вместо созерцательной жизни, он, вместе с другими монахами, просто приятно проводил время — играл в шахматы, боролся, устраивал петушиные бои и тому подобное. Через пару лет он осознал, что если хочет остаться в монашестве, ему нельзя продолжать так дальше. Он дал себе клятву, что будет усердно практиковать Учение, и вскоре получилось так, что обстоятельства свели его с Аджаном Маном — известным учителем лесной тайской традиции.

Он решил перестричься в Дхаммают никае и последующие несколько лет провёл под учительством Аджана Мана и нескольких других известных учителей. С этих пор он вёл скитальческую жизнь, и это стало традицией до самых его последних дней. Аджан Ли никогда не любил оставаться на одном месте длительное время, а сезоны дождей проводил на кладбищах, в лесах или пещерах, усердно практикуя медитацию.

За всю свою жизнь Аджан Ли Дхаммадхаро совершил многочисленные путешествия по Тайланду, Камбодже, Бирме и Индии, чередуя длительные затворничества с активной общественной работой, основывая монастыри, организуя различные общественные мероприятия, обучая людей медитации и Дхамме.

Незадолго до смерти он написал подробную автобиографию, затрагивающую ряд интересных событий и случаев, которые с ним произошли.

 

Ват Тау-Коте – крупный городской монастырь на окраинах Након-Ситаммарата. Местность, должно быть, когда-то представляла собой берег моря, поскольку почва там песчаная, а деревьев совсем немного. Более половины храма отведено под два крупных общежития для медитирующих мужчин и женщин. Секция монахов насчитывает более пятидесяти домиков по окружности большой открытой площади, где ежедневно в течение нескольких часов выполняются упражнения в ходьбе и в медитации стоя. Вдобавок внутри жилого массива находится одна из городских площадок для сожжения трупов, где медитирующие могут периодически наблюдать сожжения, заниматься «кладбищенскими медитациями», чтобы расширить перспективу своей практики. Пища принимается совместно в большом зале ранним утром и около полудня. Поощряется интенсивная практика, и ачаан Дхаммадхаро весьма доступен для вопросов и решения проблем. Зачастую он стоит или ходит снаружи вместе с медитирующими; ежедневно громкоговорители храма передают магнитофонные записи. Более дюжины жителей Запада учились в вате Тау Коте, и ачаану Дхаммадхаро обучение их доставляет особое удовольствие. Он не говорит по-английски, но около него всегда находится несколько человек, которые могут служить переводчиками для изучающих. Во время публикации этой книги мы получили известие о том, что ачаан Дхаммадхаро переехал в храм, расположенный в провинции к северу от Након-Ситаммарата, где принимает тайских и западных учеников.

В своей практике медитации ачаан Дхаммадхаро подчеркивает внимательность к ощущению (он употребляет это слово редко, заменяя его словом «чувство»). Благодаря постоянной внимательности к изменяющимся ощущениям мы можем видеть все наши переживания как возникновение и исчезновение, происходящие от одного мгновенья к другому. Это ясно видно, объясняет он, потому что форма, а следовательно, и ощущение, является основой всех пяти совокупностей. Восприятие пяти совокупностей в их возникновении и исчезновении и есть то, что имел в виду Будда, предписывая нам внимательность к телу в теле, к чувству в чувстве, к уму в уме, к дхаммам в дхаммах. Ачаан Дхаммадхаро пользуется мгновенным осознанием ощущения, как воспринимаемого в теле, в чувствах, даже в тонких движениях ума, как прямым средством переживания внутренней истины. Объясняя развитие медитации, он описывает, как внимательность к ощущению приводит нас к переживанию всех чувств непосредственно в основании сердца; согласно традиции, сердце считается седалищем ума. Когда все переживания, даже ум, воспринимаются в виде отчетливых ощущений, возникающих и исчезающих в основании сердца, мы видим истину непостоянства, страдания и безличности. Это приводит нас к самой глубокой истине, к окончанию страдания, к переживанию Ниббаны.