У Ба Кхин (1899-1971)


Саяджи У Ба Кхин родился 6 марта 1899 года в Рангуне, Бирма. В марте 1917 он окончил высшую школу с золотой медалью. Под давлением семьи он не стал получать дальнейшее образование, чтобы начать зарабатывать деньги. Его первой работой была должность в бирманской газете «The Sun», но через некоторое время устроился клерком в счётной палате Бирмы. В 1926 он прошёл повышение квалификации, которые устраивало правительство Индии. В 1937-ом, когда Бирма отделилась от Индии, он получил должность первого руководителя Особого Отдела.

В том же году он встретил Сайя Тхетджи — богатого фермера, который обучил его медитации анапанасати. Когда У Ба Кхин опробовал медитацию, он обнаружил, что ему достаточно легко удаётся сосредоточение ума. Это настолько его поразило, что он решил пройти полный курс медитации, который устраивал Сайя Тхетджи в специально построенном для этих целей центре. Он успешно прошёл десятидневный курс, и продолжал практику, специально приезжая в этот центр, и встречался с Сайя Тхетджи, когда тот посещал Рангун.

В 1941 произошла случайность, которая стала важной вехой в жизни Ба Кхина. Во время командировки в северную часть Бирмы он, по воле случая, встретился с Вебу Саядо — высоко уважаемым монахом, которого многие считали архатом. Вебу Саядо был поражён медитативными способностями Ба Кхина и посоветовал ему обучать других.

4 января 1948, в день, когда Бирма обрела независимость, Ба Кхина назначили руководителем счётной палаты Бирманского Союза. В 1950 он основал Ассоциацию Випассаны при офисе счётной палаты, где миряне, как правило, сами офисные работники, могли изучать випассану. В 1952 он открыл Международный Медитационный Центр (I.M.C.) в Рангуне, в двух милях от знаменитой пагоды Шведагон. В этот центр приезжали многочисленные бирманские и иностранные ученики, где получали наставления по Дхамме у самого У Ба Кхина. Саяджи У Ба Кхин также принимал активное участие в организации Шестого Буддийского Собора, который прошёл в 1954-56 гг. в Рангуне.

Ба Кхин стал известным учителем бирманской системы медитации «випассаны», открыв многочисленные центры. В данный момент существует шесть Международных Медитационных Центров традиции У Ба Кхина. Каждый из этих центров, которые находятся на Западе, являются прямыми филиалами Международного Медитационного Центра У Ба Кхина в Рангуне. Всеми центрами управляет ближайшая ученица Ба Кхина — Мать Сайямаджи, которая практиковала и учила медитации более 50 лет, и продолжает дело У Ба Кхина после его кончины в 1971. Другим известным учеником У Ба Кхина является С.Н. Гоенка, который известен как учитель бирманской випассаны по всему миру.

У Ба Кхин очень хотел поехать на Запад, чтобы там обучать випассане, что подтверждается из переписки с Доктором Врайтом из США, которому он дал полномочия обучать випассане, а также из личной переписки с другими своими учениками. Поскольку в то время у него были ограничения на передвижения, он так никогда и не смог исполнить свою мечту.

У Ба Кхин – мастер медитации и мирянин, был одной из самых необыкновенных фигур нашего времени. Он занялся практикой медитации в возрасте около сорока лет, оставаясь при этом на государственной службе. У Ба Кхин прошел широкую систему обучения под руководством гуру Сайя Тхэт Гьи, хорошо известного бирманского учителя-мирянина, а также освоил практические методы многих типов сосредоточенной медитации, или поглощенности, и выработал наиболее действенную технику для практики медитации випассаны. Эта техника включает проведение ума через всё тело; при этом особенное внимание обращено на постоянно меняющуюся игру ощущений, доступную восприятию.

У Ба Кхин был известен, как чрезвычайно мощный человек, и стиль его жизни указывает на эту внутреннюю силу. После того, как британцы покинули Бирму, он стал главным бухгалтером кабинета министров, сотрудником министерского ранга; в это же время он основал в Рангуне Международный центр медитации, где учил Дхамме. Фактически в течение нескольких лет после ухода с государственной службы У Ба Кхин не только расширял свой Центр и вел многообразное обучение Дхамме медитации, но также оставался практическим главой четырех департаментов правительства Бирмы.

Полная вовлеченность У Ба Кхина в требования мирской жизни, как главы семьи и выдающегося гражданского служащего, становится очевидной в системе и стиле его наставлений. Он подчеркивает практическую сторону, отдавая ей предпочтение перед теоретическим пониманием Дхаммы; его метод практики является прямым и интенсивным. Учение У Ба Кхина основано прежде всего на его собственном опыте; поэтому терминология, употреблявшаяся им для того, чтобы описать своё понимание, может показаться неточной, если подходить к ней с позиции наиболее технической терминологии буддизма или современной науки. Это потому, что его по-настоящему не интересовали какие-либо теоретические рамки Дхаммы; он просто старался найти достаточный перевод своего собственного опыта, чтобы такой перевод мог служить основой наставления для медитации. Он считал буддизм некоторым делом, а не предметом разговоров.

Ограничения с визами, введенные в последнее десятилетие, сократили число западных посетителей в Международном Центре медитации, хотя одно время там училось большое их число. Центр состоит из залов и комнат для размещения приехавших учиться медитации; в центральном святилище находится ступа для медитации, где даются наставления и осуществляется руководство медитацией. У Ба Кхин умер несколько лет назад, однако он оставил много учеников, которые сами учат практике випассаны. В Центре наставления дает мирянка, досточтимая Саияма; жителей Запада, которые приезжают в Рангун, всё еще ждет очень хороший прием; они получают тщательное обучение, насколько это позволяет время. Обучение ведется интенсивным методом; хотя У Ба Кхин учил многим различным системам сосредоточенной медитации, сейчас чаще всего используется внимательность к дыханию в соединении с его практикой прозрения.

Эта специфическая практика состоит в том, что после развития некоторого объема сосредоточенности внимание систематически проводится по всему телу, и практикующий осознает наличествующие в нем физические ощущения. Наблюдая эти ощущения, медитирующий развивает всё более четкое осознание аничча, свойства непостоянства. Когда, по словам У Ба Кхина, «активизирована аничча«, в психофизическом континууме, которому мы даем название человеческого существа, происходит процесс очищения от скверны. Действующее начало, или способ, этого очищения У Ба Кхин называет Ниббана дхату. Природу Ниббана дхату трудно описать, потому что здесь перед нами не теоретический, даже не концептуальный аспект. Фактически это переживание; и по мере того, как практикующий всё глубже проникает в природу реальности, наблюдая аничча и подходя к действительному состоянию непостоянства, возникает другой способ существования, другой «элемент» (буквальное значение слова «дхату»), который на самом глубоком уровне бытия приходит в соприкосновение со скверной и искореняет её. Такова грубая концептуализация процесса, хорошо знакомого У Ба Кхину; его нельзя объяснить, но он доступен переживанию. Собственное описание У Ба Кхина сходным образом оказывается метафорическим:

«С осознанием истины аничча, непостоянства, а также связанных с ней истин страдания и безличности, он (изучающий) развивает в себе то, что мы можем назвать искрящимся светом Ниббана дхату; это особая сила, которая рассеивает всяческую нечистоту, все яды, продукты дурных действий, являющиеся источником его физических и духовных болезней. Точно так же, как сгорает зажженное топливо, отрицательные силы (нечистота или яды), находящиеся внутри практикующего, устраняются при помощи Ниббана дхату, который он порождает истинным осознанием аничча в ходе своей медитации… Здесь необходимо сделать предостережение. Когда практикующий разовьет Ниббана дхату, воздействие Ниббана дхату на нечистоту и яды внутри его собственного организма создает особого рода подъем, который необходимо выдержать. Этот подъем имеет наклонность повышать восприимчивость к излучению, трению и вибрации атомных единиц внутри организма».

Это переживание настолько возрастет в интенсивности, что практикующий может почувствовать, как будто его тело – просто электричество, масса страдания.

«То, что существенно в буддизме, – это постижение проявления и растворения пяти совокупностей. Только с развитием Ниббана дхату, следующим за подлинным пониманием аничча, воздействие Ниббана дхату на внутреннюю нечистоту создает ощущение горения, которое, во всяком случае, не должно продолжаться долго».

Следовательно, можно понимать Ниббана дхату как силу, порожденную осознанием аничча, действительным медитативным переживанием непостоянства. Здесь налицо процесс очищения, и этот процесс ведет медитирующего к переживанию мира Ниббаны внутри самого себя. Тут – самая суть учения У Ба Кхина.

Есть несколько отдельных прекрасных учителей метода У Ба Кхина, доступных для европейцев и американцев, практикующих медитацию. В Индии это У Гоенка, мощный учитель в стиле своего гуру У Ба Кхина; за пять лет он, осуществляя руководство десятидневными периодами интенсивной медитации, проинструктировал в области медитации прозрения несколько тысяч жителей Запада. Недавно по Америке путешествовали Роберт Хувер и Руфь Деннисон; они руководят периодами интенсивной медитации в центрах, устроенных заинтересованными учениками. Эта практика, как и прочие интенсивные методы, может за короткие промежутки времени привести серьезных изучающих к глубокому прозрению в Дхамму. Затем, разумеется, йогину необходимо продолжать процесс интегрирования истины своего прозрения в повседневной жизни.