Дхаммадасси Махатхера

 

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

 

Досточтимый Шин* Арахан (Shin Аrahan) или по-другому Дхаммадасси Махатхера (Dhammadassi Mahathera) был высшим духовным главой паганского царства с 1056 по 1115 гг. Он был монахом, уроженцем царства Татон (Thaton), а также религиозным советником четырех царей Пагана от Аноратхи (Anawrahta, Анируда) до Алаунгситу (Alaungsithu). Ему приписывают обращение царя Аноратхи в буддизм тхеравады и надзор за последующим реформированием буддистского вероучения по всему царству. (2)

*Прим. пер.: Шин — бирманское слово, которое употреблялось при обращении к уважаемому монаху. Примерным эквивалентом этого слова является палийское слово «сами» (sāmi означает: хозяин; господин; мастер; муж.) В наши дни по отношению к монаху употребляется слово Ашин.

Биография

История Шина Арахана впервые появилась в хронике Маха Йазавин (Maha Yazawin) написанной в 1724 году, и была повторно пересказана в хронике Хманнан Йазавин (Hmannan Yazawin) 1832 года. Хотя некоторые современные исследователи подвергают сомнению достоверность этой истории (3) (4), однако большинство историков продолжает принимать эту историю за подлинный артефакт бирманской традиции. (5)

Прибытие в Паган

Согласно традиции Шин Арахан был тхеравадинским буддийским монахом из царства Татон. Касательно его происхождения нет ясности. Бирманские хроники сообщают, что Шин Арахан родился в результате непорочного зачатия в семье брахмана в 1034 году. Как считается, он был монского происхождения, (6) но, несмотря на это, когда его спрашивали, то он не говорил, что был моном, вместо этого он отвечал, что принадлежит к роду Будды и что он последователь Дхаммы Будды. (5)

В 22 года он уехал в северное царство Паган, потому что был раздосадован упадком буддизма тхеравады в Татоне и тем, что там стало увеличиваться влияние индуизма. Монские хроники подтверждают эту историю, давая понять, что царь Татона Мануха был достоин порицания за то, что он пошел на компромисс с индуизмом. (7) В Пагане молодой монах повстречал* царя Пагана Аноратху, и обратил его в буддизм тхеравады, который до этого исповедовал «буддизм ари» (ari, эйи). Царь был недоволен состоянием буддизма в Пагане. Он считал монахов ари порочными, так как они принимали пищу после полудня, употребляли алкогольные напитки, приносили в жертву животных и наслаждались ius primae noctis (правом первой ночи) (8).

*Прим. пер.: Если быть точнее, то: «В хрониках сообщается, что этот монах пришел с юга, поселился в лесу, был приведен в Паган охотником, который познакомил его с Анирудой». (И. В. Всеволодов.
Бирма, религия и политика. М. 1978.)

Царь и махатхера плодотворно сотрудничали. Шин Арахан обрёл в Аноратхе влиятельного монарха, который смог помочь ему исполнить его мечту об очищении вероучения. Aноратха нашел в буддизме тхеравады замену порочной власти духовенства, а в Шине Арахане наставника, который смог помочь ему всё это осуществить. (6)

Реформы

Начиная с 1056 года Аноратха, под руководством Шина Арахана, провёл по всему царству серию религиозных реформ. Реформы получили своё развитие после завоевания Паганом Татона, в результате которого из побежденного царства было вывезено большое количество необходимых священных текстов и монахов. Шин Арахан разместил священные тексты* в специально отстроенной для этого библиотеке – Питака-таик (Pitaka-taik), которую всё еще можно увидеть в Пагане.

*Прим. пер.: Из Татона было вывезено 30 комплектов Типитаки, 32 белых слона царя Манухи и многочисленные реликвии.

Аноратха лишил власти монахов ари, объявив в первую очередь, что его судьи больше не будут следить за тем, приводят люди или нет своих детей к этим священнослужителям. Получили свободу те, кто был в кабале у этих священнослужителей. Некоторые из монахов ари стали мирянами, а другим пришлось заново принять монашеское посвящение от Шина Арахана. Но большинство монахов, которые довольно долго обладали властью, не захотели так легко сдаваться и Аноратха изгнал их. Многие из них бежали к горе Поупа (Popa) и в шанские холмы. (9) (Однако ари не исчезли. Их потомки известные как «монахи живущие в лесу», оставались мощной силой, которой покровительствовали цари вплоть до периода государства Авы (Ava) в ХVI столетии. Подобным же образом, вплоть до настоящего времени в Бирме продолжается поклонение натам (духам).

Вскоре после этого Шин Арахан помог восстановить более ортодоксальную форму буддизма тхеравады, полагая, что буддизм Татона был загрязнённым, он позвал в Паган буддийских ученых из соседних областей. Под его руководством Аноратха пригласил ученых из монских земель, со Шри-Ланки, а так же из Индии, где буддистские монахи искали спасения от мусульманских завоевателей. (10) Образованность и учёность этих монахов помогла восстановить более ортодоксальную форму буддизма тхеравады.

Шин Арахан также наблюдал за обучением сангхи и за строительством на территориях подчиненных власти Пагана более чем тысячи монастырей, которые возводились с целью распространения вероучения. Он путешествовал по всему царству вплоть до Тенассерима. (9)

Когда царь Аноратха покровитель Шин Арахана умер в 1077 году, махатхера продолжал в течение примерно двух десятилетий проводить реформы, которые царь помог ему начать. Он был духовным советником следующих трёх царей – Солу (Sawlu), Чанситты (Kyansittha) и Алаунгситы (Alaungsithu), и принимал участие на их церемониях коронации. (1)

Смерть

Шин Арахан умер в 1115 году на 81 году жизни во время правления в Пагане царя Алаунгситу. Его преемником стал его ученик Шин Пантхагу (Shin Panthagu). (11)

Буддизм Шина Арахана

Историки утверждают, что даже реформированное вероучение Шина Арахана, Аноратхи и других царей Пагана всё ещё находилось под сильным влиянием индуизма по сравнению с более поздними ортодоксальным стандартами (XVIII и XIX столетий). В то время тантризм, шиваизм и элементы вишнуизма пользовались гораздо большим влиянием, чем в более позднее время, и это свидетельствует как об относительной незрелости ранней бирманской письменной культуры, так и о её неразборчивой восприимчивости к небирманским традициям. На самом деле даже современный бирманский буддизм содержит в себе большое количество анимистических верований, элементов буддизма махаяны и индуизма. (8) Исследователи также подвергают сомнению реформирование (очищение) Шином Араханом буддийского вероучения, и сомневаются в том, что буддизм в Татоне был более строгим, чем в Пагане. (4)

Что касается доказательств в подтверждение его реформ, то в действительности их невозможно найти в Пагане. Если уж на то пошло, то доказательства указывают на нечто обратное. (12) Фрески храма Нандаминья (Nandaminnya), в Пагане, которые посвящены Шину Арахану «явно принадлежат ари». (9) Широкий спектр историй в бирманской культурной памяти демонстрирует, что его реформа не была настолько искусной и значительной, как это излагает позднесредневековое повествование. Бирманский историк Тан Тун (Than Tun) пишет: «На всём протяжении жизни Будды, буддизм был в определённом смысле чистым, но со временем, чтобы отвечать времени и месту, он видоизменялся, и Бирма не является исключением».(13)

И действительно, в течение столетия после смерти Шина Арахана, буддизм Пагана был преобразован в соответствии с доминировавшей на Шри-Ланке школой Махавихара (Mahavihara), которая отличалась от его школы Конджеверам-Татон (Conjeveram-Thaton). (14) (Школа Конджеверам берет своё начало в V столетии н. э. в Канчипураме, Тамилнаду и опирается на труды монаха Дхаммапалы. (15))* Благодаря усилиям Шина Уттарадживы (Uttarajiva) к 1192 году школа Махавихара стала доминирующей школой бирманского буддизма. (16) Но школа Шина Арахана так легко не сдалась. Раскол длился два столетия, до тех пор, пока буддизм школы Конджеверам Шина Арахана в конце концов не прекратил своё существование.

*Прим. пер.: Буддизм в Канчипураме процветал примерно с I — V в. н. э. Буддийские учебные заведения в Канчипураме сыграли важную роль в распространении буддизма тхеравады у монов Мьянмы и Таиланда.

Наследие

Буддизм тхеравады Шина Арахана не мог быть настолько чистым как это запечатлено в памяти бирманской культуры но, тем не менее, его наследие оказало большое влияние на бирманскую историю. Обращение царя Аноратхи в буддизм тхеравады рассматривается как ключевой поворотный момент. Энергичное покровительство царя буддизму тхеравады очень помогло упрочить буддистскую школу, которая до этого располагалась в других местах Южной и Юго-Восточной Азии. В 1071 году Шри-Ланка, на которой был записан палийский Канон, была вынуждена просить у Пагана, который стал тхеравадинским лишь 15 годами ранее, священные тексты, потому что война с правителями южноиндийской династии Чола уничтожила почти всех ученых монахов. В Юго-Восточной Азии только Паган был тхеравадинским. Другая часть континента была под властью Империи кхмеров, в которой исповедовался индуизм. Покровительство Паганской империи обеспечивало буддизму тхеравады безопасное убежище, и это сделало возможным его дальнейшее распространение в Сиаме, Лаосе и Камбодже в XIII и XIV столетиях.