ДОСТОЧТИМЫЙ ПИНДОЛА БХАРАДВАДЖА

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Бхарадваджа (Bharadvaja) был сыном брахмана царя Удены из Косамби. Он хорошо разбирался в трех Ведах, и был предводителем 500 брахманов. Его знали во многих городах и деревушках. Однако разочаровавшись в том, чем он занимался, он отправился в Раджагаху.

Когда Будда обучал Дхамме в Раджагахе, Бхарадваджа присутствовал на этом учении, и у него возникло полное доверие к Дхамме, и вскоре он стал бхиккху. Так как у него была привычка бродить в поисках еды в разных местах, он получил свое имя – Пиндола*.
*Piṇḍola – этимология слова неясна; тот, кто ищет подаяние в виде пищи.

Бхарадваджа страдал чревоугодием. Ежедневно он поглощал множество блюд с выпечкой или рисовой кашей. Поэтому монахи даже сообщили об этом Будде.
Он имел привычку прятать на ночь под своё ложе свою большую, сделанную из высушенной тыквы чашу. Эта чаша при прикосновении издавала сильный скрежет каждый раз, когда он доставал и ставил её на место, и вследствие этого она получила повреждения по верхнему краю. Вследствие этого она могла вместить лишь небольшое количество пищи. С тех пор Будда разрешил монахам использовать специальные сумки-чехлы для своих чаш, что было зафиксировано в правилах Винаи. (Махавагга. Восьмая кхандака. Раздел 20.)

Практикуя индрия бхавану (indriyabhavana), контроль над органами чувств, он вскоре достиг высшей ступени нравственной чистоты, состояния арахата. Будучи полностью уверенным в своих духовных достижениях, он бросил вызов всем сомневающимся, чтобы они смогли задавать любые вопросы, касающиеся Дхаммы. Он стал ходить от монастыря к монастырю, отвечая на вопросы по Дхамме.

Как-то один богатый торговец из Раджагахи установил на высоком бамбуковом шесте сандаловую чашу и объявил, что снять её может любой святой. Пиндола услышал об этом и по предложению Моггалланы решил достать эту чашу. Обладая сверхъестественными способностями (abhiñña), он поднялся вверх, и снял чашу, которая находилась на кончике бамбукового тридцатиметрового шеста. Будда спросил его: «Откуда вы достали эту сандаловую чашу для подаяний? Господин, я достал её с вершины высокого бамбукового шеста». Будда ответил: «Вы никогда не должны применять или демонстрировать свои сверхъестественные способности». Вот как Будда со всей строгостью отчитал его за демонстрацию этого дешевого чуда. Чашу отдали монахам, чтобы они растолкли её в сандаловую пасту.

У Пиндолы была привычка отдыхать в полдень в парке царя Удены в Косамби. (В своём прошлом рождении он был царем и провел в этом парке много времени). Однажды наложницы царя Удены, которые пришли с ним в парк, оставили его спящим, и обступили Пиндолу, чтобы послушать его проповедь. Удена, заметив их отсутствие, пошёл их искать, и в своём гневе приказал поместить на тело Пиндолы муравейник красных муравьёв. Но Пиндола исчез и возник в Саваттхи, где Будда в это время рассказывал Маханагу джатаку (Mahānāga Jātaka), и также Гухаттхаку сутту (Guhatthaka Sutta).

Пиндола Бхарадваджа удостоился следующей похвалы от Будды:

(1) Этот бхиккху обрёл полную власть над сати, самадхи (sati – памятованием, samādhi – сосредоточением) и пання (paññā – мудростью).

(2) Следовательно, этот бхиккху достиг правильного пути ведущего к окончанию рождений.

Он обучил царя Удену из Косамби Дхамме тройственного прибежища (Ti-sarana Dhamma). Царь твердо уверовал в Три драгоценности.

Перед самим Буддой он объявил о своей готовности ответить на любой вопрос любого сомневающегося монаха, так он издал свой «львиный рык». Будда признал его главным из тех, кто издавал «львиный рык».

Пиндола Бхарадваджа заслужил уникальный титул того, кто является бесстрашным и мужественным в обучении Дхамме.

В Пиндола сутте (Pindola Sutta) Будда объясняет монахам монастыря Гхоситарамы (Ghositārāma), что Пиндола Бхарадваджа обрёл истину через развитие трёх качеств: памятования, сосредоточения и прозрения. Эти достижения разрушили рождение, старость и смерть.