ДОМОХОЗЯИН УГГА

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Угга Гахапати (Ugga Gahapati) был богатым домохозяином из деревни Хаттхигама (Hatthigāma), расположенной на племенной территории Вадджи (Vajji).

После смерти своего отца Угга был назначен на должность старейшины (setthi). Однажды Будда во время своего путешествия пришёл в Хаттхигаму и остановился в саду Нагавануйяне (Nāgavanuyyāna). В это время Угга проводил время в увеселениях, в этом же саду, который ему принадлежал, с участием танцовщиц и с распитием алкогольных напитков, и всё это празднование продолжалось семь дней. Повстречав Будду, Угга испытал такой сильный стыд, что тут же протрезвел. Будда дал ему наставления и по их окончании он стал анагамином (anāgāmī). Вслед за этим Угга распустил своих танцовщиц и посвятил себя до конца жизни заботе и уходу за членами Сангхи. Однажды ночью его посетили несколько божеств (devas) и, рассказав ему о достижениях различных монахов, посоветовали ему выбрать в качестве получателей его даров только тех, которые были особо выдающимся. Но Угга делал подношения всем монахам, без исключения и в равной степени испытывал от этого радость (AA.i.214-5).

Среди домохозяев Будда назвал его лучшим из тех, кто оказывал поддержку членам монашеской общины (sanghupatthākānam) (A.i.26).

Однажды Будда как-то сказал, что Угга обладает восемью особыми и удивительными качествами. Один из монахов услышал о том, что Будда упоминал эти качества и отправился к Угге, чтобы расспросить его о них. Угга ответил, что он не знает о том, что Будда имеет в виду, и рассказал о восьми удивительных событиях, которые с ним случились, а именно:

(1) Как только он увидел Будду, то сразу его алкогольное опьянение исчезло, и он сделал почтительный поклон Будде. И Будда поговорил с ним на различные темы, такие как даяние (dāna), нравственное поведение (sīla) и другие.

(2) Когда Будда увидел, что ум Угги был готов, он изложил ему Четыре истины, которые он понял и постиг.

(3) У него было четыре молодых и красивых жены. Когда он принял обет безбрачия, то он отпустил их и сполна их обеспечил. Для одной из них он нашёл мужа по её выбору, как она того хотела, и сделал он это без тени ревности.

(4) Всем своим огромным богатством он делился с благородными личностями, с теми, кто соблюдал правила нравственного поведения.

(5) Он прислуживал любому монаху, и делал это от всего сердца. Он имел обыкновение слушать проповедь монаха со всей серьезностью и если монах не проповедовал, то он сам давал ему наставления по Дхамме.

(6) Божества рассказали ему о различных достижениях разных монахов, но он делал подношения всем в одинаковой степени, без исключения.

(7) Несмотря на то, что божества часто посещали его, и у него была возможность с ними общаться, он этим не гордился.

(8) У него не было жажды к новому рождению. Он не тревожился по поводу своей смерти, потому что Будда заверил его, что он никогда больше вернётся в этот мир.

Монах передал этот разговор Будде и тот сказал ему, что это были те самые качества, которые он имел в виду, когда превозносил Уггу (A.iv.212-6).

В Саньютта Никае (Vajjī Sutta, S.iv.109f) есть упоминание о посещении Уггой Будды в саду Хаттхигамака. Он спросил там Будду, почему происходит так, что некоторые люди достигают полного освобождения в этой самой жизни, в то время как другие не достигают. «Из-за цепляния» – ответил Будда (…за формы познаваемые глазом, которые желательны, прекрасны, приятны, чувственно привлекательны, дразнящие. Если бхиккху ищет радость в них, приветствует их и за них цепляется, то его ум становится зависимым от них и за них цепляется. Бхиккху с цеплянием не осуществляет Ниббану).