Третья лекция в Дацане (2002)

 

Я не говорю того, что не надо читать Библию, или не надо читать Коран, или не надо читать Бхагават-Гиту, или другие книги. В этих книгах, тоже есть много полезного. Но надо понимать глубокий смысл того, что там написано. Надо думать, практиковать, а не только верить. Тогда будет полезно читать.Буддийскую философию не хотят изучать многие люди потому, что прежде всего, надо думать, а не верить. Буддийская философия — это лекарство в чистом виде без примесей. Только одно лекарство. Лекарство для сознания. Очень полезное лекарство, но лекарство обычно бывает горьким. А люди не любят горькое, они хотят сладкое, но от сладкого портятся зубы. Например, если маленький сын не хочет пить горькое лекарство, отец добавляет в него сахар, или мёд, или сироп. И тогда сын пьёт это лекарство — потому что оно сладкое. Я сам иногда не хочу пить простой аспирин, а пью сладкий. Но родители обычно добавляют сахар или сироп только в лекарство, если сын не хочет пить их. Но «так просто» стараются не давать их. Потому, что хотят, чтобы у сына были

здоровые зубы.

В религиях очень много сладкого, но есть и полезный элемент. И надо найти этот полезный элемент, понимать, где он. Надо не только верить, но читать, думать, практиковать, и получать результат. В других религиях, кроме Буддизма, есть бог. «Гот» на английском. «Гат» на санскрите, переводится как закон природы. И если понимать, что бог – это не человек, который сидит на небесах и наказывает людей за грехи, или награждает за праведную жизнь. Не существо похожее на человека, которое создало всё вокруг, а понимать, что бог — это закон природы, это будет правильно.

А что такое закон природы? Закон природы – это изменения, постоянные изменения.
Сегодня – хорошо, завтра – плохо, завтра – плохо, послезавтра – хорошо. Хорошее – не далеко от плохого, а плохое — недалеко от хорошего, А бог, похожий на человека, не создавал мир. Всё существует по закону природы. Так было и будет всегда. Не было начала и не будет конца существованию закона природы. Всё изменяется и изменялось, и будет так всегда. Всегда потому, что появлялось, предшествовало, что-то до него, иначе не может быть, не может же что-то возникнуть из ничего. Так было, так будет.

А людям ещё нравятся чудеса, они хотят увидеть, услышать, что-нибудь сверхъестественное, необычное, мистическое. И когда они такое видят, то что не могут объяснить, то говорят, что это чудо. Это бог сделал. Мы верим тогда в него. Даже на Будду они сказали бы, что он – бог, потому что он делает чудеса. Он может летать.
А Будда – не бог, он простой человек. На самом деле мудрый человек. Чудес – нет, есть закон природы, который люди не знают, есть мудрость, которую люди не знают, поэтому верят в чудеса. Хотят попасть в рай после смерти. А цель Буддизма не рай. Потому, что рай тоже заканчивается. Даже в раю у существ полно проблем, конечно меньше, чем у простых людей или животных, или духов, или живущих в аду. Но проблемы всё равно есть. Цель же Буддизма – Ниббана.
Ниббана — это состояние без привязанности. Привязанность — это иго.

Поэтому, Будда сказал: убей себя. И глупые люди ушли. Они подумали, что надо совершить самоубийство, а умные поняли, что надо отказаться от эго, которое – иллюзия. Эго на самом деле не существует. Надо убить своё «я». Потому, что всё самое плохое от буквы «я», которую мы неправильно понимаем. Эгоизм, привязанности к удобствам, комфорту, приятному — моя квартира, моя дача, моя машина, моя девушка. Маленький толстый, но большая машина у него, а бедным ничего не дать, даже свою старую майку. Это привязанность. Надо тренировать непривязанность, медитировать, думать о смерти. А самое полезное «я» есть в слове яблоко (смеётся), а всё остальные «я» – вредные.

Я живу в общежитии, я – аспирант, буддийский монах. Для всех, кто живёт в общежитии это странно, это экзотика. Ко мне приходят молодые девочки – студентки и говорят: «Чатри, ты буддийский монах? Каак интересно. Научи нас Нирване, мы очень хотим получить Нирвану». Я им говорю: «хорошо, я могу подарить вам нирвану. Это кассета с записью круппы «Нирвана». Стоит всего 15 рублей. А если вы хотите получить буддийскую Ниббану, то надо думать о смерти». Они говорят: «Чатри – это грустно, мы молоды, мы не хотим думать о смерти».

А надо думать, что мы пришли из природы — это вдох, и уйдём в природу – это выдох. Не надо думать. что это печально, грустно. А надо думать о там, что я могу успеть в этой жизни сделать полезного. Надо почистить сознание. Машина, комфорт, удобство, собственность – это не счастье. Мы мечтали о машине, купали.
Мы думаем, это счастье, но, проходит время, и уже не так счастливы. Это не счастье, это – привязанность. А если эту машину украдут, или поломается, это уже страдание. Будда был богатым, он был принцем, но оставил все богатства, комфорт и удобства, потому, что понял, что они не могут принести счастья, а если и могут, то только кратковременное. А счастье – это когда ты можешь быть спокойным, когда у тебя нет привязанности.

А Будда не бог, он простой человек, очень простой человек, но очень мудрый, он познал закон природы. И молиться на Будду, как на бога не надо, даже чтобы Будда подарил мудрость. Надо уважать Будду, как учителя, надо слушать Учение, думать, практиковать, а потом получать результат. А молиться на Будду не надо.

Если студент на экономическом факультете будет молиться на своего профессора, а не будет учить предметы, то, если профессор честный человек, этот студент получит на экзамене «2».

Буддизм – прямой путь. В Буддизме не надо тратить время на то, чтобы верить в бога, похожего на человека, которого никто не видел и никто не слышал его. Потом не надо бессмысленно тратить время на ритуалы и молитвы. Я был на службе в православной церкви и целый час, а может и больше, священники ходили по церкви и курили ладан, а хор пел: «Господи помилуй». Они думают, что всё делает бог, и целый час просили чтобы он не наказывал их. Они не думали о том, что человек сам создаёт себе хорошую или плохую карму и потом получает результат кармы.

Нередко глупые люди даже просят бога помочь им украсть что-то или даже убить кого-то, или скрыть следы преступления. В Буддизме не надо также тратить время на молитвы многим богам, как в индуизме. Не надо делать жертвоприношения.
И фанатическая вера никогда не толкала буддистов на войну против других религий. Буддисты также не говорят, что Буддизм – самая хорошая религия, а другие – плохие. Нет. Нужны все религии, что бы люди могли выбирать ту, которая им ближе. А выбор зависит от их мудрости. В Буддизме нет догматических систем, что надо верить. Буддизм призывает не только верить, но и думать. Крестовые походы, инквизиция, или войны затеянные мусульманами против других религий, вызваны слепой верой, бездумным фанатизмом и жаждой обогащения.

А если — бы, эти люди не только верили, но ещё и думали, правильно понимали свою религию, не стали бы воевать, потому, что не одна мировая религия не призывает к насилию. Все мировые религии учат доброте. Поэтому если люди не хотят пить лекарство в чистом виде, пусть пьют с сахаром, но, главное, это помнить, что у всех людей одинаковый цвет крови, и не надо делить людей на расы и национальности, на наших и врагов. Надо бережно относиться к природе и животным. Хотя бы не причинять вреда.

Только не причинять вреда, как это мало, казалось бы, да? Такие простые вещи.

Но, если представить, что на земле не будет убийства, вы можете себе это представить? Не нужны будут полиция, тюрьмы, армия и ядерное оружие.

Если на земле не будет воровства, не будет бедных людей и богатых миллионеров,
присвоивших себе капиталы других людей.

Если люди не будут лгать, то пропадёт напряжение и недоверие друг к другу.

Если люди будут сначала думать, а потом говорить, то будет меньше конфликтов.

Если люди не будут совершать сексуальных проступков, то не будет ревности
и ссор, а дети будут расти в здоровых семьях.

А скольких проблем люди избежали бы, если бы не пили спиртные напитки, не
курили и не принимали наркотики.

Я часто слышал, что люди говорили будто бы войны необходимы и нужны человечеству.
Если не будет войн, то людей станет очень много на земле и нечего будет есть.
Но я думаю, что простые пусть даже не очень умные люди охотней согласились
бы меньше рожать детей, как это делается в Китае, иметь только одного ребёнка
в семье или двоих. Большинство людей не хочет войны.

Вы можете сказать, что невозможно, чтобы все люди перестали причинять вред.
Но не надо ждать, когда мир изменится. Многие говорят: «я такой плохой потому,
что жизнь такая, мир такой, что люди вокруг плохие, поэтому я тоже плохой».
Это большая ошибка. Начни с себя, не надо ждать ничего от других. Не надо
требовать ничего от других. Попробуй хотя бы не вредить.

Сейчас я хочу говорить о семье. Будда назвал 4 пункта.

1). У мужа и жены должно быть одинаковая или очень похожая цель в жизни.

2). Доброта тоже должна быть одинакова. Например, когда муж хочет дать нищему
два рубля, а жена говорит: «нет». Это уже не одинаковая доброта у них.

3). Одинаковая вера. Одинаковая вера – это не обязательно христианская или буддийская. Должна быть мудрость одинаковая, понимание, что такое хорошо и, что такое плохо. Слова «Буддизм» или «христианство» – это только название. Например, у меня есть знакомая, она училась вместе с мужем в училище. После окончания училища муж не захотел продолжать обучение, пошёл работать. А она окончила институт, факультет журналистики. Когда она ко мне пришла, я у неё спросил: «почему вы с мужем расстались»? Она сказала: «Чатри, смотри кто он? Он – простой охранник, а я – журналист, я каждый день вижу богатых, умных, интересных людей, они приглашают меня в рестораны, возят на дорогих машинах, а он – охранник. Это не мой уровень, у нас нет ничего общего». Я говорю: «Когда вы познакомились и жили вместе, вы разговаривали и у вас было много общего. А почему теперь нет»? Это не правильно. Образование выше – не показатель, что мудрость выше. Какая у тебя работа, сколько ты зарабатываешь, это не критерий мудрости. Мудрость – это понимание закона природы, правильной жизни.

4). Одинаковая мудрость. Высокая зарплата, дорогая одежа, посещение ресторанов или наличие бумаги, которая называется дипломом, это не критерий мудрости, наоборот, это критерий привязанности. Муж должен помогать жене, а часто муж и жена целый день были на работе, пришли домой, муж читает газету или смотрит телевизор, а жена готовит еду или убирает в квартире. Муж тоже должен иногда готовить еду, пусть не очень хорошо, но всё равно это будет жене приятно. Должен помогать жене по дому.

Хозяйкой в доме должна быть жена. В доме она должна быть главной. Так сказал Будда. Муж не должен нарушать супружеской верности. Должен возвращаться домой вовремя. А не говорить: «У меня была конференция», или: «Я ездил в командировку». Должен иногда дарить что-нибудь жене. Не обязательно каждый раз дорогие подарки. Подари цветы, не обязательно розы. Одна роза стоит 60, 100 рублей, а подари цветы, которые бабушки продают у метро. Жене будет приятно. Жена тоже должна хранить супружескую верность. Разумно вести семейный бюджет, распределять семейные деньги. Одинаково супруги должны заботиться, как о своих родственниках, так и о родственниках супруга или жены.