Тайская Лесная Традиция.

Тайская Лесная Традиция является одной из ветвей традиции Буддизма Тхеравада. Тхеравада, также известная как Южная школа буддизма распространена на территории Таиланда, Бирмы и Шри-Ланки. Традиция Тхеравада опирается на учение, зафиксированное в Палийском Каноне — древнейшем своде буддийских писаний. Название буквально означает Путь Старейших и происходит от твердой приверженности к первоначальным учению и правилам монашеской дисциплины, установленным Буддой.

Традиция Буддизма Тхеравада в Таиланде представлена множеством разного рода монастырей. Почти в каждом городе или деревне Таиланда есть хотя бы один монастырь, выступающий в роли места проведения служб, церемоний или в качестве медицинского, образовательного или общественного центра. Тайские монастыри весьма разные и являют собой многообразие назначений и уклада монастырской жизни. Существуют монастыри с уклоном преимущественно в проведение церемоний и песнопения, в других акцент делается на изучении текстов и схоластике, часть специализируется на врачевании и благословлениях, часть на буддийской практике медитации, есть и монастыри связанные с местными верованиями и магией. Монахов живущих в городе часто поощряют заниматься учебной и административной деятельностью. Помимо различия в направлениях деятельности, монастыри также отличаются в том, насколько строго они придерживаются буддийского кодекса монашеской дисциплины именуемого Винаей.

Тайская Лесная традиция это ветвь буддизма Таиланда, последователи которой наиболее строго придерживаются правил монашеской дисциплины установленных Буддой. Практика медитации и реализация пробуждения подчеркиваются в Тайской Лесной традиции как основное назначение монашеской жизни. Жизнь в Лесных монастырях целиком направлена на следование пути к прозрению Будды, и опирается на принципы дисциплины, отказа от погони за чувственными удовольствиями и практику медитации. Простая жизнь без излишеств помогает лесным монахам сделать свое сознание более легким и чистым, способствует преодолению жадности, гордыни и других уз сердца. Очищение ума позволяет непосредственно и отчетливо видеть причины возникновения страдания и культивировать внутри себя путь, ведущий к свободе и высшему счастью.

Лесные монахи живут в постоянном взаимодействии с мирянами и опираясь на их поддержку. Основные материальные нужды монахов, такие как пища и материал для роб, покрываются мирянами, в свою очередь монахи дают учение и оказывают мирянам духовную помощь. Обширный кодекс поведения, которому должны следовать Лесные монахи, включает 227 правил. Монахи обязаны соблюдать целибат, могут принимать пищу только утром не позднее полудня, им запрещено обладать деньгами. Среди них распространена практика «тудонг», заключающаяся в пешем путешествии по стране в паломничестве по святым местам, либо в поисках безлюдных мест для уединения и занятий медитацией. Во время таких странствований, монахи ночуют, где их застает ночь, и принимают только пищу предложенную им мирянами.

Историческая роль Лесной Традиции.

Лесная традиция началась во времена Будды и переживала подъемы и падения на протяжении всей истории буддизма. В каком-то смысле Лесная традиция даже предшествует Будде, так как для духовных подвижников древней Индии было обычным оставлять города и деревни и странствовать по горам и пустынным местностям. Будда присоединился к этому течению в возрасте двадцати девяти лет, оставив свою жизнь принца во дворце в пользу поиска выхода за пределы рождения, старости, болезней и смерти.

Как говорят, Будда был рожден в лесу, достиг пробуждения в лесу, давал учение и ушел из жизни в лесу. Многие из его лучших учеников, такие как достопочтенный Анна Конданна и достопочтенный Маха Кашьяпа, были строгими приверженцами простой и суровой лесной жизни. Преданным аскетичному образу жизни монахам, таким как двум упомянутым, Будда разрешил выполнять тринадцать особых практик, именуемых «дхутанга» («практика которой трудно следовать»), ограничивающих монахов в одежде, пище и местах пребывания. Жизнь в диком лесу и практики отречения «дхутанга» являлись фундаментом Лесной традиции на протяжении всей истории буддизма Тхеравада.

Последователи Будды, решившиеся на жизнь лесного аскета и следование «дхутанга» практикам поступали так по многим причинам. Суровая и опасная жизнь в дикой местности являлась превосходным полем для преодоления страха и духовного совершенствования. Простота, покой, и естественная красота нетронутой природы способствовали безмятежному пребыванию и наполненной радостью медитативной концентрации. Своей жизнью в лесу монахи сострадательно являли пример следующим поколениям последователей Будды.

Жизнь лесных монахов древности выражала учение Будды и олицетворяла его путь к освобождению. Со времен Будды и до наших дней, как монашеский институт, так и сама жизненность и целостность учения, переживали периоды роста и затухания, упадка и возрождения. На протяжении всего этого времени изначальный дух учения поддерживался и восстанавливался примером первых лесных монахов и их последователей, посвятивших свою жизнь взращиванию принципов отречения, простоты и практике медитации.

Методы практики, учение и правила поведения монахов, которые излагал Будда 2500 лет назад, идут глубоко вразрез с обычными мирскими интересами, такими как стремление к успеху, богатству, славе, удовольствиям и высокому общественное положению. Само существование монашеского ордена может являться великим благом для общества, являясь источником мудрости и покоя, запредельным мирским заботам. С другой стороны, мирские интересы могут проникнуть внутрь монашеского института и нарушить его жизнь. Случалось, что достигшие совершенства в буддийской практике монахи или монахини, становились известными учителями, привлекая в свои монастыри множество посетителей с богатыми дарами и подношениями. Успех и репутация этих великих учителей притягивает богатство, власть и славу в монастыри, что при недостаточной бдительности может привести к ожирению и упадку института монашества. В такие времена, пример лесных монахов посвятивших жизнь дисциплине и медитации, а не достижению положения в ордене и официальной значимости, играет критическую роль в восстановлении изначального духа буддийского учения.

К середине 19 века буддизм в Таиланде пришел в состояние глубокого упадка, характеризовавшегося слабой монашеской дисциплиной, учением, сильно отклонившимся от изначальных текстов, распространившимся убеждением, что реализация буддийского пути более не является возможной и почти полным отсутствием практики медитации. В это же время, часть монахов обратилась к жизни в лесу, строгой дисциплине и нравственности, и практике созерцания как основам поиска пути к пробуждению. Твердость в следовании буддийскому пути, высокие стандарты поведения и достижения этих лесных монахов дали рождение современной Лесной Традиции в северо-восточном Таиланде. Северо-восток Таиланда это наиболее бедная и удаленная область, известная суровостью своей природы, замечательным чувством юмора своих обитателей, а в настоящее время и глубокой мудростью мастеров медитации.

Происхождение современной Лесной Традиции.

Рождение современной Лесной Традиции связывается в основном с именами двух монахов – Аджан Мун и Аджан Сао. Оба происходили из крестьянских семей северо-востока Таиланда. Аджан Мун родился в 1870 в провинции Убон, неподалеку от границ Камбоджи и Лаоса. Интенсивно практикуя медитацию, он вел жизнь странствующего аскета и останавливался в диких местах. Аджан Мун был великим учителем и являл собой высочайший стандарт поведения. Почти все признанные и реализованные мастера медитации 20 века Таиланда являлись или его непосредственными учениками, или испытали его глубокое влияние. Одним из таких великих мастеров был Аджан Ча.

Лесная Традиция приходит на Запад

Учение и характер Аджан Ча обладали уникальной способностью проникать в сердца людей других национальностей. Множество иностранцев приходило к нему, чтобы учиться и принять монашеское посвящение под его руководством. Первым из них был американец по происхождению монах Аджан Сумедхо. В 1975 жители близлежащих деревень попросили основать новый монастырь и пригласить туда группу иностранных учеников Аджан Ча. Аджан Ча дал согласие. Так появился Ват Па Наначат (Интернациональный Лесной Монастырь) — монастырский центр для иностранцев, ставший впоследствии известным лесным монастырем и давший рождение дочерним центрам, включающим и распложенные в удаленных в лесных и горных областях. Ват Па Наначат и его ответвления в настоящее время — это более пятидесяти монахов двадцати трех национальностей.