Дхамма о коровах
Кратко о Дхамме связанной с коровами

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

Namo Tassa Bhagavato Arahato Sammāsambuddhassa
(Слава Благословенному, Досточтимому, Пробуждённому Самостоятельно)

Чтобы учить Дхамме о достоинствах коров, в соответствии с Сутта Питакой, всех последователей Верхней и Нижней Бирмы, я привожу в пример текст Палийского Канона, Брахманадхаммика Сутта из Сутта Нипаты (vv 286-317) описывающий поведение правильного брамина.

1. Тягловых животных, таких как коровы и буйволы, сравнивают с родителями человеческих существ. Потому что они своей бескорыстной помощью человечеству, напоминают его родителей. На самом деле они и являются родственниками человека – его братьями, сыновьями и дочерями. Что было сказано самим Буддой.

2. Человеческое существование зависит от труда коров и буйволов. С помощью этих животных он поддерживает свою жизнь. Сельскохозяйственные работы, выполняемые ими, дают жизнь, красоту, силу и счастье человеческим существам каждый день. Эти четыре выгоды приносимые людям, делают их помощь неоценимой, — заявляет Будда.

3. Когда к этим дающим жизнь животным относишься с уважением, как к родителям и родственникам, то все хорошие божества присматривают заботятся о тебе. Эти божества из за своей Любящей-доброты относятся к таким животным как к своим родственникам. Они стараются защищать животных от болезни, опасности и других бед. Так учил Будда.

4. Когда благодарность, любовь и сострадание слабы или отсутствуют, люди начинают безжалостно использовать животных для своих нужд. Они сурово бьют их, используя их труд различными способами пока те молоды и, наконец, убивают и едят их.

Из-за такой неблагодарности и безудержной жадности божества начинают ненавидеть людей, потому что в их поступках нет любви и сострадания. Существует довольно много разных божеств-хранителей из за таких поступков сильно недолюбливающих людей. Так деревенские духи начинают ненавидеть жителей деревни. Божества городов перестают заботиться об их жителях. А божества стран могут сильно не любить населяющие их народы. В результате плохого отношения к слабым, бессловесным и помогающим нам существам они перестают заботиться о благосостоянии людей и защищать их. Так возникают условия для появления демонов — появляются новые болезни, эпидемии, опасности для человечества и всевозможные бедствия приносящие страдания многим людям. Так учил Будда.

Вышеприведенное объяснение с самого начала и до окончания дается в Суттанипате.

5. Будда учил в Нарада Джатаке, что, хотя коровы и буйволы, пока сильны, могут использоваться для обслуживания людей, но когда они стареют и слабеют, о них необходимо заботиться. На протяжении всей их трудовой жизни они должны быть сыты и оберегаемы со всей любовью и состраданием. Их не следует убивать, когда они перестают быть полезными для вас.

6. Сарабхана Джатака. Ожидается, что все должны придерживаться пяти нравственных предписаний (не убивать живых существ, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не принимать интоксиканты и наркотики). Каждый Бхикху должен старательно соблюдать 227 правил Винаи. Все Буддисты, благодаря соблюдению нравственных предписаний, становятся чистыми в поступках тела и речи. Это и является основной функцией нравственности. Человек, ведя нравственную жизнь, становится благородным.

Свойством мудрости является способность учить других в соответствии с Дхаммой, которой учил Будда. Цель обучения Дхамме заключается в развитии дружелюбия, знания, понимания и мудрости. Тот, кто приобретает такие качества, называется мудрым человеком (paṇḍita). Понимающий человек, который сведущ в Священных Текстах и способен обучать других, приобрёл мудрость — необходимый фактор для благородного человека.

К характеристикам благородного человека (sappurisa) относятся открытая признательность, благодарность и уважения к хорошим качествам других людей. Эти качества делают человека благородным. Помимо этих фундаментальных качеств, есть еще одно — необходим мягкий и кроткий ум или, как можно сказать иначе, доброе сердце. Таковы основные качества благородного человека.

В Учении Будды, Виная относится к Нравственности, Абхидхамма к Мудрости, а Суттанта касается качеств благородного человека (sappurisa). Таким образом, мы можем классифицировать три основных аспекта нашей жизни. Однако, часто случается так что они могут не присутствовать в ней настолько равнозначно, насколько это нужно. Некоторые люди могут обладать Нравственностью, но им может не хватать Мудрости и Доброты. Поэтому у них не получается стать по настоящему благородными людьми. Некоторые люди мудры, но потому, что им не хватает нравственности, они не становятся благородными. Другие добры, но им может не хватать нравственности и мудрости. Некоторые обладают и моралью, и мудростью, но они не добродушны. Некоторые люди благословлены нравственностью и добротой, но им недостает мудрости. Другие обладают мудростью и добротой, но у них нет морали. Есть люди обладающие всеми тремя основными качествами: нравственностью, мудростью и добротой, а некоторым не хватает всех трех хороших качеств. Отсюда получается что те кто обладает всеми тремя благородными качествами очень редки.

7. В Темия Джатаке упоминается, что те из людей, кто ищет укрытия и ночлега под кроной дерева, не должны со злым намерением ломать его ветви. Так как в этой ситуации дерево становится их лучшим другом и заслуживающим благодарности помощником. Если кто-то ломает его ветки, он нарушает эту дружбу, нанося ущерб своему благодетелю. В этой ситуации в нём отсутствует основное необходимое условие для становления благородным человеком. Таково Учение Будды из Темии Джатаки.

Ломание ветвей и рубка деревьев, даже со злым беспечным умыслом и неблагодарным умом, не является злым поступком убийства, потому что деревья не являются живыми (Здесь у переводчиков разошлись мнения по поводу перевода термина упоминающегося здесь и далее в тексте как «не живые» в отношении деревьев и растений. Один из них хотел использовать термин «не имеющие ума» — прим переводчика) существами. Однако, из-за неблагодарности в уме преобладает злое психическое состояние. Следовательно, человек действующий с таким умом совершает злодеяние. Чтобы сохранить добродетель благородного человека, нужно проявлять благодарность даже к неживым вещам. Нужно проявлять почтение и уважение даже к деревьям, дающим вам покой, защиту и.т.д. Благодарность ко всем живым существам, и даже безжизненным вещам, чрезвычайно важна. Ее ни в коем случае нельзя игнорировать. Ни одно дерево не должно считаться недостойным ее проявления, потому что неблагодарность является серьезным пороком для ума благородного человека. Необходимо всегда поддерживать и взращивать в своем уме благодарность, потому что ее отсутствие является признаком принятия порочной жизненной позиции. Касательно же живых существ, по отношению к ним нам следует уделять еще больше внимания для выражения своей благодарности.

8. В Махабодхи Джатаке (J 528) упоминается неправильное воззрение известная как Кхаттавиджжавадим.

Оно говорит, говорит о том, что те, кто укрываются или спят под деревом могут выкорчевать его, если думают что получат от этого выгоду. Это означает, что цель оправдывает средства. Поскольку в уме присутствует неблагодарность, это убеждение, не признающее никаких обязательств, относиться к неправильным воззрениям.

Благодарность

Признание пользы, полученной от других, называется благодарностью (kataññutā). Этот термин означает признание полученной помощи и искреннюю признательность за нее. Она может быть получена как от людей, так и от вещей. Существует два вида дающих благо: известные или высокопоставленные лица; неизвестные или бедные лица — существа низкого достоинства, власти и статуса.

Большинство людей преувеличивают выгоду, получаемую от известного или высокого класса людей. Они обычно переоценивают эту помощь потому, что статус их благодетеля высок. Тем не менее, подарок или услуга человека второго типа обычно остаются незамеченными. А если получатели помощи и вспоминают о ней, они редко говорят о нем полную правду. Одна тысяча фунтов выгоды обычно оценивается как один фунт. Это жизненная позиция злых и хитрых людей. Они не являются правильными Буддистами. (Для проверки хороших качеств человека важно насколько многим он готов поделиться со страждующим и насколько ценным для него самого будет этот дар. Так сильно богатый человек может пожертвовать большую сумму денег чем бедный и нуждающийся, но для него эта сумма не будет сколько ни будь весомым бременем. Когда бедный жертвующий последним ради блага других совершает куда больший подвиг. Хорошим примером этого является миниатюра И.С. Тургенева «Два богача». прим редактора)

Все искренне добродетельные люди выражают свою признательность следующим образом: польза, полученная от известных людей, заслуживает сто кратной благодарности, тогда как помощь обычных людей – заслуживает тысячекратной. Таким образом нас учат ценить помощь тех кому намного труднее будет ее оказать и быть благодарными за нее. Такова природа Бодхисаттв и других благородных людей.

Подробная Дхамма связанная с коровами

Сравнение коровы с родителями или родственниками

Вскоре после рождения, ребенку дают мягкий прессованный рис с коровьим молоком. Так коровы дают жизнь человеку дважды в день. С тех пор его жизнь становиться зависимой от коров и буйволов. Как тягловые животные, они помогают производить рис и другую пищу, спасающую семью от голода. Богатый человек может помогать развитию школ и монастырей или строить Пагоды. Эти благотворительные дела становятся возможными только благодаря животным на безропотном труде которых он зарабатывает. Так коровы дают людям жизнь и процветание.

Их труд и служение достойны огромной благодарности. Их помощь нам похожа на заботу родителей. Как легко бывает признать свой неизмеримый долг и благодарность в отношении отца и матери с детства заботившихся о нас, растивших и воспитывавших, точно так же необходимо высказывать подобную же благодарность в отношении коров. Наш долг перед ними очевиден. Поэтому в Пали Каноне говорится: «Крупный рогатый скот подобен отцу и матери для человека». Будда также заявляет, что «… крупный рогатый скот подобен нашим братьям, сыновьям, дочерям и родственникам». Благородный человек не будет убивать или мучить своих родственников. Он также не позволит другим убивать или пытать их. Он не сможет наблюдать за тем, как их убивают, потому что он их любит.

Так же точно благородный человек, понимая свой долг и испытывая благодарность, за оказанную ему помощь, не станет мучить своих тягловых животных. Если человек получит сообщение о пытках и убийстве своих знакомых, он будет сильно печалится. Это может сильно его разгневать. Он никогда не станет есть плоть своих родных, даже если их убили другие люди — он не будет наслаждаться, поедая их мясо. Благородного человека никогда не сделает счастливой смерть животных. Качества благодарности и милосердия пресекут любое удовольствие от поедания говядины. Ум такого человека полон сострадания, а его благодарность всегда будет подтверждаться мыслями, словами и делами.


Источники жизни, красоты, счастья и силы

Нет необходимости их объяснять, поскольку их источник очевиден. (Саядо имеет ввиду четыре типа качеств глубоко ценимых каждым человеком и обществом в целом. Основным источником этих качеств являются три вида поступков — щедрость поведения, нравственность и развитие ума (медитация). Качество благодарности может быть применено в каждом из них. Так благодарно жертвуя своим временем, финансами и энергией ради благополучия и здоровья помогавших тебе ты восполняешь первый из них. Практикуя медитацию Благодарности и разделения заслуг ты развиваешь свой собственный ум, удерживая его от зла и аморальных поступков. Все это как и результаты получаемые за эти добрые поступки в виде долгого срока жизни, хорошего здоровья, очаровательной внешности, богатства, авторитетности среди людей и.т.п. является основой воспитания Буддистов Азии и не требует по мнению Саядо дальнейших разъяснений. — примечание переводчика.)

Божества Защищают Хороших Людей

Как объяснялось ранее, качества благородного человека обязательно включают в себя благодарность. Она почитается такими божествами, как король богов Сакка, они всегда ценят это благородное качество. Божества знают, что коровы играют в наших жизнях роли помощников, что они не имея ничего поступают благородно ради нашего благополучия и что люди во многом им обязаны. Те, кто убивают их и едят мясо коров, нарушают добродетель благородного человека. Это «нарушение добродетели» является тонким, но глубоким. Оно разрушает самое глубокое этическое правило, трудно понимаемое поверхностными размышлениями. Божества, имеющие высшую природу, понимают важность благодарности. Так убийцы тягловых животных и поедатели их плоти, проявляют враждебность и по отношению к добрым божествам. Обычно человек проявляет подобную черствость из-за интенсивной жадности и заблуждения.

Каждая страна нуждается в правительстве. Страна, в которой отсутствует правительство страдает от анархического хаоса. Разбойники, убийцы и бунтовщики оказываются в выгодном положении и устраивают в ней разруху. Когда в стране работает сильное и стабильное правительство, криминальные люди не имеют возможности творить зло и поэтому не совершают его. Всякий раз, когда отсутствует крепкая власть, злоумышленники грабят и убивают и творят все что им нравится. Сильное правительство помогает миру и безопасности. Аналогичным образом, когда страна учитывает воззрения добрых божеств, демоны и призраки не смогут причинить зла его народу. В этой ситуации плохие божества не имеют возможности причинить вред ее людям. Во времена, когда люди перестают проявлять благодарность, даже добрые божества не смотря на свою Любящую-доброту становятся сильно недовольными, начинают пренебрегать заботой о мире. Тогда демоны, призраки и злые божества получают возможность творить бедствия. Oни распространяют болезни, эпидемии, катастрофы и.т.п. и когда многочисленные люди ставшие их жертвами умирают, они сосут их кровь и едят их плоть.


Божества не в состоянии защитить неблагодарных людей


Четвертый пункт указывает на пренебрежительное отношение добрых божеств, таких как личные божества, божества дома, деревенские божества, городские божества и т. д., начинающих пренебрегать своими обязанностями защищать благосостояние людей. Демоны же начинают распространять старые и вызывать новые болезни среди людей и животных. Подробное толкование для этого пункта излишне. Неблагодарность человека делает мир весьма мрачным местом для жизни.

Сельские жители и фермеры обычно зарабатывают себе на жизнь трудом коров и буйволов. Таким образом, можно сказать, что половина богатства, полученного ими с земли принадлежит животным. Если одно поле производит сто корзин риса, то половина этого причитается именно им. Так же если человек зарабатывает один фунт за быструю перевозку груза, то половина этой суммы является собственностью везущих его волов. Поэтому владельцам животных следует сытно кормить своих животных и внимательно заботиться о них. Те кто в своем благосостоянии опираются на труд животных должны использовать его только после того как убедились, что относятся к ним с должным вниманием и заботой. Эти животные должны расцениваться как если бы они были друзьями, братьями или сыновьями. Короче говоря, при честном заработке средств к существованию, должны преобладать любовь и доброта. Доля от доходов принадлежащая животным должна быть использована на их нужды, в противном случае владельцы не имеют права использовать свою половину заработанных денег. Когда же животное постарело, хозяевам следует оставить его в мире и покое. Чтобы долг человека пед ним был возмещён — их следует достойно кормить в пожилом возрасте.

Я уже рассказал о наставлениях из Нарада Джатаки — без этого правильного метода, те кто использует все заработанные деньги для себя, остаются в кармическом долгу перед животными. Это означает, что хозяева пользующиеся трудом животных будут страдать в бесчисленных будущих жизнях, чтобы оплатить бремя своего долга. Такие долги бесчисленными путями размножаются в течении всех наших странствий в сансаре. Глупцы, которые не верят в будущие рождения, бесстыдно истязают и едят животных, злоупотребляя трудом коров и буйволов так, что жизнь этих животных превращается в ад. Дальновидные люди должны внять этому предупреждению со всей серьезностью.


Учение в Нарада Джатаке

Дерево, под которым мы укрываемся, становится нашим благодетелем, хотя оно не является живым существом. Воспользовавшись его защитой, не следует причинять ему вред. Такое бессмысленное уничтожение являет собой глубочайшую не благодарность, похожую на помыкание добротой лучшего друга. Кроме того такой человек совершает ошибку, нарушающую его достоинство как благородной личности. Поэтому всем людям следует относиться к животным с добротой, всегда относиться к ним с состраданием и благодарностью за помощь которую те им оказывают. Чтобы восполнить этот долг благодарности вам следует воздерживаться от употребления их мяса. Этот фактор благородного человека должен поддерживаться вами любой ценой. Везде, где люди убивают и едят своих благодетелей, они порождают войны, конфликты и зверства. Это зло, называемое неблагодарностью породило много бедствий и войн.


Термин «Саттхантара каппа» означает бедствие войны. Одна бойня убивает не менее тысячи коров в день и более тридцати тысяч коров каждый месяц. В год там погибают более трехсот тысяч коров, а за десять лет более трех миллионов. Представьте какое количество убийств происходит каждый день по всей нашей стране. Величайшее бедствие постигает животных без остановки, днем и ночью.

Деньги мясника становятся капиталом для торговцев мясом и скотобоен. Деньги потребителя также идут им. С этим огромным доходом, торговцы мясом снова покупают животных на убой. Так они строят все больше и больше скотобоен. В одной стране может быть более тысячи скотобоен. Финансовой поддержкой торговцев мясом и, занимающихся убийством, скотобоен занимаются его потребители — мясоеды. Так каждый день из-за влечения людей умирает огромное количество животных. Обычно люди редко задумываются о такой своей ответственности.

С другой стороны, коровы и буйволы помогают людям в производстве риса, пшеницы, молочных изделий, ячменя и др. Многие фермеры полагаются на них. Своим трудом они поддерживают жизнь человека каждый день и все же черствые люди, эксплуатируя их, создавая скотобойни и придумывают различные способы убивать их ради мяса. Эти животные терпят бедствия и умирают из-за неблагодарности человека. Во всем мире, миллионы коров ежедневно становятся пищей.

Нравственность, мудрость и доброта

В Виная Питаке нет запрета на употребления в пищу мяса. Для монахов, если они не видели, не слышали или не подозревали, что подающие им люди убили животное специально для них, они могут принять и есть его. Таким образом монахи свободны от преступления нравственности. Однако, одно только не совершение зла не делает монаха хорошим. Хорошему монаху необходимо распознавать причины и взаимосвязи. Правила Винаи не запрещают мясо или говядину, поскольку описанные выше три фактора отсутствуют. Однако правила Винаи регулируют лишь загрязнения телесных и речевых сфер. Они касаются только одного из четырёх типов Очищения. Бхиккху также должен стараться следовать остальным трем Парисуддхи Сила. Этими тремя являются контроль чувств, правильные средства к существованию и размышления об использовании вещей. Они принадлежат к Дхамме Сутта Питаки и монаху следует соответствовать им, чтобы реализовать каждый из четырех видов Очищения.

Здесь важно соотнести нравственность с добротой. Монах, когда он
соблюдает все четыре Очищения, воздерживается от совершения зла и достигает уровня нравственного человека. Но ему также необходимо обогатить свой ум добрыми качествами, такими, как благодарность и признание благодарности. Это обогащение ума или ментальной сферы гарантирует, что доброе сердце появится вместе с нравственным поведением. Многим личностям не хватает этого ментального фактора, хотя они обладают нравственной дисциплиной. Все аспекты благородного человека следует старательно культивировать.

Дальнейшее разъяснение этого пункта может быть полезным — поэтому я продолжу. Если монах хорошо разбирается в Винае и соблюдает дисциплину, он классифицируется как нравственный монах. Хотя он всё ещё может иметь грубый ум, полным гордости, упрямства, бунта против своего Учителя, не оказывать никакой поддержки нуждающимся и никакой помощи пожилым родителям. Такой монах всегда ворчит и жалуется. Ревность и зависть преобладают в его сердце. Он проявляет эгоизм и самомнение, цепляясь за славу и богатство.

Практика Патимоккха Силы делает его нравственным человеком. Однако он все еще очень далек от основных характеристик доброты, упомянутых в Метта Сутте (пятнадцать пунктов становления благородным человеком). Так, хотя он соблюдает нравственность, он еще очень далек от благородной личности. Такой тип монахов, сведущих в писаниях, но надменных и тщеславных можно назвать только монахами учеными. Однако они не являются хорошими монахами в полном смысле этого слова.
Такой же критерий может применяться и к мирянам. Тех мирян, которые соблюдают пять заповедей, можно классифицировать только как моральных людей. Например, они соблюдают заповедь «не убивать», воздерживаясь от убийства живых существ, не имея какого-либо намерения убить. Хотя при их поступках могут погибать некоторые насекомые, вредители и другие животные, он ускользает от нарушения предписаний, так как намерения этих поступков не основаны на убийстве. В таком случае, хотя гибнут живые существа, злого поступка не совершается. С другой стороны, поступки такие как уборка полей, сжигание мусора, влекут за собой смерть живых существ.


При их совершении погибают мелкие животные и насекомые, но целью этих поступков является, например, расчистка джунглей, таким образом, люди их совершающие не совершают зла. Так же точно человек сжигая поля, несет смерть некоторым живым существам, но имея другое намерение, он избегает зла убийства. Хотя тысячи насекомых могут погибнуть, он не несет ответственности за их смерть, так как его целью является очистка полей от мусора. Это правда. Он не нарушает первое предписание нравственности. Он все еще нравственный человек, потому что у его поступков нет намерения убийства. Однако, если он зная, что сжигание полей или рощ влечет за собой смерть мелких животных, продолжает делать это, значит что его сердцу не хватает любви и сострадания. Так что он не является хорошим человеком.

Некоторые люди тщательно соблюдают все пять предписаний нравственности, но пренебрегают помощью своим родителям, или не способны проявлять почтение, или критикуют мудрых знающих людей, или во многих ситуациях ведут себя предвзято, или угнетают своих подчиненных. По скольку такие люди придерживаются пяти предписаний они являются нравственными. Однако, поскольку их сердцам не хватает благодарности, скромности, почтительного поведения и т. д. они вовсе не являются хорошими людьми, потому что им не хватает важных факторов любви и сострадания.

Если кто-то есть мясо не зная, что его изготовление причиняет страдание, не видя акта убийства, и не имея подозрений и не принимая в нем непосредственного участия, его этическое поведение не запятнано. И хотя мясоеды знают, что коров убивают для пищи и что рост спроса делает мясников более богатыми, они не нарушают пять предписаний нравственности. Они подобны людям, которые, желая очистить джунгли, сжигают кустарники, деревья, и рощи, в процессе этого убивают насекомых и животных. Поскольку у них нет намерения убивать, они невиновны. Мясоеды не обладают факторами благодарности и сострадания, что показывает насколько они далеки от того чтобы стать хорошими людьми. Употребление мяса в пищу не является серьёзным аморальным актом. Однако существенной, с серьёзными вытекающими из этого последствиями, является финансовая помощь предоставляемая бойням и поставщикам мяса. Поставщики могут поддерживать свой бизнес, так как он обусловлен покупательной способностью мясоедов. Мясники убивают все больше и больше животных, чтобы удовлетворить растущий спрос, днем и ночью. Этот факт известен всем.

Приведенный выше случай напоминает случай этичного фермера, который поддерживает соблюдение пяти предписаний, при этом сжигая поля и рощи и тем самым убивая тысячи насекомых и животных. Это этично, но в то же время это не хорошо. Монахи, старающиеся соблюдать правила Винаи, обретают только чистоту тела и речи. Эти правила подкреплены авторитетом Будды, в этом сила их указаний. Монахи нарушающие Винаю создают злые поступки, называемые противлением указанию Будды (nāvītikkamma). Из за риска совершения ими таких поступков, Будда позволил им принимать мясо при наличии трех факторов. К тому же монахам приходится просить подаяние, полагаясь на помощь мирян и они не могут отвергать или выбирать из того, что было им предложено на их ежедневном походе за подаяниями пищи.

 

Неосуществимость вегетарианства

Вегетарианцы малочисленны. Если бы Будда запретил монахам есть мясо, то многие из них неизбежно начали нарушать это правило. И количество нарушений этого правила только увеличивалось в ходе поиска средств к существованию. Монахи, настаивающие на вегетарианской еде, из за своих требований начали причинять сложность простым мирянам и их питание стало бы затруднительным. Обычные люди будут считать сложным удовлетворять их требования. Эта непрактичность воспрепятствовала Будде огласить вегетарианство как правило Виная Питаки.

Поэтому правила Виная Питаки допускают употребления мяса монахами, с учетом определенных ограничений. Их соблюдение является лишь частью Учения, поскольку очищает только телесные и речевые проступки. Они не достигают сферы очищения широкого спектра умственных загрязнений. Практики и предписания нравственности данные в Сутта Питаке достигают ментальной сферы и искореняют все ментальные загрязнения. Только когда все они исчезают возникает настоящая добродетель. Человек теперь становится действительно хорошим, а не просто моральным или этичным. Это достижение возможно благодаря преобладанию в сердце факторов благодарности, Любящей-доброты, сострадания, сорадования и невозмутимости. Чтобы стать по настоящему благородным ваше сердце должно быть очищено от скверны.

Вышеизложенные объяснения были уже кратко приведены в первом пункте. Правильное понимание необходимо в отношении благодарности, которую должно оказывать коровам и буйволам. Одного нравственного поведения недостаточно — вашей целью должна быть настоящая чистота ума.

Тридцать Восемь Благословений


Осознавать свою ответственность и быть благодарным — значит следовать Дхамме (тридцати восьми Благословениям). Когда эти Мангала Дхаммы известны и ясно понятны, тяга к мясу, к говядине, и т. д., будет уменьшаться. Каждый должен стараться избегать поедания мяса животных, особенно коров и буйволов. Вам следует изучить Сутта Нипату, Тэмия Джатаку и Барада Джатаку, в которых Будда учит важности благодарности, одинаковой в отношении и деревьев, и животных. Не стоит нарушать это нравственное предписание. Для преобладания в этом мире великодушия всем людям следует осознавать свою ответственность и долг.

Важность благодарности


Даже животные имеют благодарность к своим матерям и кормильцам. Они показывают свои любовь и благодарность, когда им дают пищу. Даже дикие животные приручаются, если люди кормят их с добротой. Они любят своих благодетелей и показывают привязанность и преданность. То что люди не ведут себя с теми кто помогает и кормит их даже на уровне благодарности диких животных является настоящим показателем их духовного развития. Примечательно, что даже мясоеды не проявляют ее, хотя они едят мясо животных. Однако животные проявляющие любовь и благодарность к людям, не получают доброты и благодарности в ответ, даже не смотря на то, что они всю свою жизнь безвозмездно им служат. Так человеческие существа на практике не проявляют человечности.

Факторы благодарности, любви и сострадания могут возникнуть даже в агрессивных, живущих в дикой природе животных, таких, как львы, тигры, змеи и. т. д. Те из них, кто живёт в деревнях, приручаются и проявляют благодарность к людям. Однако эти три добродетели часто отсутствуют в самих людях. Буддистам необходимо проявлять эти три фактора доброты. В тех, кто живет за счет труда животных развитие этих трех факторов должно стать естественным.

Те, у кого мало веры, но много заблуждений, делают различие между лицами высокого и низкого класса людей в вопросе благодарности за полученную от них пользу. Их умы не ясны и не устойчивы и из за этого, они часто признают и восхваляют высокопоставленных лиц, хотя их помощь может быть невелика.
Они могут преувеличивать факты, чтобы почтить высокопоставленных людей, заискивая перед ними. Достойный же человек признаёт с тысяче кратной благодарностью, даже небольшой поступок помощи. Глупые люди грубо преувеличивают доброту тех, кто имеет высокий статус.

Они не проявляют никакой благодарности, получая помощь от бедных людей и живых существ, даже если польза от нее велика. Они намеренно принижают размер этой пользы. Так тысяча фунтов может сводится к двадцати пяти. Иногда они даже полностью игнорируют помощь, полученную от других, если у них отсутствует положение, власть, богатство и т. д. Так эти люди отказываются от долга благодарности, забывая о получаемой выгоде и не помогают тем кто помогал им, когда они в этом нуждались. Такие люди стараются избегать и не замечать своих благодетелей и становятся весьма довольными, когда они умирают, потому что не хотят возвращать свой долг.

Поэтому благодарность к животным часто игнорируется. Редко кто задумывается или признает даже малейший долг перед ними. Так как коровы не имеют высокого статуса, являясь бессловесными животными, люди пренебрегают благодарностью в отношении их. Поскольку отсутствие благодарности влияет и на добродетель, в сердцах людей начинают все больше распространяться тщеславие, глупость и черствость. Они становятся все более пристрастны по отношению к высшему классу и предвзяты в отношении низшего. Так величественные персоны получают незаслуженную хвалу и преувеличенную благодарность, в то время как благотворители из низких классов принижаются или полностью игнорируются. Будда учил о важности благодарности даже в отношении деревьев, поскольку она помогает взращивать в сердце праведность. Текст Пали “Yassa rukkhassa sāyāra” учит нас сохранять благодарность даже по отношению к неживым вещам, таким как деревья. Люди не должны уничтожать деревья, потому что они пользуются ими как укрытием. Людям не следует говорить им недобрых слов — таково Учение всех Бодхисаттв и Будд. Они всегда практикуют эту добродетель.


Среди различных добрых дел, заслуживающих благодарности, предоставление средств к существованию входит в высший класс. Поэтому человек обязан быть благодарным коровам так же, как родителям. Коровы похожи на наших отцов и матерей. Очень странно, что человек, насладившись услугами животных по своему желанию, все равно получает удовольствие от поедания их плоти.
Старых коров убивают или отправляют на бойни. Благодарность, которая распространена среди животных отсутствует у человечества. Людям не достаёт истинных убеждений — в их умах в полной мере преобладают неправильные взгляды. Трудно осознать истинность благодарности. Видя Мясоедов, можно увидеть в них отсутствие Любящей-доброты и сострадания. Не имея Любящей-доброты и сострадания, они отбрасывают также чувство благодарности,
фундаментальную характеристику, необходимую чтобы стать благородным человеком.

Любовь и сострадание

Когда возникает благодарность, любовь и сострадание обязательно следуют за ней. Видя мясо, человек увидит плоть своих родственников. Плоть коров
сравнима с плотью собственных братьев и сестер, сыновей и дочерей.
В сознании появятся воспоминания и вместо того чтобы начать поглощать эту пищу, он естественно, начнет грустить. Ни один настоящий человек не сможет потреблять мясо, при его виде в уме сразу будет возникать благодарность. Таково поведение благородного человеческого сердца.

Среди прочего, если владельцы используя труд тягловых животных, затем
поедая их плоть, хотя они и обязаны безграничной благодарностью к коровам, в их умах не возникает и малейшей благодарности. Страстное желание есть мясо подавляет возникновение любых хороших качеств в отношении своих благодетелей животных. Вспомните, как Будда в течении семи дней высказывал почтение дереву под кроной которого достиг Просветления, проявляя свою благодарность, такое поведение по отношению к коровам становится непонятным. Если в уме царствует неблагодарность глубина его безумия становится непостижимой.

Цель оправдывает средства

Те, кто придерживается Кхаттавиджжа Диттхи считают, что цель оправдывает средства. Они имеют эгоистичный взгляды и в их сердцах преобладают исключительно прагматичные соображения полезности или выгоды. К таким людям относятся и мясоеды. Учение Будды основано на любви и сострадании, которые являются результатом благодарности. Понимая это нет никакой возможности развиваться в нем одновременно оставив его в стороне. Правильное Понимание никогда не должно быть утрачено. Каждый должен считаться с помощью, получаемой от животных. Подумайте — если бы коровы имели высокий статус или были высоко уважаемы, как бы умножилась ваша к ним благодарность? Хотя они преданно служат и дают молоко, люди не ценят высоко их помощь, я не говорю уже о том чтобы восхвалять их за нее. Если бы только коровы имели чин и положение!

Если бы коровы были высокопоставленными лицами, все бы проявили благодарность к ним. Люди проявили бы свои любовь и доброту в полной мере. Истязания и убийство коров были бы запрещены. Даже вид их плоти вызывал бы сожаление. С учётом всего этого, их завалили бы огромной благодарностью с любовью. С таким ясным пониманием должно выполняться Учение “Yassa rukkhassa sāyāra”. Так в уме возникает аспект благородной личности.

Сила страсти

Страсть к еде заставляет некоторых людей есть даже собак и ворон. Поначалу, никто не желает их есть, так как они считаются нечистыми. Собаки едят грязные вещи. Однако, кто-то наслаждается при употреблении свинины, курятины и так далее. Хотя свиньи и куры так же едят скверные вещи. Пока это не вошло в привычку, никто не будет есть и человеческую плоть, но будьте уверенны как только люди начнут это делать, это быстро станет ежедневным блюдом. Вскоре после рождения ребенка, родители кормят его говядиной, курицей и т. д., это создает привычку заставляющую людей наслаждаться вкусом мяса, вместо того, что бы испытывать к нему отвращение. Аналогично, если бы существовал такой обычай, люди так же с удовольствием ели бы своих собственных отца и мать или наслаждались бы плотью собственных сыновей и дочерей. Как только какая-либо еда становится привычной, ее вкус быстро начинает приносить удовольствие, будь то даже мясо собак. Сила страсти не имеет границ. Страсть к пище, как и жажда чувственных удовольствий, постоянно хочет попробовать что то новое. Человек может стать таким же похотливым, как собака. Безудержная плотская страсть к сексу и еде у животных очевидна и ее первопричиной является страсть. В этом особой разницы между людьми и животными нет. Поэтому, размышляя о благодарности, следует избегать употребления мяса.

Благословение благодарности

В Сутта Нипате Будда учит: “Yathā mātā pitā bhātā, aññe vāpi ca ñātakā.” Смысл в том, что коровы и буйволы, помогая в производстве риса и другой пищи, дают жизнь. Они сравнимы с матерью и отцом. Если люди готовы есть мясо своих родителей, они могут питаться и мясом таких животных. Но если они не готовы употреблять родственников в пищу, то им следует воздерживаться и от употребления мяса. Если в обществе станет известно, что человек съел своих родителей, он будет считаться бесчеловечным монстром, маньяком, или каннибалом. Точно так же, услышав, что люди едят мясо коров и буйволов, нужно понимать и о чистоте их умов, это монстры, маньяки или варвары. Почему?
Потому что родители — это дающие жизнь благодетели. Такими же существами для людей являются коровы и буйволы. Плоть благодетелей не должна употребляться в пищу. Люди бы справедливо порицали тех кто подобно варвару канибалу, съел своих родителей, братьев или сестер. Та же критика должна быть направлена и на мясоедов, потому что коровы дают нам жизнь. Все мы имеем перед ними огромные долг и обязательства, точно так же как и перед нашими родителями. Мы должны любить этих животных, учитывая их заслуги перед человечеством. Они достойны наших благодарности, любви и сострадания, учитывающие их огромное служение человечеству.

История этого воззвания.

Достопочтенный Леди Саядо написал это «Дхамму о коровах» в 1886 году по
просьбе старейшин Монивы.


Эта эпоха — свидетельство жестокости и бесчеловечности возникших из-за созревания прошлой дурной каммы в умах всего человечества. Свидетельством этого является возникновение войн и катастроф, подобных той, из за которой, в отместку за совершенный обман были убиты все родственники Будды. Как виновные так и невинные, как старые так и молодые. Весь народ Сакьев был уничтожен. Будда три раза обращался к правителю рода Витатубха с просьбой о мире, но прошлая плохая камма Сакьев была слишком велика, чтобы её могло компенсировать даже неоднократное вмешательство Будды. Они создали тяжёлую камму в прошлом, которая теперь должно была созреть. Комментарий к Дхаммападе [стих 47] подробно рассказывает эту историю. Мораль в том, что даже божество своим вмешательством не может растворить такую злую камму. Только хорошая камма высшего типа может сделать это.

Что касается мстительного принца народа Витатубха, то он получив очень плохие последствия от своего поступка, утонул в реке, став пищей для рыб и черепах. Его гнев погубил его. Таким образом, не здравый поступок мести за совершенные злодеяния является неправильным их искуплением, потому что при его совершении обе стороны и пострадавшая, и провинившаяся должны будут страдать в следствии совершенного злодеяния. Будда учит, что человечество переживает духовный прогресс и процветание, только тогда когда оно признает фактор благодарности. Человек должен развивать четыре Брахмавихары (Возвышенных состояния) для своего процветания и
долголетие. Дхамма благодарности имеет основополагающее значение для практик Любящей-доброты, Сострадания, Сорадования и Невозмутимости.

Те, кто вредит животным или ест их плоть, будут страдать от нищеты и преждевременной гибели. Из за их неблагодарности, они будут сталкиваться с различными опасностями. Будущее беды, определяются их нынешними поступками.

Четыре Брахмавихары являются традиционными защитниками мира. Они являются просто любящим отношением к другим, будь то люди или животные. В сегодняшнем мире жизненная ситуация усугубляется голодом, терроризмом, войнами, стихийными бедствиями, употреблением наркотиков и др. Даже в Буддийских странах можно увидеть жестокое обращение с коровами, их убийство, поедание плоти животных и.т.д. В не буддийских же странах все это полностью разрешено.

Людям следует избегать таких профессий, как торговля оружием, скотом, мясом, ядами и опьяняющими веществами. Эти нравственные принципы, хоть и общеизвестны во всем мире, но сейчас редко наблюдаются. Людям не хватает сострадания, поэтому они вовлекаются в зло. Их жадность к богатству и власти постоянно растет. Поэтому они, даже сейчас, напоминают голодных духов (пета), стремящихся только к достижению своих эгоистичных целей, скорее напоминая животных. Нынче люди горды, хотя их средства к существованию и зависят от животных, они убивают, мучают, едят их. Животных даже заставляют участвовать в спортивных состязаниях. Коровы являются лучшими друзьями человека. Мясники и торговцы мясом обязательно отправляются в ад, из за огромной неблагодарности накопленной в их умах.

Мясоеды несут в своих сердцах ту же вину, что и мясники, и торговцы мясом, если они одобряю убийства живых существ. Если кто-то поощряет процветание животноводов и торговцев мясом, то его камма соответственно будет подобна камме мясника с сопутствующими ей плохими последствиями. Иногда защитники и сторонники поедания мяса могут нести даже больше вины, чем сами злодеи. Это зависит от состояния ума. Их ошибкой является то, что они нарушают законы справедливости и праведности. Само их мнение является неправильным, создающим поддержку для этого величайшего заблуждения существующего в нашем мире. Эти факты объясняются в Вибханге и в комментарии к ней.

Покупатели зависят от продавцов, которые в свою очередь зависят от покупателей. Покупатель помогает продавцам, пользуясь их продукцией. Особенно в вопросе продуктов питания, производители сильно зависят от своих клиентов. Деньги полученные при покупке мяса будут использованы для дальнейших убийств. Таким образом, некоторые виды животных даже находятся под угрозой полного исчезновения.

Человеком движет страсть к мясу

Человек ест мясо, потому что ему это нравится, без принятия во внимание Закона Бытия. Алчность заставляет его есть даже плоть коров, оставляя его слепым к серьезному злу неблагодарности. Зарабатывая себе на жизнь, он упускает из виду эти неправомерные поступки. За свои аморальные средства к существованию получаемые ради выгоды в настоящей жизни, он в будущем получит серьезные последствия в нижних мирах.

Некоторые люди утверждают, что мясо улучшает человеческое тело и мозг.
Мясо необходимо для нашего здоровья, говорят они. Однако в Палийских текстах говорится, что здоровье зависит от сбалансированного и свободного от излишеств образа жизни. Необходимо ли для этого мясо? Те, кто ест его без каких либо ограничений, страдают от различных заболеваний. Такие случаи упоминаются в Сутта-Питаке, комментариях к Дхаммападе и Джатаке и т. д. Поэтому не следует оправдываться и следовать по пути гурманов. Диета должна быть основана на овощах, топленом масле и молоке, и иметь в себе небольшое содержание белка. Ваше здоровье улучшится лишь при умеренном питании.

Однако кто-то не может избежать употребления мяса, такому человеку следует пытаться практиковать другие добродетели удовлетворённости и простой жизни. Все Бодхисатвы обладают этими достоинствами развитыми до наивысшей степени, именно за счет этих качеств они идут к высшему Просветлению. Нравственность для всех людей, кто сдерживает свою страсть к вкусной еде, даёт силу для концентрации и мудрости. Злоупотребление ей повышает умственные отвлечения. Бодхисаттва, даже когда был царём ворон, хотя по натуре он должен был есть других животных, попробовал ограничивать себя в еде. Он поклялся с благородной решимостью достичь более высокого состояния ума.

Бессловесные животные не могут себя защитить

Поскольку животные бессловесны, они не могут защитить себя и обречены на молчаливое страдание. Наше нынешнее изобилие получено с помощью труда коров, но этот долг так и остается неоплаченным. Люди должны помнить, что крупа, арахис, кунжут, овощи и т. д. взращиваются земледельцами с помощью животных. Фермеры нуждаются в их помощи. Не имея чувства благодарности, они охотно едят коровью плоть. Если бы коровы смогли говорить, это варварское преступление вскоре было бы раскрыто.

Посмотрите различные способы, которыми коровы помогают благосостоянию
страны. Жестокая натура мясоедов также показывает зло этой несправедливости. Неправедные люди, отбросившие благодарность, кормят коров не полезной или скудной пищей. Коровам полезнее было бы умереть в логове тигра, чем жить с неблагодарными люди. Печальная судьба коровы живущей с несправедливыми людьми слишком болезненна для описания. Пока она молода, чрезмерный труд дает держит ее в постоянном беспокойстве и утомлении. Когда же она умирает, или ее убивают, эта корова становится пищей для своих хозяев. Для поддержания справедливости нам следует проявлять доброту к животным. Человечеству следует жить праведно.


Когда зло правит миром, в нем появляется неблагодарность. Благодаря
доброте к животным, особенно к помощникам человека, можно избежать многих бедствий. Правильно мыслящие люди должны с любовью относиться к коровам. Мы должны всегда учитывать ее при выборе своей еды. Это ни в коем случае не является второстепенным аспектом нашей жизни. Серьезность такой несправедливости указывается в Учении Будды.

Основываясь на правильном понимании и сострадании, человек должен избегать употребления в пищу говядины. Нам необходимо развивать все добродетели благородного человека, не только знание и нравственность.
Мир сейчас находится в состоянии беспорядка и конфликтов. Чувство долга и благодарности к окружающей среде и животным должны постоянно осознанаваться и проявляться людьми. Проживание в гармонии с природой — единственный путь к достижению мира и процветания.