Вторая лекция в Дацане (2002)

 

Перед этой лекцией хочу сначала повторить из предыдущих.

Семь условий для медитации, о которых говорил Будда.

1. Надо быть не очень близко и не очень далеко от людей, чтобы было кому помочь. Хорошее место – недалеко от деревни, на природе.

2. Надо быть не очень далеко от еды. Если вы собрались медитировать вдали от магазина, то это уже проблема.

3. Быть в обществе людей, которые не говорят слишком много. Рынок – плохое место для медитации – там много говорят и там не чисто.

4. Не есть слишком много. По буддийскому стандарту монаха я — слишком толстый, хотя я не ем больше одного раза в день. Выпить чаю с тремя печенинками – это я не считаю за еду, а тарелка риса – это уже еда. Или тарелка супа… В монастыре монахи едят только один раз в сутки, до 12 часов дня. Но не очень аккуратные монахи едят и после двенадцати. Люди приносят еду целый день. Они специально готовят для монахов вкусную еду, чтобы получить хорошую карму. И неаккуратные монахи, чтобы не обидеть людей, пробуют каждое принесенное блюдо. Эти монахи ели по чуть-чуть, но целый день, и, в конце концов, стали толстыми. Я не знаю, как это научно объяснить, но люди, которые едят очень маленькими порциями, но целый день, становятся толстыми. Я хочу рассказать одну историю. Когда Моника Левински была красивой девушкой, и на нее обратил внимание Билл Клинтон, в то время она была стройной. Но когда она подала на него в суд, то, наверное, много нервничала и все время что-то перекусывала. Поэтому, в конце концов, она стала толстой всего за две недели. Всего лишь за две недели!

5. Должны быть хорошие условия. Должно быть место, которое вам нравится, красивая природа. Должен быть хороший климат и подходящее время года. В России трудно застать подходящую природу для медитации на природе. Когда на улице -20 градусов – это не самая подходящая погода. Поэтому лучше сидеть дома и медитировать.

6. Должна быть привычная поза для медитации. Очень часто, когда я проводил
курсы медитации в России, меня спрашивали, можно ли сидеть не на полу, а на
стуле. Я отвечал, — Конечно, можно.

7. Должно быть желание постоянно медитировать, независимо от обстоятельств.
Даже если твой лучший друг умирает. Без постоянной практики все это не стоит
и десяти копеек.

Теперь я расскажу о десяти факторах понимания, которые должны быть у практикующего.

10 факторов понимания:

1. Аникасанья — anicca-sanna -Понимание, что мир – это постоянное изменение.

Мир – это не только природа: деревья, вода, облака. В первую очередь вы должны понимать, что ваше тело — это постоянные изменения. Пускай это сразу не видно, но на самом деле в теле идет постоянный процесс изменений.

2. Анатасанья — anatta-sanna

Понимание непостоянства. Понимание отсутствия постоянного «Я».

Асупасанья — asubha-sanna

Понимание отсутствия «красоты» как таковой. Надо понимать, что на самом деле нет ничего красивого и некрасивого — это лишь наше неправильное субъективное восприятие. Вот я ходил на выставку авангарда и чувствовал, что это гадость. А кому-то нравится.

4. Атинасанья — adinava-sanna

Понимание существования болезней.

Когда вы понимаете, что есть болезни, что они неизбежны, то задумываетесь
о том, зачем живете. Когда здоровый молодой человек занимается спортом, его
не беспокоят болезни. Он обычно думает о приятных вещах, таких как девочки,
дискотеки, компании и о всяких развлечениях. Когда же что-то болит, то это
можно использовать для духовной практики. Болит голова — я понимаю, что есть
болезни, что жизнь не вечна.

5. Паханасанья — pahana-sanna

Понимание, что надо постоянно очищать свою душу. Как мы регулярно очищаем
от мусора свой дом, свою кухню.

6. Вирагасанья — viraga-sanna

Понимание, что желания опасны для жизни. Будда говорил, что человек, который
полон несбывшихся желаний, похож на человека, который полон переваренной едой трехдневной давности. Желания – это как старая переваренная еда. Глупо ее таскать в себе. Желания очень опасны. У нас проблем — 99, а может быть и все
100 процентов из-за желаний. Есть люди до того ленивые, что ленятся даже ходить в туалет. (смеется)

У меня знакомый страдал то сильной боли в животе. Хотел даже скорую вызывать.
Температура нормальная, а живот болит. Я у него спросил, когда он в последний
раз ходил в туалет, он ответил, что три дня назад. Тогда я ему сказал,- Не
надо вызывать скорую помощь, Принимай лекарство, чтобы сходить в туалет.

7. Нирапасанья – nirodha-sanna

Понимание окончания всего. Очень важно понимать, что всему есть начало, и
есть конец. Когда мы слушаем приятную музыку, мы испытываем удовольствие.
Но если мы будем эту музыку слушать 24 часа подряд, она станет неприятной.

8.Сабалоре-анабиратасанья — sabbalore-anabhirata-sanna

Понимание того, чем жизнь противна. Это понимание обязательно для монахов
и для тех, кто собирается стать монахом, удалиться от общества. Когда я читал
лекции в Университете, многие говорили, — Как это удалиться от общества? Человек должен жить в обществе, это неестественно для человека быть одному. Что значит «иди один подобно носорогу»? Это противоречит европейскому менталитету. Надо любить. Любовь – это самое главное. Очень важно, что стоит за словом «любовь». Если эгоистическое желание, то нет в такой любви ничего ценного. Если под словом «любовь» подразумевается доброта, то я думаю, что для людей с европейским интеллектом самая чистая любовь – это любовь материнская.

На самом деле человек – индивидуальное существо. Все люди, не только люди, все живые существа – индивидуалисты. Например, два человека дружили. У них была крепкая дружба. И вот один из них умирает и зовет с собой друга уйти за компанию. Я думаю, нет таких глупых. Или друг бросил другому горящий уголь. Что сделает тот? Конечно, бросит его обратно своему другу.

9. sabbasankharesu-anittha-sanna

Понимание, что сансара — противна. Будда сравнивал существо в сансаре с
мухой, плывущей в тарелке со старым, вонючим супом. Она пытается выбраться
из вонючего супа, доплыв до края тарелки.

Мне один профессор сказал, что слово «человек» переводится как существо – животное, у которого жизнь рассчитана на 100 лет. По-санскритски «человек» – это «монуса», что означает «существо – животное с высоким разумом». Так что получается, что есть животные, у которых жизнь рассчитана на 100 лет, а есть существа с высоким разумом.
Только человек способен выбраться из вонючей сансары, достигнув состояния
ниббаны (нирваны). Мой учитель, когда я еще был маленьким мальчиком и жил
на кладбище, говорил мне, чтобы я не боялся духов,- Человек – самое сильное
существо, потому что только человек может пить чай. Ты видел, чтобы духи могли пить чай? Я – нет. Поставь кружку с чаем на стол и посмотри, смогут ли его попить духи… Я ставил, но ни один дух не мог выпить хоть каплю чая.

Это была маленькая хитрость моего учителя, чтобы я не боялся духов.

Индусы ждут пришествия Бога в виде человека, арабы ждут,… даже евреи ждут.
Посмотрите, все, у кого самая сильная карма, пришли на Землю в виде людей:
Будда, Иисус, Магомед…. А есть люди – животные – очень глупые и очень дикие,
несмотря на интеллект и образование.

Будда очень часто улыбался. Потому, что видел то, чего не видят остальные.
Он видел, как глупы люди с их глупыми, бесполезными фантазиями, жаждой славы, богатства, и знаменитости. Иногда Будда сидел один и тихо смеялся. У него спрашивали, почему он смеется, но он не отвечал, когда к нему подходили глупые люди. Он просто улыбался. А они задавали свои глупые вопросы, а Будда иногда ничего не отвечал, только улыбался. Иногда люди задавали по 15-20 вопросов, а Будда молчал, а потом спрашивал,- Вы получили ответ на свои вопросы? И люди говорили, что получили ответ. Будда был хорошим психологом. Он видел, когда люди спрашивают и им нужен ответ, а когда спрашивают, лишь бы спросить, заранее зная ответ.

Буддизм – это религия улыбки.

10. Ананапанасати — anapanasati

Осознание дыхания. Направленность внимание на вдох и выдох. Когда человек
может осознанно дышать? Почему нужно уметь концентрировать внимание на дыхании?
Потому что дыхание – это основа жизни человека. Человек постоянно дышит.

Продолжение.

Я хочу говорить сегодня о четырех вещах, которые дают результат в данный
момент.

4 вещи, которые дают результат в данный момент:

1. Утанасамбата — utthanasampada

Трудолюбие.

Надо быть трудолюбивым человеком, не быть ленивым. Использовать свои знания
максимально. Правильно использовать настойчивость.

2. Аракасамбата — arakkahasampada

Аккуратность.

Надо уметь сохранить деньги. Часто человек зарабатывает 100 $ и думает, что
когда он станет зарабатывать 300$, то 100$ обязательно будет откладывать.
Но когда он начинает зарабатывать 300$, потом 700$, то все их тратит, ничего
не сохраняя. Поэтому надо не только иметь хорошую работу с высокой зарплатой,
но и уметь сохранить деньги. Мой учитель говорил мне,- Чатри, когда идешь
в магазин, держи покрепче кошелек. Я спросил, — Зачем? Он отвечал,- Деньги
уходят от тебя. Поэтому когда вы приходите в магазин, надо думать, какие вещи
действительно необходимы, и их нужно купить, а что покупать не нужно. Это
не жадность. Это аккуратность. Если вы потеряете деньги, то никто вам не даст
даже 5 рублей на транспорт. Я однажды возвращался из университета и потерял
свой кошелек. У меня не было денег, чтобы добраться до общежития. И я подходил к людям и просил дать мне денег на билет. Но никто мне не дал. Иди прочь, попрошайка, — говорили мне. И я с 5 до 11 часов шел до общежития пешком.

Будда говорил, что 30% заработанных денег надо потратить на жизнь, 30% сохранить, 20% — помочь друзьям, 20% — помочь родителям.

3. Калаянамитта — kalyanamittata

Хорошая компания.

У человека должен быть друг с красивым сердцем. Если вы не можете найти таких друзей, то лучше быть одному, чем общаться с плохими людьми и стать таким же, как они. Вообще ни один друг не сможет так понять вас, как вы сами себя. Поэтому скажите, — Я себе лучший друг.

4. Самачивита — samajivita

Скромность.

Надо быть скромным. Материально и духовно. Посмотрите вокруг. Как много
вы видели на улице скромных людей? В основном, все стремятся, чтобы одежда
была красивой, чтобы обувь была модной, прическа лучше, чем у других…

Надо помнить, что знания без дела не стоят и десяти копеек. Я хочу сказать,
что собираюсь через пять месяцев открывать Центр медитации для русских в Таиланде. Или. Один журналист, работавший на канале СТС, через неделю примет монашество.
У него была высокая зарплата, больше двух тысяч долларов в месяц, но он все
бросил и решил стать монахом.

Вопрос:

Чтобы стать монахом , надо получить согласие родителей?

Ответ: Да, в буддийских странах надо иметь разрешение родителей, если он
еще зависит от родителей. Но если он уже самостоятельный, то может сам принять решение стать монахом. Учитель, Аджан Сумедхо, в 30 с лишним лет решил стать монахом, но родители его были против, так как они были христианами – протестантами.
Он жил самостоятельно уже 15 лет, и ему не нужно было получать их разрешение, поскольку они ему все равно бы не дали его. Поэтому его учитель разрешил ему принять монашество. Еще, чтобы стать монахом, требуется справка от полиции, что вы не скрываетесь от нее, что вы не преступник. Потом еще требуется медицинская справка, что у вас не инфекционных заболеваний, особенно половых.