О восьми неотъемлемых составляющих нашей жизни
Дост. Ашин Джанакабхивамса (Агга Маха Пандита)

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

(избранные отрывки)

Есть два вида страдания – телесное и умственное. Всем приходится ощущать воздействие от необходимости зарабатывать средства к существованию, как и влияние связанных с этим трудностей и лишений. Это воздействие вызывает телесное страдание и усталость. В этом мире люди каждый раз стонут, когда страдают от телесной боли: «О, дуккха, дуккха!» Тем не менее, можно избежать умственного страдания, когда приходится испытывать телесное.

Примером может послужить наш бодхисатта, когда он на протяжении своих бесчисленных жизней, накапливая парами (совершенства), испытывал телесные страдания. Он вынужден был переносить эти телесные страдания, когда он был Махосадхой (Mahosadha) и Вессантарой (Vessantara). Тем не менее, у него было стремление освободить всех существ от сансары. Обладая великим состраданием и решимостью достичь Пробуждения, он был свободен от умственной боли.

Умственное страдание в виде беспокойства, депрессии, разочарования и отчаяния имеет отношение к уму и является своего рода болезнью, поражающей ум. Кто-то может реагировать таким образом: «О, не говорите мне об этом человеке, я не хочу о нём ничего слышать. Мне очень больно». Такое страдание обычно относится к умственной боли, в одних случаях оно может сопровождаться телесным страданием, а в других нет. В этом мире существует довольно много таких людей, которые, несмотря на то, что они богаты и состоятельны, владея большим количеством материальных благ, страдают от умственной боли. Это демонстрирует Истину страдания, как о ней говорится в Дхаммачакка сутте (Dhammacakka sutta), в которой сказано о страдании вследствие неполучения желаемого, так же как и о встрече с не желаемым. По сути, такое умственное страдание является более интенсивным, более суровым, чем телесная боль.

На самом деле, есть множество способов преодолеть печаль, депрессию, беспокойство или разочарование в жизни и поддерживать у себя счастливое состояние ума. Однако мы можем убедиться, что тому, кому не хватает мудрости, довольно непросто подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Если кратко, то людям стоит быть дальновидными и уметь планировать. Вдобавок нужно быть старательными и усердными в осуществлении этих планов. Тем не менее, если, несмотря на приложенные усилия, случаются неудачи и разочарования, то не стоит отчаиваться. Всё это происходит из-за негативной каммы. (Если снова и снова пытаться с ещё большей энергией, то можно достичь даже полного Пробуждения).

Важно сохранять целостность и оставаться спокойными и уравновешенными перед лицом жизненных трудностей и препятствий, которые на языке пали известны как локадхамма (Lokadhamma).

1. Лабха (lābha) – накопление состояния, стяжание материальных ценностей, необходимых вещей и т.д.
2. Алабха (alābha) – утрата благосостояния, лишение материальных ценностей, необходимых вещей и т.д.

3. Яса (yasa) – наличие последователей, обретение известности, славы.
4. Аяса (ayasa) – отсутствие последователей, славы, известности, безвестность.

5. Нинда (nindā) – быть тем, кого порицают, упрекают и обвиняют.
6. Пасамса (pasaṃsā) – быть достойным похвалы.

7. Сукха (sukha) – счастье.
8. Дуккха (dukkha) – страдание.

Здесь описаны четыре хороших и четыре плохих условия, обстоятельства или состояния, которые случаются в наших жизнях. Когда вы сталкиваетесь с четырьмя хорошими состояниями, то не стоит ликовать и гордиться. Когда же вы сталкиваетесь с остальными четырьмя, то не стоит из-за них беспокоиться или огорчаться.

Лабха и алабха – приобретение богатства

Каждому следует честно зарабатывать себе на жизнь и стремиться к материальному достатку, используя законные средства. При этом можно накопить состояние, которое не должно быть причиной для ликования или хвастовства. С другой стороны некоторые люди, зарабатывая средства к существованию, сталкиваются с финансовыми потерями, и становятся всё более бедными. В этом случае из-за этого не стоит горевать. Вместо этого следует оставаться сдержанными и спокойными.

Яса и аяса – наличие последователей, обретение известности

У учителей, лидеров и великих людей должна быть группа последователей. Последователи подобны ограде, защищающей здание, которое она окружает, обычно таким же образом последователи защищают своих лидеров и оказывают им услуги. В свою очередь лидеры должны воздавать должное своим последователям. Великодушие и щедрость способствует большому количеству последователей, и с ними необходимо обращаться с должным уважением. Лидеры должны быть готовы улучшать жизни своих последователей. Даже с прислугой нужно обходиться как со своими коллегами и друзьями. В результате они обеспечат полную защиту и будут хорошо выполнять свои обязанности. Если последователей совсем немного или их совсем нет, несмотря на доброжелательность, то не стоит об этом беспокоиться. С другой стороны, когда кого-то окружают многочисленные последователи, то не стоит быть из-за этого тщеславными и высокомерными.

Известность – это ценное качество не только в этой жизни, но также и в будущих жизнях. С великими и благородными задачами могут справиться лишь люди с большой известностью и выдающимися качествами.

Нинда и пасамса – быть тем, кого порицают или кого восхваляют

Ревнивых, завистливых и желающих покритиковать людей можно повсюду найти в большом количестве. Поэтому в этой жизни довольно трудно добиться похвалы и очень легко быть обвиненным. Тем не менее, нужно стараться при помощи осознанности жить добродетельно. Никто не защищён от обвинения.

Однако, тем, кто обвиняет других, следует спросить самих себя: «Избавлены ли мы сами от ошибок, недостатков и проступков? Безупречны ли мы сами?» Никто не без изъяна, никто не безупречен как бодхисатта Махосадха (Mahosadha), царь Вессантара (Vessantara), досточтимый Кассапа (Kassapa), досточтимый Сарипутта (Sariputta) или досточтимый Ананда (1). Если вспомнить про женщин, то тем, кто полон зависти, ревности, кто обвиняет других, далеко до безупречности таких четырёх достойных подражания женщин как Амары (Amara), Киннари (Kinnari), Мадди (Maddi) и Самбулы (Sambula) (2).

Пример: Как-то раз в одной деревне, маленький мальчик пожаловался своему отцу на то, что их сосед заикается. Он сказал заикаясь: «Отец, наш сосед… за… за… за… икается. Вероятно, мальчик забыл о том, что у него самого был тот же самый дефект.

Некоторые любители покритиковать скрывают свои собственные ошибки, как и свои недостатки. Они самые настоящие притворщики, которые что-то украв, прикидываются невинными, в этом они похожи на хитрого кота.

Иногда, из-за зависти и ревности, люди обвиняют других, но обычно они подражают их поступкам. Сплетницы обсуждают и наговаривают на девушку, если какой-то молодой человек часто её навещает, но на самом деле эти сплетницы хотят, чтобы этот молодой человек навещал бы их самих.

Те, кто боится призраков, не решаются входить туда, где темно. Когда всё же они входят, то увидев пень, начинают кричать: «Призрак, призрак!» Поскольку их ум постоянно подпитывает страх перед призраками, они представляют, что призраки везде их преследуют.

Сукха и дуккха – счастье и страдание

Разумные существа вынуждены сталкиваться с превратностями судьбы, которая изобилует как счастьем, так и страданием. И в итоге среди восьми мирских условий, четыре являются желательными, а остальные четыре нежелательными. Это закон природы, с которым нам всем суждено столкнуться.

Все разумные существа с незапамятных времён в своих бесчисленных прошлых жизнях совершали как хорошие, так и дурные поступки, все эти поступки будут приносить в этой жизни как хорошие, так и плохие плоды или трудности. Желательные и нежелательные ситуации в жизни многократно повторяются, чередуясь между собой. Бесстрашно и решительно старайтесь противостоять трудностям, старайтесь переплыть океан сансары сквозь штормы и ветра к мирному берегу Ниббаны, где прекращаются все страдания.

Пример: Капитаны океанских судов не могут всегда ожидать, что море в их путешествиях будет спокойным и безветренным. Они вынуждены сталкиваться с бурными морями, сильными ветрами и тайфунами или со штормовыми волнами, которые могут даже угрожать их судам. В таких условиях опытные капитаны для управления своими судами используют свой интеллект и предприимчивость, чтобы пройти через опасные моря и штормы, и бросить якорь в безопасной гавани.
Мы сталкиваемся как с желательными, так и с нежелательными ситуациями, благодаря хорошей и плохой камме, которую мы накопили в своих прошлых существованиях. Будь, что будет. Нам следует быть похожими на таких капитанов судов. Нам следует с уверенностью, рвением и умением противостоять штормам, бурям, преодолевать трудности и опасности. Мы должны быть несгибаемыми под влиянием восьми мирских условий в нашей жизни, чтобы придерживаться ровного курса и бросить якорь в порту Ниббаны.

Прим. пер.:

1. Махосадха упоминается в Джатаке № 546 (Повесть о большом подземном ходе).
Вессантара упоминается в «Джатаке о царе Вессантаре» № 547.

2. Амара была женой Махосадхи, упоминается в джатаке № 546.
Киннара была женой царя Бенареса, упоминается в джатаке № 341.
Мадди была женой Вессантары, упоминается в «Джатаке о царе Вессантаре» № 547.
Самбула была женой Саттхисены, упоминается в джатаке № 519.