ЧЕСТОЛЮБИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ

Дост. Шравасти Дхаммика

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

 

Честолюбие, амбиции (chanda или iccha) – это тяга к приобретению личной выгоды, богатства, власти, статуса или известности, в то время как стремление (patthāna) – это мягкая, но твёрдая решимость в достижении чего-либо. Английское слово «ambition» происходит от латинского слова «ambitionem» означающее «ходить вокруг да около», в то время как английское слово «aspiration» – стремление связано с латинским словом «spiritus» – дыхание и происходит от французского «aspirare» означающего «выдыхать».

Честолюбие, амбиции – это не обязательно что-то отрицательное, но у таких стремлений есть склонность в своем порыве получения желаемого игнорировать честность и порядочность. И когда в результате таких честолюбивых стремлений обретают желаемое, то иногда им злоупотребляют. Примером здесь могут быть успешные актеры, которые заканчивают тем, что становятся наркоманами, знаменитые спортсмены, которые жульничают, чтобы выиграть ещё одну медаль и богатые бизнесмены, уклоняющиеся от уплаты налогов или обкрадывающие своих акционеров, чтобы накопить ещё больше денег. Как сказал Будда: «В этом мире печаль растет в том, кто одержим чувственным желанием, как растет трава бирана, когда её хорошо поливают». (Dhp.355). Чаще всего честолюбивые стремления поддерживают наше «вращение, хождение по кругу», то есть они ещё больше запутывает нас в сансаре. Так называемое «Движение самоусовершенствования» в Америке может быть хорошим примером такой жизненной философии, которая основана на честолюбивом стремлении. За всеми рассуждениями о «страсти к совершенству», о том, чтобы «быть лучше, чем вы есть» и «приносить пользу обществу», обычно скрываются грубая алчность и эгоизм.

Стремление – это разновидность желания, смягченная вдумчивостью, честностью и личной заинтересованностью, которая принимает также во внимание и интересы других. В то время как амбиции полностью сосредоточены на цели, простое стремление никогда не теряет из виду ни цели, ни средств, используемых для её достижения. После достижения своей цели, стремление позволяет нам «свободно дышать» (assāsa, M.I, 64), потому что мы знаем, что выполнили задуманное, не поставив при этом под угрозу свои ценности, и не причинили вред другим людям. Стремящийся также понимает, что хотя мирские цели и могут быть полезными в этой жизни, духовные цели приносят нам пользу как в этой, так и в следующей жизни и, в конечном счете, приведут нас к состоянию полного осуществления, то есть к Ниббане, где больше нам не нужно будет стремиться к какой-либо цели. Будда однажды сказал, что нам нужно: «Приложить всё своё желание, направить все свои усилия, свой ум и всю свою решимость», чтобы достичь этих целей. (A.IV, 364) И когда Будда говорил, что тот, кто практикует Дхамму, должен быть «воздержанным в своих желаниях», то он имел в виду, что мы должны стремиться к стоящим целям, не позволяя нашему стремлению превращаться в амбиции.