С каждым вдохом и выдохом

Многоголосие ума (фрагмент)

Тханиссаро Бхиккху 

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Первое, что вы узнаёте об уме, когда начинаете заниматься медитацией — это то, что умов много. Дело в том, что у вас есть множество представлений о том, как удовлетворить свой голод и достичь благополучия, а также множество желаний, основанных на этих идеях. Из этих идей выкристаллизовываются представления о том, из чего же именно складывается счастье, где его можно найти, и что вы представляете собой как личность — ваши потребности в определенных удовольствиях и ваши способности обеспечивать себя этими удовольствиями. То есть каждое желание является семенем определенного чувства того, кем вы являетесь и чем является мир, в котором вы живете.

Когда вы станете лучше замечать этот процесс, то обнаружите, что вовлекаетесь в него даже когда бодрствуете, и в течение дня это происходит много раз. Чтобы освободиться от страдания и мук, которые он может приносить, вам нужно исследовать всё множество бываний, которые вы создаёте в поисках пищи — все «я», порождаемые вашими желаниями и все миры, которые они населяют — ведь добиться освобождения от ограничений, которые они накладывают, можно только всесторонне исследовав все эти явления.

…Иногда за разными желаниями стоят одни и те же представления о том, что такое счастье, и кто вы такой (таковы, например, желания, направленные на создание крепкой семьи). В других случаях, идеи, стоящие за желаниями, противоречат друг другу (например, когда желания, связанные с семьёй, противоречат желанию получить удовольствие немедленно и невзирая на последствия). Некоторые желания относятся к одному «умственному пространству», другие желания — к противоречащим друг другу пространствам; третьи — к пространствам, которые вообще никак между собой не связаны. Так же происходит и с различными «я», населяющими эти пространства. Некоторые из ваших «я» согласованы друг с другом, другие — несовместимы, а третьи — никак между собой не связаны.

Итак, в вашем уме есть множество идей о «я», и у каждого из этих «я» есть свои цели. Каждое из этих «я» участвует в многоголосии ума. Поэтому нельзя сказать, что ум един. Он больше похож на неуправляемую толпу людей — разноголосую, со множеством различных мнений о том, как следует поступить.

Некоторые участники многоголосия открыты и честны относительно допущений, лежащих в основе их главных желаний. Другие — менее искренни и определённы. Поэтому участники многоголосия скорее похожи на политиков — у каждого из них свои сторонники, у каждого собственные стратегии удовлетворения желаний. Некоторые участники многоголосия идеалистичны и благородны. Другие же — нет. Так что многоголосие ума похоже не столько на сообщество святых, планирующих благотворительные мероприятия, сколько на коррумпированный городской совет, в котором баланс сил между различными фракциями постоянно изменяется и множество сделок заключается в кулуарах.