Сражение против омрачений

Д-р. Мехм Тин Мон

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Несмотря на то, что Будда выделил страстное желание (tanha) в качестве главной причины страдания, оно работает совместно с другими омрачениями (kilesas), которые порочат, ухудшают, причиняют страдание и терзают ум. Эти омрачения являются безнравственными умственными факторами (cetasikas), которые возникают в уме и им овладевают. Вот эти омрачения:

Lobha (taņhā, rāga) – страстное желание, привязанность

Dosa (paṭigha) – гнев, ненависть, недоброжелательность, отвращение

Moha (avijjā) – невежество, заблуждение

Māna – гордость, тщеславие

Diṭṭhi – неверные, ошибочные взгляды

Vicikicchā – скептическое сомнение

Thīna – лень

Uddhacca – возбуждение, неугомонность

Ahirika – бесстыдство, нескромность

Anottappa – отсутствие нравственного страха, страха, ужаса перед результатами неблагих деяний

Эти омрачения – это наши внутренние враги. Очень трудно с ними бороться, так как они большую часть времени владеют нашим умом и на него влияют. Они опьяняют нас как спиртной напиток, чтобы мы забывали о добродетельных деяниях. Они затапливают нас как наводнения, чтобы мы были беспомощными и обессиленными, снова рождаясь в более нижних сферах существования. Они связывают нас как путы, чтобы мы не смогли спастись из круга перерождений – самсары. Но мы должны приложить все усилия в борьбе против них, изгнать их из ума, искоренить и сжечь их так, чтобы они никогда не возродились бы снова в наших умах.

Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве*. (Дхм. 103)

*Перевод с пали В. Н.Топорова.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: The Noble Path to Eternal Bliss.
The Essence of Wisuddhi Magga. Volume I By Dr. Mehm Tin Mon

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ

Пять вещей, которых очень трудно достичь:

Наша жизнь – это самое драгоценное

Будда ежедневно напоминал своим ученикам, что есть пять вещей, которых очень трудно достичь, и побуждал их осуществлять благородную тройственную тренировку (в нравственном поведении, сосредоточении и мудрости), чтобы освободить себя от всего страдания.

(1) Очень трудно стать Буддой. Поэтому также очень трудно встретиться с Учением Будды (Sāsanā).

(2) Очень трудно обрести человеческую жизнь.

(3) Очень трудно развить веру (saddhā) в Будду, Дхамму, Сангху и закон каммы.

(4) Очень трудно вступить в монашество в качестве монаха бхиккху (bhikkhu).

(5) Чрезвычайно трудно услышать Дхамму, которая передается безошибочно так, как её излагал Будда.

(Sagāthāvagga Samyutta, A. 225)

Поскольку у большинства из нас есть четыре или пять преимуществ из вышеупомянутого списка, то нам следует рассматривать нашу жизнь как нечто очень ценное, и нам не стоит плохо с ней обращаться, впустую растрачивать или ею злоупотреблять, живя беспечно, беззаботно и легкомысленно или проводить жизнь только в погоне за чувственными удовольствиями. Никто не должен совершать самоубийство под гнётом каких-либо обстоятельств. Такое неподобающее деяние означает полную неудачу в жизни. Нам следует стремиться к тому, чтобы сделать всё возможное, чтобы использовать открытые для нас блестящие возможности для достижения самой высокой цели в жизни так, как наставлял Будда.

Тот, кто решился практиковать медитацию прозрения (satipatthāna vipassanā) сможет развить три высшие мудрости Пути и их Плоды (мудрость постижения безличности, непостоянства и страдательности, anattā, anicca, dukkha), которые полностью устранят все омрачения. И тогда он станет благородным, безупречным – арахантом (arahant), который сможет нескончаемо наслаждаться счастьем Ниббаны. Это и есть наивысшая и благороднейшая цель, которую может достичь человек в этой самой жизни.