САМЫЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС

Дост. Тханиссаро Бхиккху
(избранные отрывки)

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Итак, что касается вопроса установления ваших приоритетов. Какого счастья вам хочется? От чего вы готовы отказаться, чтобы обрести такое счастье? Сколько времени и энергии вы планируете вложить и готовы вложить, чтобы найти подлинное счастье?

Один из аспектов мудрости – это сохранение своих приоритетов ясными. Если подлинное счастье является главным приоритетом, то это помогает вытащить ум из неведения, другими словами, из подавляющих нас забот, беспокойств и заинтересованности другими проблемами, и помогает вынести на передний план проблему страдания и его причины. Суть такого ясного осознавания в том, чтобы прояснить приоритеты в том отношении, что проблема страдания является первостепенной.

Это самая важная проблема, которой необходимо заниматься. Когда Будда говорит о неведении, то он не говорит о полном отсутствии знания в отношении чего-то. Вы можете много чего знать и, тем не менее, пребывать в неведении относительно главной проблемы. И доля такого неведения проистекает из того факта, что в действительности вы не рассматриваете главную проблему в качестве главной. У вас есть другие приоритеты, другие планы.

Будда хочет, чтобы вы увидели, что вопрос страдания – это главная проблема в жизни. Ваша способность обучать и тренировать себя для того, чтобы положить конец страданию должна быть вашим главным приоритетом. В прошлые выходные я был в Беллингеме и прогуливался после принятия пищи. Какой-то парень, посмотрев на меня, спросил: «Буддист?»
Я ответил: «Да».
Он спросил: «Почему в мире так много религий?»
Я ответил: «Потому что разные религии задают различные вопросы».
Он спросил: «Какой вопрос задаёт Будда?»
Будда спрашивает: «Почему мы страдаем и что мы можем сделать, чтобы положить ему конец?»
«Разве вы не испытываете отвращения к этому вопросу?» – спросил он.
Я ответил: «Нет, я считаю, что это очень хороший вопрос». Тот факт, что есть страдание – это то, что вам может не нравиться, а то, что это вам не нравится – это естественно, но было бы странно питать отвращение к самому вопросу о том, почему страдание происходит и как можно его прекратить.

Нам нужно рассматривать этот вопрос в качестве самого важного и такого, на который нам нужно стараться ответить, потому что это самый полезный, самый плодотворный вопрос, который мы можем исследовать. Возможность задать такой вопрос и ответить на него – это привилегия. Вот почему одна из обязанностей относительно Четырех благородных истин заключается в том, чтобы развить путь, ведущий за пределы страданий. Это то, чем мы занимаемся прямо здесь и сейчас.

Так что мудрость во многом является вопросом приоритетов. И поскольку в своей жизни вы занимаетесь медитацией, то вашим наивысшим приоритетом должно быть пребывание со своим дыханием для того, чтобы развить силу памятования, сосредоточения и распознавания, которые позволят достичь окончания страдания. Большая часть практики – это изучение того, как придерживаться таких приоритетов и не позволять прокрадываться на их место другим.