РЕЛИГИЯ – ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Её Светлость принцесса Пун Писмай Дискул (бывший президент Всемирного братства буддистов с 1963 – 1984 гг.)

Религия – это то, что делает человека человеком, иначе он не сильно отличался бы от других представителей рода приматов, таких как гориллы, обезьяны, лемуры и от других вымерших видов человека. Если оставить в стороне материальную составляющую, то религия это то, с помощью чего человек по праву заслуживает своё имя «человек», которое подразумевает наиболее развитого представителя вышеупомянутого рода. Религия наделяет его чувством стыда, вины и другими чувствами, способствующими росту тех качеств, которые в собирательном значении называются «совестью». В действительности религия, какое бы название ей не давали, является, по сути, тем же самым, что и всё остальное, что имеет отношение к фундаментальной цели – сделать человека ЧЕЛОВЕКОМ.

Наш досточтимый Будда был наделён благословением рождения, долгой жизни и тех качеств, которые он развил и приобрел. Он родился в царской семье, до своих восьмидесяти лет он обучал людей, и был наделен наивысшей мудростью, непорочностью и состраданием. Находясь в гуще всевозможных чувственных удовольствий, которые все жаждали, он смело отрёкся от того, что принадлежало ему по праву: от богатства, титула и разнообразных наслаждений, ради наивысшего счастья, которое превосходило все эти мимолетные удовольствия. Благодаря своему упорству и целенаправленным усилиям, он успешно достиг своей цели. Поэтому его путь отречения был непревзойденным в отношении принесенных им жертв и смелости. Просто посмотрите на то, как он принял жизнь в бедности и самоограничении вместо жизни в богатстве, то есть жизнь полную лишений и невзгод вместо комфорта и роскоши. Даже после своего Пробуждения он никогда не возвращался к прежнему образу жизни, но предпочел в течение сорока пяти лет проповедовать жизнь полную отречения, сделав из себя пример того, чему он учил других, не проводя при этом никаких различий в отношении рождения, возраста или вероисповедания.

Теперь на несколько мгновений направьте своё внимание вовнутрь себя. Взгляните на себя, посмотрите, скольким вы пожертвовали, чтобы последовать по стопам Будды. Нам нужно быть цивилизованными людьми в промышленно развитой стране. Насколько мы следуем его примеру? Вы можете проверить себя и самостоятельно ответить на этот вопрос. Именно благодаря этому факту, который часто упускается из виду, его образ жизни в нашей памяти всегда должен оставаться священным и незапятнанным.

Что касается Дхаммы или его учения, то мы можем сказать, что оно всегда опирается на закон причины и следствия, и, следовательно, неопровержимо. Короче говоря, можно сказать, что Будда обучил нас истинам нашей жизни с младенчества и до могилы, тому, насколько мы порабощены и как мы можем освободиться. Благодаря учению Будды мы узнали, насколько мы находимся под гнётом наших страстей (омрачений, kilesa), будучи загнанными конвульсивными радостям и печалям, навязанными нам обстоятельствами. Метод Будды исследует природу этих «страстей», видит их непостоянство, видит их в состоянии потока, видит их как безличные. Мы сможем прийти к освобождению от их кабалы, следуя систематическому методу практики. Затем мы перестанем быть их жертвами и станем их «хозяевами». Это и означает счастье или блаженство, о которых идёт речь в буддизме.