ПРО ХИТРЫЙ УМ, ОПАСНОСТЬ САМООБМАНА И ВАЖНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРАКТИКЕ

Дост. Пхра Дхамма Тирарач Махамуни

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Некоторые учителя медитации считают, что информация о шестнадцати знаниях прозрения (ñāṇa) не должна быть доступна для широкой публики. Это не потому, что эти учения должны специально передаваться только членам избранной группы или быть тайными, но скорее из-за хитрой, изворотливой природы ума, который узнав об этих прозрениях прежде, чем у практика появится свой собственный медитативный опыт, может быть причиной того, что вы будете ожидать или предвкушать определённые результаты в практике, тем самым замедляя своё продвижение. Именно поэтому Махаси Саядо писал: «Для ученика, который медитирует под руководством учителя, ознакомление с этими стадиями перед началом медитации не принесёт пользы». (Practical Insight Meditation, p. 35).

Тем не менее, Махаси Саядо согласился на публикацию своей книги – «The Progress of Insight», которая описывает эти стадии. Он признавал, что эта информация может быть полезной для учеников, которые практикуют в уединении.

Описания этих шестнадцати стадий предназначены скорее для тех практикующих, у которых нет никакого доступа к учителю, и они пытаются понять свой медитативный опыт или же для тех, кто уже достиг довольно продвинутой стадии в своей медитации прозрения.

Несмотря на то, что желание узнать, какого же уровня вы достигли, и что будет происходить после этого в медитации – это нечто естественное, однако довольно трудно оценить свой собственный опыт, даже с печатным руководством в руках. Вам всегда нужно осознавать, что независимо от того, в чём вы себя уверили в результате чтения всей этой информации, ваша собственная оценка может быть неверной. Вдобавок к этому, уму нравится себя обманывать. Если вы цепляетесь за что-то, о чём вы читали, и желаете, чтобы это произошло, то ум подсознательно может попытаться сымитировать такой опыт. Без учителя вы, возможно, будете не способны отличить обман от того, что реально. Чтобы избежать ловушки самообмана, важно разумно использовать информацию о стадиях прозрения, и с подлинной искренностью и честностью непрерывно себя проверять.

Если вы читаете о стадиях прозрения, потому что задаетесь вопросом, достигли ли вы пробуждения, то, пожалуйста, поймите, что вероятно, вы его не достигли, хотя и есть вероятность, что вы достигли начальной стадии знания прозрения. Ачан Сопако Бодхи объясняет это так, что когда достигнут первый уровень пробуждения, то сомнений в этом быть не может. Если вы достигли его, то вам не нужно спрашивать. По словам другого монаха: «Такой опыт нельзя утратить».