ПРАКТИКА НЕВОЗМУТИМОСТИ

автор — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

Последней в группе Четырех Возвышенных состояний является — Упекка Брахмавихара — практика развития ума за счет невозмутимости и равностности. По сути она уже не является чистой доброжелательностью, но больше состоянием ведущим к глубокому развитию мудрости. Эта практика официально рекомендуется на таком этапе работы с гневом, когда ни одна из прошлых трех медитаций по той или иной причине уже не работает. Прозрения вызванные этой практикой включаются традиционным Буддизмом в основу Правильных Воззрений — понимания Кармы, как взаимопроникающей во все существование принципа взаимозависимости всего в этом мире. Инсайты этой практики могут быть двусторонними. Первое — понимание о себе, и второе — понимание о людях. Оба этих состояния рождают в уме глубокую невозмутимость и равностность в отношениях к любым конфликтам. Эта равностность ни в коей мере не порождена равнодушием. В ней мудрость и дружелюбие рождают глубокий симбиоз, позволяющий не обвинять людей за те поступки, которые они совершают и одновременно пересмотреть свои реакции на них.

Первое прозрение в понимании кармы возникает как понимание того что все люди ведут себя так, как они ведут из-за своих привычек, порожденных своими прошлыми действиями. Ничто в мире не происходит просто так, все взаимосвязано со всем, и поэтому случается в гармонии с окружающим его связями и условиями. Это и есть понимание кармы как причины. В основе любого гнева или раздражения лежит состояние ущемленности из-за несправедливости отношения. Но понимание, что по другому не могло быть, растворяет их. Но когда мы знаем, что все просто так как есть, в нас рождается покой и благодарность.

Второй аспект это понимание Кармы как причины. Что бы с нами не происходило мы в данном моменте времени являемся мастерами кармы будущего и можем прикладывать усилия для изменения реакций на более положительные, мягкие и взвешенные, те которые принесут нам благие результаты . «Тот кто сеет ненависть и похоть в умах людей, укрепляют в них в первую очередь в самого себя.» говорят мудрые.

Практика медитации на невозмутимость помогает очень глубоко познать эти два аспекта. Как же ее практиковать?
Сама медитация представляет из себя мудрые размышления связанные с действием закона причинно-следственной связи. Как водится, вам предлагается начать практиковать ее с самого себя. И на любой другой фазе практики, если что-то не ладится возвращаться к этому.
Для этого вам рекомендуется выучить нижеприведенное изречение и осмысленно повторять каждый из четырех его аспектов, оставляя немного времени для того чтобы ум мог задуматься на ними. Но промежуток не должен быть настолько длинным, чтобы ум успел отвлечься.

«Все, что со мной происходит является результатом моих прошлых поступков,
Я их единственный наследник,
Я рожден из своих поступков — они мое единственное имущество,
Чтобы я ни сделал хорошего или плохого — я буду первым кто обретет результат этого.»

Со временем когда вы сможете без особых отвлечений медитировать так час, выберите ту часть которая наиболее вам близка и размысливайте только ее. Иногда уму для концентрации требуются перемены. В таких случаях смените позу и практикуйте при ходьбе или начните практиковать более длинный или короткий вариант этой техники. Все приходящие в голову мысли, ситуации, ощущения, эмоции или людей проводите через фильтр этого понимания. В идеале старайтесь вернуться к этой практике всегда, когда у вас есть свободное время и ум вспоминает о ней. Мастера невозмутимости в своих сердцах абсолютно равностны как к тем кто их любит, так и к тем кто относится к ним плохо. Они понимают что все действия, мысли и поступки, как их, так и окружающих их людей продиктованы законами причинно-следственной связи, и лучшей и адекватной реакцией на них может быть лишь невозмутимость и сострадание . Понимая, что все так как должно быть и любое зло творимое сейчас с ними — это эхо того зла, которое творили они сами, они живут в спокойной равностной безмятежности.

Что бы в этой практике более развить аспект Випассаны необходимо больше фокусироваться на размысливании того, что возникает во время практики через призму понимания Кармы. Больше интересующимся Концентрацией – следует фокусироваться на осознанном повторении вышеуказанной фразы.