ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ (Sammā Vācā)

Дост. докт. Ревата Дхамма

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

«O бхиккху (монахи), что такое правильная речь (samma-vacca)? Это воздержание и отказ от лживой речи, отказ от клеветнической речи, отказ от гневной и грубой речи полной ненависти или оскорбительных выражений, отказ от легкомысленной или бесполезной болтовни. Бхиккху, воздержание от этих четырех неблагих типов речи называют правильной речью». Дигха-никая 2.312

В соответствии с этим определением, необходимо понять, что беседы на религиозные и духовные темы или просто правдивость в речи не являются правильной речью. Суть правильной речи заключается в воздержании от неблагой, неправильной речи. Следует отметить, что если в тот момент, когда возникают подходящие обстоятельства для произнесения лжи, клеветы, для использования оскорбительных выражений или для бесполезной болтовни, вы воздерживаетесь от подобной неблагой речи, то таким образом вы закладываете основы для практики правильной речи. В действительности, тот, кто воздерживается от лживой речи, будет использовать только такую речь, которая является правдивой, мягкой, которая будет приносить пользу и способствовать гармонии. Существенный момент здесь в том, что тот, кто воздерживается от неправильной речи, выстраивает благодаря этому нравственную основу пути.

Более того, в тот момент, когда кто-то видит, слышит, чувствует запах, ощущает прикосновение или размышляет, и к нему приходит понимание благодаря осознанности и прозрению, что эти чувственные объекты непостоянны, то в этом случае у него не будут возникать какие-либо омрачения, которые могли бы стать причиной неблагой речи. Таким образом, посредством медитации осознанности каждый может на время предотвратить возникновение омрачений (kilesa). Однако если вы развиваете прозрение и достигаете надмирского благородного пути и осуществляете Ниббану (Просветление), то в этом случае неправильная речь полностью исчезает. По мере постепенного достижения определенных стадий святости, последовательно искореняются умственные омрачения, которые являются причиной неправильной речи.

Считается, что на первой стадии святости (sotāpanna) искореняется лживая речь, на третьей стадии святости (anāgami) искореняется клевета и использование оскорбительных выражений в языке. На четвертом, заключительном этапе святости (arahant), исчезает склонность к легкомысленной речи или бесполезной болтовне. Здесь речь необходимо понимать как любое речевое действие, связанное с использованием голоса, и которое происходит от осознанного умственного намерения или неосознанного, то есть по беспечности или легкомысленности, как проявление главенствующего состояния ума. Если ум нечист, то ваша речь будет несовершенной, а если ум чист, то речь в этом случае будет правильной, надлежащей. Вот почему очень важно, чтобы ум был чист.