ПРАВДА – ЭТО КРАСОТА

 Перевод: Ann Goryainova
Источник: dhammaeverywhere.ru

 
Сегодня я хочу поговорить о том, что меня очень интересовало всю мою жизнь. Обычно на своих лекциях я говорю о том, что мне интересно, что я чувствую очень глубоко. С ранней молодости меня очень интересовала красота.

 
Есть ли здесь кто-то, кто не любит красоту? Кто не хочет быть красивым? Поднимите руки, пожалуйста. Что, нет таких? Это прекрасно! Так что в этом вопросе мы согласны.

Есть ли здесь кто-то, кто любит что-то уродливое и отталкивающее? Тоже нет? Получается, что все мы любим красоту, и не любим отталкивающие, уродливые вещи.

В молодости я находил красивые и тихие места, и ходил туда любоваться пейзажами. Так впервые проявился мой интерес к красоте. Красивые рассветы и закаты — всё это интересовало, привлекало меня.

 
И была ещё одна вещь, которая привлекала меня очень сильно — истина. Вот то, что я искал всю мою жизнь — истину.

 
Другая вещь, которую я искал, которой посвящал всего себя, которую практиковал — свобода.

 
Вот, чего я хочу в жизни: красота, истина и свобода.

Никто не может обойтись без любви к внешней красоте. Это в нашей человеческой природе: любить и желать красивое.

Существует множество видов красоты. Например, красивые лица. Когда мы видим ребенка, мы часто восклицаем: “Какой красивый малыш!”. И мы счастливы видеть малыша. Когда мы видим цветок, то говорим: “Какой красивый цветок!”. Когда мы видим что-то красивое, то мы чувствуем себя счастливыми и взбудораженными.

 
Приведу цитату одного человека: “Красота нужна каждому так же, как хлеб”. Вот насколько важна красота. Мы не проживем без пищи долго. И так же не проживем мы долго, не ощущая красоту.

 
Мы можем некоторое время прожить в грязном, старом, уродливом доме. Но при первой же возможности мы переселимся из него в чистый, уютный, красивый дом. Если у нас есть выбор, мы всегда выберем красоту.

 
Красота — одно из свойств жизни. Это важно. Мы стремимся создавать красоту. Мы делаем себя красивыми. Даже монахи. Нет, мы не прихорашиваемся. Но соблюдаем правила гигиены. Я делаю всё, что в моих силах, чтобы быть чистым и опрятным человеком. Потому что чистота и опрятность — это так же забота о красоте. И это процедуры, которые мы совершаем каждый день.

Дома у многих из вас есть алтари с изображением Будды. И вы делаете всё, чтобы эти алтари выглядели чистыми, ухоженными, красивыми.

Вы хотите сидеть перед красивым алтарем, и смотреть на красивые цветы или свечи рядом с изображением Будды, потому что знаете, что в этом случае ваш ум будет вдохновлен, и вы почувствуете счастье. Перед алтарем вы будете размышлять о благих качествах Будды, прочтете молитву. И приложите все усилия, чтобы пение вышло красивым. Красота делает нас счастливыми и здоровыми!

 
Таким образом, красота — это наша потребность. Как мы нуждаемся в пище, так же мы нуждаемся в чем-то красивом, чтобы питать наш ум.

 
Так что же есть такое красота? Мы постоянно говорим о ней. Красота — это опыт, который даёт нашему уму чувство радости, и, вместе с ним, чувство спокойствия.

 
Когда вы приходите поклониться Будде, то вы одновременно испытываете радость и спокойствие. Я преклоняю колени перед Буддой, и думаю о его благих качествах, размышляю о его доброте, мудрости, дружелюбии. И склоняюсь перед ним с благодарностью за то, что благодаря ему нашел этот красивый путь. И в эти моменты я чувствую одновременно радость и спокойствие. И это красиво, так же, как всё то, что способно дать одновременно эти два ощущения. Красота — это опыт, когда вы в самой глубине сердца ощущаете радость и покой. И если что-то заставляет вас ощущать жар, горение, суету внутри, это не красиво.

 
Красота не только дает нам ощущение чуда. Она так же ощущается, как безвременье. Именно поэтому мы часто говорим о красоте, как о чём-то вечном. Когда мы чувствуем что-то по-настоящему красивое, мы забываем о прошлом и о будущем. Мы о них просто не думаем. Мы присутствуем в моменте, наш ум полностью поглощен этим опытом. То есть, когда вы полностью поглощены каким-то опытом, мы находимся в состоянии ума, для которого не существует времени. В медитации то же самое: когда вы тотально поглощены вашей практикой, вы ощущаете покой и радость. И времени для вас больше не существует. Так что, когда вы действительно проживаете некий опыт и полностью поглощены им, вы становитесь безвременным.

 
Красота успокаивает, и в то же время она усиливает ощущение, что вы — живой. Это очень важно — быть живым. Люди, которые несчастны, грустны, находятся в депрессии — они ощущают себя мертвыми, они не чувствуют себя живыми. Люди, которые переживают радость, ощущение безмятежности, что-то красивое — они чувствуют себя живыми! В практике медитации, чем более вы осознанны, тем более живыми вы себя ощущаете. Осознанность заставляет нас чувствовать себя живыми.

 
“Осознанность (не впадание в забывчивость, appamāda)(1) есть причина неумирания” (Heedfulness: the path to the Deathless. Appamada Sutta, перевод Тханиссаро Бхиккху). Причина полноты жизни. Другими словами, осознанность (appamāda) — причина Ниббаны.

“Забывчивость (привычка терять самоосознавание, памятование) — причина смерти”.

 
Appamādo amatapadaṃ pamādo maccuno padaṃ
Appamattā na mīyanti ye pamattā yathā matā

 
Heedfulness: the path to the Deathless.
Heedlessness: the path to death

 
Источник англперсуттыhttps://www.accesstoinsight.org/tipitaka/kn/dhp/dhp.02.than.html

В записи Саядо цитирует отрывок на пали)

 
То есть, когда вы не осознанны, впали в задумчивость, в сонливость, в забытье — вы мертвы. Вы не живете по-настоящему. “Те, кто не забывается — не умирают”.

Если вы забылись — вы мертвы. То есть вы не умерли по-настоящему, но вы не полностью функционируете.

 
То есть, чтобы быть живыми, вам нужно быть пробужденными, осознанными. И это пробужденное, осознанное состояние ума уже само по себе является чем-то очень красивым.

 
Осознанность — это красота. Забывчивость, сонливость — это нечто уродливое. Когда вы смотрите на лица людей, вы можете увидеть, что некоторые из них полностью пробуждены (awake), полны жизни. Это можно почувствовать, глядя на их лица — они живые. Глядя на других людей, вы можете заметить, что они потеряны. Что они не знают, где они. Что они не обращают внимание ни на что. Они унылые (dull), они полумертвые. Итак, чувствовать себя живым — очень важно. Это очень хорошее чувство — ощущать себя живым.

 
Простая красота приносит удовлетворение. Есть множество вещей, которые очень просты и красивы. Вот, например, японский сад. Он выглядит очень просто. И очень нелегко этого добиться. Красота простых вещей приносит радость. Если что-то становится слишком сложным, это вызывает возбуждение. Простота делает ум спокойным, ясным и мирным. Чтобы прожить красивую жизнь, нам надо сделать её настолько простой, насколько это возможно. Будда наставлял монахов вести очень простую жизнь. Сделайте ваш дом очень простым и красивым, и в нём будет покой. Если вы сделаете дом слишком нарядным, это утомит ум. Простая красота приносит радость. Ясность, гармония и порядок успокаивают ум. Ясность — это спокойствие, безмятежность и тишина ума. Сделайте такой обстановку, которая вас окружает. И сделайте свой ум простым, красивым и ясным.

 
Еще важный момент — гармония. Гармония означает отсутствие конфликта. В большинстве случаев это возможно для тех, кто медитирует. Когда вы медитируете, вы развиваете спокойствие, мирный настрой, внимательность, концентрацию и мудрость. И по мере развития этих качеств вам всё больше нравятся простые места, простая еда, простые состояния ума. И порядок тоже. Если вы не медитируете, вы целый день будете думать об огромном количестве вещей. Конфликтующие идеи, конфликтующие желания! И, конечно, не все желания могут быть удовлетворены. И вы очень устанете. К концу дня, вечером, вы будете вымотаны. Но если вы медитируете, если вы практикуете осознанность весь день, ваш ум будет по большей части спокоен, умиротворен и ясен. И это хорошо скажется на вашем уме и теле. То, что красиво — то хорошо. А что хорошо, то так же красиво. Под словом “красота” я подразумеваю не то, что вы можете воспринять лишь глазами. Идея о красоте идет за пределы того, что можно просто увидеть. Особенно духовная красота. Когда я говорю о красоте, я подразумеваю вещи, которые вы можете увидеть, потрогать, понюхать или попробовать. И так же вещи, которые вы можете подумать. Есть мысли красивые, и есть так же уродливые мысли. Есть красивые состояния ума, и уродливые состояния ума. Есть фильм, посвященный знаменитому математику, Джону Нэшу, называется “Красивый ум” (“Beautiful mind”, в российском прокате “Игры разума”). Мне нравится этот фильм, и особенно нравится его название. Почему оно мне нравится? Потому, что я хочу красивый ум!

 
С молодости я много читал. И сегодня, приезжая в Сингапур, я каждый раз увожу отсюда большой ящик с новыми книгами. По большей части они посвящены духовным предметам. Но так же я читаю и книги о философии, и поэзию, и даже любовную поэзию. Я хочу понимать, что люди думают о любви. Я имею в виду не страстное желание, а настоящую любовь. Я собрал уже множество поэм и цитат о красоте и любви. В молодости я запомнил одну поэму, и сейчас процитирую вам строчку из неё:

 
Прекрасное пленяет навсегда.
К нему не остываешь. Никогда
Не впасть ему в ничтожество. Все снова
Нас будет влечь к испытанному крову

Джон Китс, пер. Бориса Пастернака

 
Мне нравились эти слова, но возникало много вопросов. Как что-то может приносить радость “навсегда”? Ведь слово “навсегда” — оно слишком большое. Красивая вещь может приносить радость несколько часов, несколько дней. А потом всё, радость ушла. А после того, как она ушла, вы чувствуете печаль. Красивый человек любит вас несколько лет, а потом он или она уходит. И вы чувствуете себя несчастным и грустным. Поэтому я и думал: как может красивая вещь приносить радость навсегда? Но, практикуя Дхамму, со временем я нашел красоту внутри. Ум становится спокойным, умиротворенным и очищенным. И, когда это происходит, он естественным образом становится любящим и сочувствующим! И увидев это, я подумал — красиво! Нет, это не мой ум, и не “я”, это не эго. Это — природа ума. По мере практики медитации, когда ум становился спокойным и умиротворенным, я чувствовал невероятную радость. И в то же время я чувствовал огромную благодарность Будде. И это также даёт мне радость. И вот я подумал: а ведь это и есть тот вид красоты, которая дарует радость навсегда. Я могу жить с этим вечно, и никогда не чувствовать печали! И каждый раз, когда я сижу в медитации, я могу ощутить это снова. И я надеюсь, что таким образом и умру, ощущая это умиротворение и радость, благодарность. И умру очень умиротворенным. И я верю, что эта красота может приносить радость вечно. По мере практики Дхармы ваша мудрость становится глубже и глубже, ваша практика медитации становится глубже и глубже. Осознанность становится сильнее и чище. Сосредоточение также становится сильнее и глубже. Мудрость развивается, омрачения слабеют. В сердце вы чувствуете всё большее облегчение. Потому что омрачения — жадность, гнев, гордыня, зависть, ревность, сомнение, и всё в таком духе, заставляет вас чувствовать тяжесть. Это тяжело. Но однажды, когда они исчезнут, а на их месте появится осознанность, сосредоточение, мудрость, доброта и сочувствие, когда ум выйдет за пределы зависти и ревности, то появится легкость ума. Вы почувствуете себя очень легкими. Жизнь не будет уже больше представляется тяжкой ношей. 

Люди часто говорят, что жизнь — тяжкая ноша. Но я бы сказал, что это омрачения — тяжелые, тяжкая ноша, обуза. Без омрачений всё не так уж и плохо. Жизнь не так уж плоха. Её обаяние повышается. Чем больше вы практикуете Дхамму, тем более приятной и лёгкой становится ваша жизнь. И это ощущение не исчезнет, не растворится. Пока вы практикуете, оно будет с вами.

 
В действительности вы обладаете только одним — тем, что вы носите в вашем сердце. Всё, что снаружи, вы когда-нибудь потеряете. Не важно, как хорошо вы защищаете это — или вы это оставите, или это оставит вас. Но то, что в вашем сердце, будет с вами до конца сансары. Это будет с вами всегда. Это никогда не пропадет. Со временем, напротив, это будет приобретать всё большую ценность. Это будет всё более прекрасным. Это будет нашей кроной. Вспомните огромные кроны старых деревьев. Когда вы стоите под этой кроной, вы находитесь в прохладном тенистом месте. Практика станет вашей кроной. Когда вы почувствуете усталость и жар — идите в эту тень. И ваша усталость исчезнет. Вы почувствуете прохладу и умиротворение. Дхамма — это как тенистое дерево. Вы выходите наружу, делаете множество вещей, вам жарко и вы устаете, и вы возвращаетесь под дерево, под защиту Дхаммы. Вы медитируете, и становитесь очень тихими, умиротворенными, ум остывает. И ваш сон полон приятных сновидений! Когда ваш ум возбужден, что вам обычно снится? Кошмары. Многие люди просыпаются в поту от кошмаров. У них колотится сердце, они не могут уснуть снова. Эти сны пугают, потому что в них ужасный опыт кажется таким реальным. И, проснувшись, вы говорите: “О, ну ладно, это всего лишь сон”. Поэтому перед сном надо медитировать, чтобы ваш ум стал спокоен, умиротворен и чист. И так же практикуйте любящую доброту перед сном. Посылайте любящие, добрые мысли всем, кого знаете и не знаете. И простите всем все. И ваш ум расслабится, станет тихим и спокойным, и вы крепко заснете. И вам будут сниться хорошие сны, или вообще никаких. В Метта-сутте Будда говорит: те, кто практикует метту (дружелюбие) — хорошо спят, спят счастливым сном. И им не снятся плохие сны. Вот в этом красота. Дхамма — это красота. Если вы живете и практикуете Дхамму весь день, до момента отхода ко сну, то даже во сне практика будет влиять на вас, и у вас будет очень мирный, глубокий, крепкий сон. А когда вы проснетесь, то будете чувствовать себя свежими и полными энергии. Почувствуете себя отдохнувшими и здоровыми. Дхамма делает нас более здоровыми, как ментально, так и физически. Те, кто практикуют Дхамму, иногда болеют физически. Но их ум всегда здоров. Ментальное здоровье более важно. И все, кто практикует Дхамму, и развивают красивые качества ума, ментально здоровы. Те, кто серьезно относится и соблюдает 5 предписаний, живут в чистоте и радости. Когда ты живешь в чистоте, ты счастлив сам от себя. И это состояние ума — здоровый ум.

 
Ещё один момент — спокойное дыхание. Когда вы думаете о чём-то, что вас сердит, ваше дыхание становится затрудненным и быстрым. Тяжелым. И сердце начинает стучать слишком сильно. В спокойном состоянии наше сердце совершает 70 ударов в минуту. А когда вы сердитесь, оно переваливает за сотню. И когда ваш ум спокоен и умиротворен, когда вы практикуете Дхамму, это успокаивает ваше дыхание. И ваше сердце перестает колотиться столь быстро.

 
Я, честно говоря, до сих пор не знаю точно, что хотел сказать в своей поэме Джон Китс. Это всего лишь моя интерпретация. Но, я думаю, у меня есть на неё право. Потому что в его поэме я вижу Дхамму. И я вижу Дхамму как самую красивую вещь, которая может присутствовать в нашей жизни. Так что я благодарю Будду за то, что он даровал нам самую красивую вещь на свете. И сам Будда очень красив. В смысле, был красив. Но, когда я говорю о Будде, в моем уме он жив.

 
Джон Китс ещё сказал: “Красота есть правда. Правда есть красота. Это всё, что вы знаете на этом свете, и всё, что вам нужно знать”. И для меня эти слова снова звучат, как Дхарма. Красота — это истина. Истина — это Дхарма. Четыре благородные истины — помните же? Потому что это истина — она красива. Правда — это красота.

А что противоположно правде? Ложь, или заблуждения. Они уродливые, отталкивающие.

Я очень благодарен Джону Китсу за эти простые строки. Они меня очень вдохновляют и я благодаря им чувствую себя счастливым.

 
И, опять из Китса: “Я не могу быть уверен в том, что нечто истинно, кроме как ясно осознавая его красоту”. Только когда я чувствую в чем-то красоту, я могу сказать, что это правда. Потому что правда — красива. И перед тем, как я вижу правду, вначале я замечаю её красоту. Мы можем чувствовать красоту быстрее и легче, чем правду.

Когда я впервые прочел учения Будды, я не понял всего, потому что они были слишком глубокими. Я был очень молодым человеком, подростком. Но мне нравились учения, я чувствовал себя счастливым, потому что они такие красивые и простые. Это простота — кажущаяся. Я чувствовал себя счастливым, когда читал Аннатта-лаккхана сутту (Anatta-lakkhana sutta).

 
Когда я чувствую себя несчастным, грустным, подавленным, я беру книгу с Аннатта-лаккхана суттой, и вспоминаю, что в жизни не всё происходит так, как мне бы хотелось. Я не могу заставить события происходить только так, как мне надо. Я не могу заставлять других людей: “Веди себя только так-то и так-то”. Они будут вести себя так, как считают нужным, у меня нет над ними контроля. Да я даже собственное тело по-настоящему не контролирую. Поэтому, когда я чувствую грусть, я открываю Аннатта-лаккхана суттучитаю и размышляю над ней. Даже размышления об анатте позволяют мне почувствовать спокойствие и умиротворенность. Позволяют отпустить ситуацию. Я сделаю всё, что смогу, остальное неподвластно моему контролю. Я сделаю лучшее, что могу. А остальное само образуется.

 
Другой поэт, Халиль Джибран, говорил, что красота — не в лице, красота — это свет в сердце. В США я встречал афроамериканцев, их лица были очень черны, но эти люди были такими добрыми. И я видел их очень красивыми. Если хотите быть красивыми, развивайте свет в своем сердце. И тогда не важно, сколько вам лет — вы всё равно останетесь красивыми.

 
Так как я сам становлюсь старше, то всё больше наблюдаю за людьми в возрасте. Как они живут, что чувствуют, что думают? И я вижу столько стариков, которые такие добрые, такие любящие, принимающие, прощающие, что их лица светятся. Вы можете видеть сияние любящей доброты, на их лицах написана легкость их сердец. Я могу смотреть на них долго, с глубоким интересом и радостью. Если вы встречали старых учителей, старых Саядо, вы, наверное, обратили внимание, какие они добрые, любящие и мудрые. Когда вы смотрите на их лица, вы чувствуете счастье и радость.

 
Вот ещё цитата из поэзии: “Идеалы, которые освещали мой путь, дали мне новую смелость встречать жизнь открыто и с радостью”. Нам нужна смелость, чтобы встретиться с жизнью лицом к лицу, верно? В ней столько боли и разочарования, что, чтобы встретиться со всем этим, нам нужно много смелости. И это непросто, развить в себе смелость встречаться со всем этим с радостью. Когда всё хорошо, всё получается, мы чувствуем себя прекрасно, как будто живем в раю. А когда всё идет не так, ощущение, будто мы в аду. Как же можно сохранить ум радостным, когда всё идёт не так в жизни? Нам нужно много мудрости и смелости. Полностью цитата звучит так: “Идеалы, которые освещали мой путь, и дали мне новую смелость встречать жизнь открыто и с радостью — это доброта, красота и истина”. Если вы найдете в себе доброту, красоту и правду, вы найдете мужество, смелость, встретить жизненные трудности с радостью. Практикуя учение Будды, мы можем развивать эти качества. Правда в данном случае означает мудрость, которую можно развивать. По-настоящему практикуя Учение Будды, я могу достойно встретить жизненные трудности. Их до сих пор хватает в моей жизни. То, что я — монах, не избавляет меня от трудностей. Я живу в мире людей и имею дело с человеческими существами. Некоторые из них очень добры. Некоторые — очень жестоки. У меня случаются потери, я сталкиваюсь с ними снова и снова. Иногда мне настолько плохо, что я думаю, что лучше уж умереть, чем так жить, потому что в чём смысл жить дальше? Но каждый раз я читаю тексты по Дхамме — и они становятся мне напоминанием. Я практикую медитацию — и это столько раз давало мне силу, смелость пройти через всё это. Я говорил себе: “Это пройдет. Я чему-то научусь, и выйду более сильным”. Ницше писал: “То, что меня не убивает, делает меня сильнее”. Ух ты, я ещё жив! Я могу многое делать. Я могу практиковать! Потери не имеют значения. Если я могу практиковать Дхамму, жизнь всё ещё стоит того, чтобы жить.

Альберт Эйнштейн, великий ученый и очень духовно-развитый человек, говорил: “Красота без добродетели — это цветок без аромата”. Люди столько внимания и средств уделяют тому, чтобы поддерживать внешнюю красоту. Но это же как цветок без аромата! Если вы хотите быть по-настоящему красивыми, вы должны развивать сердце: любящую доброту, сочувствие, соблюдать буддийские предписания, практиковать медитацию, относиться к людям по-доброму, честно и бережно. Красивая внешность не имеет ценности, если за ней не стоит хороший характер. Прежде, чем делать кого-то своим другом, узнайте характер этого человека. Не важно, насколько этот человек хорошо выглядит внешне, не делайте его своим другом, если его характер плохой. Но и врагом тоже не делайте. Будда говорил: “Не общайтесь с глупцами”. Потому что они принесут вам неприятности. Причем бесконечные, проблема за проблемой.

Каждым своим выбором, каждый день, вы создаете уникальное произведение искусства — свою жизнь. Ваша жизнь — это ваше искусство. Ваша жизнь должна стать вашим шедевром. Сделайте свою жизнь красивой. Изучайте Дхамму, соблюдайте 5 правил нравственного поведения, медитируйте, сохраняйте осознанность везде и в любой ситуации. Потому что, когда вы осознанны и внимательны, присутствует мудрость. Вы сделаете правильный выбор. Поэтому всегда, когда вы в ситуации, где нужно выбирать, спрашивайте себя: “Делаю ли я правильный выбор?”. Мы должны научиться проживать свою жизнь красиво! Не только иметь красивый ум, но и красивую жизнь!

Как я могу сделать свою жизнь красивой? Красивая жизнь — это простая жизнь, добродетельная жизнь. Я могу сделать свою жизнь красивее, совершенствуясь в Дхамме, обучаясь Дхамме, практикуя Дхарму, развивая мудрость, сочувствие, любящую доброту, прощение, приятие. Мы можем встретить людей, которые так живут.

Ещё одна прекрасная цитата: “Пусть твой мир будет таким же красивым, каким ты его делаешь для других”. Это молитва, пожелание для другого человека. Я так обрадовался, когда это прочитал. То есть, если вы хотите, чтобы ваш мир был красивым, вы что делаете? Правильно, делаете красивым мир других. Если каждый из нас сделает всё возможное, чтобы наполнить красотой мир для других людей, весь наш мир станет прекрасным. Поэтому не совершайте поступков, которые сделают мир других уродливым. Не разрушайте мир и жизнь другого человека. Потому что, полив грязью другого, вы запачкаете себя. Если вы изуродуете другого, вы изуродуете себя. Разозлив другого, вы и сами почувствуете злость. Этого невозможно избежать. Это как схватить горячий уголь и бросить в другого человека. Прежде, чем вы его сможете бросить, вы обожжетесь сами.

В тот момент, когда мы замечаем и ценим красоту, мы становимся больше, чем то, чем мы были до этого.

В молодости я прочитал множество книг по философии, в том числе по философии материализма. В 50-60-е годы прошлого века материализм был очень популярен.

Я как-то увлекся книгами о коммунизме. Коммуна, быть вместе — эти идеи звучат очень хорошо, и я читал много книг, посвященных им. Но там говорится не только о том, как жить в гармонии в коммуне. В этих книгах множество неправильных воззрений. Из-за них я стал верить, что нет ни прошлой, ни будущей жизни, и эта жизнь — единственная. И поэтому нам можно делать всё, что в голову придет. Главное, не попадаться при этом полиции. Ничего по-настоящему плохого я не сделал — потому что никогда не хотел обидеть другого человека. Мне никогда не хотелось использовать людей. Я был очень дружелюбным, и с юности был окружен множеством друзей. В этом плане мне очень повезло — я никогда не совершил в жизни серьезных ошибок. Но, так или иначе, позже я начал интересоваться Дхаммой и изучать её. У меня всё ещё было много сомнений по поводу того, правда это или нет. Но, постепенно, по мере того, как увеличивались мои знания и практический опыт в медитации, я стал понимать, что такое Будда, природа Будды. И, чем больше я узнавал о Будде, тем больше я хотел быть, как он. Природа Будды настолько красива, что она вдохновляет мой ум, моё сердце. Мне захотелось стать лучше, как человеческое существо. И расти в этом. Поэтому я стал всё больше времени уделять изучению Дхаммы и медитации. Даже когда я учился на инженера в университете, я практиковал медитацию каждый день. Даже когда были напряженные периоды в учебе, я приходил после тяжелого дня, и медитировал перед сном. Если между лекциями выдавался перерыв хотя бы в 10 минут, я медитировал 10 минут, но каждый день. Когда вы медитируете, ваш ум перезаряжается. Ум отдыхает, и вы чувствуете больше энергии. И когда вы возвращаетесь к учебе после медитации, вы учитесь лучше. Вы запоминаете лучше и больше, и вы можете думать более творчески. Почувствовав это, я старался медитировать везде, где бы ни был, и что бы ни делал. И, познав красоту Дхаммы, я почувствовал, что я стал больше, чем был. Таким образом, красота помогает вам стать лучшим человеком. А уродливость делает вас хуже. Исследуйте способы видеть мир под другими углами. Позвольте вашим глазам пить красоту этого мира. Ищите что-то красивое в каждом дне. В тот момент, когда вы проснулись — медитируйте. Не вскакивайте немедленно, останьтесь в кровати какое-то время. Медитируйте. Не думайте какое-то время о всех проблемах и беспокойствах своей жизни. Ваши проблемы и беспокойства никуда не убегут, не волнуйтесь, они будут вас ждать. Итак, в тот момент, как вы проснулись, первое, что вы делаете — медитируете. Будда дал этот совет в Маха сатипаттхана сутте. Он сказал: “По пробуждении будьте осознанны”. Вы должны научиться, и практиковать, пробуждение с осознанностью. Не бросайтесь сразу размышлять о своих проблемах, беспокойствах и заботах. Таким образом, ваше пробуждение становится красивым. Затем вы осознанно встаете с постели, приводите себя в порядок — и помедитируйте пять минут. Не думайте, что пять минут слишком мало, чтобы дать эффект. Если вы будете делать это каждый день, уверяю вас, это изменит вашу жизнь. Потому что это изменит вас! Это изменит ваш ум, изменит ваше сердце. А если изменится ваше сердце, то изменится ваша жизнь.

После медитации я открываю занавески и выглядываю наружу. Я встаю очень рано, иногда в три, четыре часа утра. После этого не ложусь. Проснулся уже, хватит спать. Итак, после пробуждения я делаю то, что люблю — медитирую. А затем я открываю окно и смотрю на улицу. Мне очень нравится наблюдать, как небо становится светлее. Когда я живу в лесу, там рассветы такие красивые! Я поднимаюсь на холм и встречаю рассвет. Каждый раз, когда у меня есть возможность, я встречаю рассвет. Потому что это так красиво! Больше 40 лет я это делаю, и это всегда очень красиво. И я никогда не теряю интереса к встрече рассвета. Новый день — как чудесно, как ценно! И сегодня я сделаю много хороших вещей. И вы напоминайте себе об этом! Потому что нам нужно просить себя, напоминать себе делать хорошие вещи. Новый день наступил — и сегодня я сделаю всё самое лучшее, что только смогу. Настраиваясь вот так, постепенно вы заметите, что можете делать всё больше хороших вещей каждый день. Подумать больше хороших мыслей каждый день.

Иногда по утрам я хожу гулять в парк. И там много птичек, и они очень ручные, подлетают близко-близко, ничего не боятся. И они поют, от всего сердца, со всей своей радостью. Они не пытаются никого впечатлить, стать популярными. Они поют просто потому, что чувствуют так много радости! И когда я слушаю этих птичек, их радость становится моей радостью. И мне так радостно. И ещё я часто встречаю там молодую женщину. Она поет. Я не знаю, как её зовут. Но я много раз с ней здоровался, и она много раз здоровалась со мной. Она всегда такая радостная и счастливая! Я наблюдаю колибри, выпивающих нектар из цветков. Белок, бегающих туда-сюда в поисках пищи. Как говорится в одной поэме: “Мать природа всего на расстоянии открытого окна от нас”. Поэтому, проснувшись с утра, ищите что-то хорошее, что-то красивое, что поднимет вам настроение. Иначе, включившись в свои проблемы, вам станет тоскливо, и вы впадете в стресс. Нехорошо начинать свой день вот так. Вот ещё цитата: “Если единственной молитвой, которую вы произнесете в жизни, станет слово “Спасибо” — этого будет достаточно”. Благодарный ум — это красивый ум. Сколько раз на дню, говоря “Спасибо”, вы действительно имели это в виду? Люди выучили это слово, но большинство из них говорят его механически. Даже если вы говорите его просто по привычке, это хорошо. Но вы должны научиться говорить его от всего сердца! И не только людям. Иногда я слушаю птичку, и говорю ей спасибо. Правда! Эта маленькая птичка делает мой мир полным чудес, красивым. Благодаря этой маленькой птичке мой мир становится богаче. И мир других людей тоже. Быть благодарным — не так легко, как кажется. Многие из нас принимают всё, как должное. И поэтому не чувствуют благодарности. Мы часто думаем: “А что, он/она же и должны так поступать!”. И если они так поступают, мы воспринимаем это как должное. И не считаем нужным благодарить. Так вот. Никогда не принимайте ничего, как должное. Будьте благодарными. Я забыл, кто это сказал, но, тем не менее, вот отличная цитата: “Благодарность — сама по себе уже рай”. Когда вы благодарны, у вас в сердце рай. Вы счастливы. Вы становитесь лучшей версией человека. Учитесь быть благодарными. Практикуйте это. Нужно это развивать. Это не происходит автоматически, я не думаю так. Большинство людей по природе своей забывчивы. Они забывают чувствовать благодарность. Не то, чтобы они не хотят — они просто забывают. Поэтому — не забывайте быть благодарными. Слово “спасибо” — это очень красивое слово. Оно делает красивыми вас. Оно делает другого человека счастливее. И когда другой человек счастлив, он красив! Это звучит так просто…

Окружение имеет значение. Наше физическое окружение глубоко влияет на наши мысли и чувства. Ваш дом — это ваше окружение, ваша среда. Самое важное окружение — это ваш дом. Поддерживайте в нем чистоту. Потому что чистота — это нечто очень близкое к божественности. Божества — во всех отношениях чистые создания. Поэтому, если вы живете в чистой среде, если вы физически чисты, и если ваш ум так же чист и ясен, тогда вы как будто в мире божеств. Вы и сами становитесь, как божество. Поэтому я принимаю эти слова очень серьезно и близко к сердцу. Чистота стоит рядом с божественностью. И я стараюсь держать в чистоте свой дом, тело и ум. И я считаю своей обязанностью поддерживать окружающую среду в чистоте! Не разбрасывать мусор на улицах тоже важно. Когда вы видите что-то нечистое, грязное, это заставляет вас чувствовать себя несчастным и злым. А эти состояния — не красивы. И если вы живете в грязном, уродливом месте, это делает вас физически и ментально больным. Поэтому, если вы хотите помочь человеку выздороветь от болезни, окружите его чистотой, и, по возможности, красотой. И помогите этому человеку развить красивые состояния ума. Иногда я хожу в больницы и учу пациентов медитации. Учу практике любящей доброты. Говорю: посылайте полные дружелюбия мысли всем вокруг вас. Вашей семье, медсестрам, врачам. Когда у человека рождаются такие полные дружелюбия мысли, то они помогают ему выздороветь. Красота лечит! И это абсолютно точно. Уродливость, нечистоплотность, грязь приносят болезнь. Даже депрессию можно постепенно победить при помощи красоты. Красивая природа и добрые, приятные отношения — это очень важно. Если человек в депрессии, очень важно окружить его красотой. Красивыми вещами, которые можно увидеть, услышать, и даже красивой едой. Когда я бывал в Японии, мой друг иногда водил меня в традиционный японский ресторан. Мы приходили, садились на полу — этот пол был очень чистый и опрятный. Я смотрел вокруг — в этих ресторанах не было ни пылинки, ни пятнышка, ни единого сигаретного окурка. Стол блестел лаковой полировкой и тоже был идеально чистым. Часто к гостям выходили владельцы и их семьи, и с большим уважением подавали еду. Я смотрел на еду, на посуду, в которой она подавалась — всё было таким красивым! Я даже сказал другу — доставай скорее камеру, давай это сфотографируем! И у меня до сих пор есть эта фотография. То, что вы едите, это важно. И если еда будет выглядеть уродливой и отталкивающей, ваш желудок расстроится. На некоторую еду смотришь и думаешь — фу, как такое вообще можно положить в рот. А на красивую еду смотришь и радуешься, и знаешь, что эта еда будет полезна для моего тела, и для ума тоже. Поэтому, отнеситесь к этому серьезно: красота — это одна из самых важных вещей в нашей жизни. Сделайте вашу жизнь красивой. Создайте красоту вокруг себя. Сделайте красивым свой ум.

Красота лечит, природа лечит. Иногда я выбираюсь на природу, в парки, поднимаюсь на холмы. Если можете, ходите гулять на природу, в лес. Когда я был в США, я ходил гулять по национальному парку Редвуд. Там сохранился древний лес. Деревья там огромные. И я иногда обращался к какому-нибудь из них: “О, дорогое благородное растение!”. Действительно дорогое и действительно благородное: вы только представьте, многим из этих деревьев более двух тысяч лет! И я отношусь к деревьям с любовью и уважением. Поэтому, когда я иду в лес, я забываю обо всем остальном мире. Природа действительно обладает целебной силой.

И еще я призываю вас обратить внимание на ваши отношения. Отношения могут вас исцелить, а могут отравить. Поэтому — учитесь развивать хорошие отношения с людьми. Плохие отношения вгоняют нас в болезнь. Красивыми можно сделать и отношения тоже. Красивые отношения очень важны: честные, открытые, доверительные отношения. Добрые, любящие, прощающие, понимающие отношения. Но не ждите, что они просто придут к вам. Нужно учиться развивать их таким образом. Вы сами должны стать таким человеком: любящим, сочувствующим и понимающим. Щедрым, прощающим, честным и открытым. Если ты сам не любящий, тогда не ожидай, что другие тебя полюбят. Поэтому, в первую очередь, мы должны развивать все эти красивые качества в нас самих. Это я должен стать любящим, сочувствующим, достойным доверия. Умеющим прощать и понимать. И тогда тот, кто меня встретит, будет этому очень рад. И рядом со мной будет радостно находиться.

Если вы можете узнать красоту цветка, это потому, что вы красивы в этот момент. Когда вы смотрите на цветок со всем своим вниманием, этот прекрасный цветок становится вашим миром. И потому, если вы хотите, чтобы ваш мир всегда был красивым, что вы можете сделать? Ищите красоту. Если вы выискиваете уродливые вещи, конечно, вы везде их найдете, и ваш мир будет уродливым. Красота есть везде. Зависит от вашего ума, как вы воспринимаете, проживаете мир. От того, насколько вы развили свой ум. Например, если вы видите, что другой человек поступает неправильно, вы обычно чувствуете к нему злость, ненависть, раздражение. Но если вы развиваете ум благодаря практике Дхаммы, вы начинаете чувствовать к такому человеку сочувствие, вам жаль его. “Этот человек делает неправильные вещи, и это причинит ему огромную боль. Как я могу помочь этому человеку развить его понимание и перестать делать неправильные вещи?”. Вы понимаете, как этому человеку можно помочь, но — вы не должны его заставлять. Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить.

Когда вы берете цветок в руку и по-настоящему смотрите на него, это ваш мир на этот момент. Красота уже присутствует. Но большинство людей не узнают её. Если вы можете распознать красоту цветка, это потому, что вы сами красивы в этот момент. Платон говорил, что “Цель любого образования — научить нас любить красоту”. А цель учения Будды — научить нас развивать красоту в нашем сердце. Научиться вести красивую жизнь. И, поэтому, учение Будды и есть лучшее образование! Оно учит нас быть щедрыми. Учит медитировать, достигая спокойствия, чистоты ума, и мудрости.

Я заметил, как молодые люди сильно увлечены красотой и тем, как хорошо выглядеть. Замечаю и то, что многие люди считают, что чем моложе, тем красивее. Но, как говорит одна цитата: “Как белая свеча красива в святом месте, так красиво и стареющее лицо”. Особенно привлекают внимание лица старых монахов, которые медитировали всю жизнь. Эти лица безмятежные и спокойные, мягкие и добрые. Они такие красивые, на них можно смотреть часами. Не только монахи — я видел много пожилых людей, они через столько прошли, и столькому научились. Они стали действительно любящими и сочувствующими, и принимающими — они могут принять всё. Не важно, насколько вы молоды — вы стареете с каждой секундой. Однажды вы станете стариком или старушкой. Учитесь быть красивыми стариками.

В заключении хочу рассказать одну историю. Это древнегреческий миф. Однажды верховный правитель богов и людей Зевс, создал мир. Он создал всё: моря, горы, небеса, растения, живых существ, всё. А затем, посмотрел на всё это, созвал богов и сказал: “Я хочу спрятать куда-нибудь истинную красоту”. И боги начали предлагать идеи. Один сказал: “Положи её на вершину самой высокой горы”. Но Зевс ответил: “Нет, люди так любопытны — они залезут на гору и найдут”. Другой бог предложил спрятать красоту на морском дне. На что Зевс ответил, что люди любопытны настолько, что и там её найдут. И тогда один из самых молодых богов предложил спрятать истинную красоту в глубине человеческого сердца. “Вот уж где они будут искать в последнюю очередь”, сказал бог, “Только те, кто действительно целеустремлен, и готов работать, найдут её там”.

И в качестве заключения, я бы хотел пожелать всем вам: отыщите истину и красоту в глубине своего сердца.

——————————————

 Примечания переводчика

 

  1. Appamāda — аппамада сложный термин, его можно перевести следующим образом: старательность, отсутствие вялости, прилежание, наличие самоосознавания, (буквально: отсутствие забывчивости).