Основной метод практики в монастыре Ниссарана Ванная

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Этот небольшой документ составлен из коротких записей, сделанных на основе инструкций, которые были даны мне и моей жене на 3х месячном ритрите в монастыре Ниссарана Ванная Митригала в Шри Ланке. Они давались, как настоятелем и главным Учителем лесного монастыря Бханте Дхаммадживой, так и его старшим учеником и помощником Бханте Чандаратаной. Оба Учителя — опытные медитаторы, исследователи, утвердившиеся в нескольких методах практики, таких как Бирманское Махаси и Па-Аук и получившие высшие оценки от Учителей этих двух монастырей.

Сам монастырь относиться к Шри Ланкийской лесной, медитационной традиции Галдуа — небольшого ответвления Романья Никаи. Изначально мы ехали туда обучатся Бирманской медитации Махаси. Карма же сложилась так, что на месте мы поняли, что Учителя разработали свой метод практики, которому мы и обучались все эти три месяца.

Будда учил что есть четыре типа развития практики:

  1. Сосредоточение затем Мудрость (ближе к методу ПаАука)

  2. мудрость затем сосредоточение (Махаси)

  3. мудрость и сосредоточение попеременно
    В монастыре Ниссарана называют третий метод развитием осознанности и стараются учить именно ему.

Метод практики.

Практика сидя.

В первые три дня вас просят определиться с позой, наиболее удобной для развития осознанности. Она должна быть достаточно комфортной, чтобы не отвлекать вас от объекта практики. Можно сидеть на стуле, табуретке или на полу со скрещенными ногами.
За основу взято начало метода Махаси. Во врем медитации сидя вас просят обращать внимание на вдохи и выдохи. Место для наблюдения за дыханием вы выбираете, то которое вам больше подходит т.е. то, где оно будет лучше чувствоваться. Вдохи и выдохи следует отмечать, присваивая им короткие ментальные отметки «вдох» и «выдох». Иногда ум будет отвлекаться, и вам следует, осознав отвлечение, сделать ментальную отметку «отвлечение» и вернуться к основному объекту.

Медитация при ходьбе.

Здесь вам предлагается следить за тем, как левая и правая подошвы в процессе ходьбы по очереди касаются поверхности, отмечая это прикосновение и стараясь исследовать ощущения возникающие от этого прикосновения. Иногда ум будет отвлекаться и вам следует, осознав отвлечение, сделать ментальную отметку «отвлечение» и вернуться к основному объекту. В монастыре не регламентированной скорости, с которой следует ходить.

Осознанность в бытовых занятиях.

По мере практики вас просят сменять часовые сидения часовыми хождениями. Но в Монастыре присутствуют и другие дела, в которых практикующих просят участвовать: часовая работа, помощь монахам, подметания, песнопения и т.п. Во время этих занятий вас просят осознавать то, что вы делаете, ментально отмечая свои действия. По мере углубления практики вы сможете удерживать объект медитации даже во время работы, но на начальном уровне просят делать отметки действий и положений тела.

Интервью.

3-4 раза в неделю вы можете пообщаться с Учителем по поводу своей практики. На начальном этапе развития медитации и пребывания в монастыре лучше видеться и общаться почаще. Со временем 1-2 раза в неделю уже будет достаточно, когда станет понятно как практиковать и что нужно делать. Общение с Учителем, особенно на начальной стадии, имеет определенный формат. В нем, чтобы новички не сбивались от практической техники на откровения и прозрения, случающиеся с ними в практике, вас просят описывать опыт пошагово: как вы начинаете практиковать, что обычно происходит, как вы на это реагируете.

Как медитировать.

Медитировать следует без чрезмерного напряжения, не впиваясь фокусом внимания в объект, т.к. это приносить дискомфорт и мешает увидеть более тонкие аспекты объекта. Случается, что иногда, когда ты слишком активно и энергично что-то ищешь или пытаешься вспомнить, долго не можешь этого отыскать. В такой ситуации иногда достаточно просто — остановиться и расслабиться, и тогда ум сразу найдет и заметит это. Так и тут, мы учимся управлять нашим умом, но, так как привыкли обычно управлять материальным телом, все наши команды очень энергичны и грубы. Работа с умом отметками и направлением очень тонка и, зачастую, в финале сводится к наблюдению без выбора.

Отмечания.

Этот аспект практики изначально преподается в духе Сатипаттхана сутры, как ее понимает Махаси Саядо, но с увеличением прогресса в практике и пониманием, что именно работает для вас, вам могут предложить и другие методы. Тут нужно отметить, что настоящей осознанностью является не просто отмечание чего-то, но скорее подмечание определенных свойств вех наблюдаемых феноменов. Иначе ментальные отметки, делающиеся механически, могут стать простой мантрой для остановки внутреннего диалога. Если глубже анализировать сам процесс отмечания, это словно короткий вопрос задаваемый уму «Что происходит?» и его ответ «происходит то-то и то-то». Отмечания в Духе Випассаны у развитого практика могут быть весьма различны: «Что непостоянно?», «Это меняется», «Это страдание?», «Страдаю ли я?», «Это болезненно?», «Это приятно?», «Кто ощущает?», «Кто хочет?», «Кто не хочет?», «Где я?» и т.п. они могут сильно разниться и даже сами возникать по мере практики.

Сильные ощущения и эмоции

Иногда в практике возникают сильные ощущения или эмоции. Такие ощущения обычно приходит с вашим уже состоявшимся отношением к ним. Если отношение не будет сразу замечено, то само ощущение станет довольно сложно наблюдать. Поэтому перед отметкой самого ощущения, будет полезно отметить вначале нравится оно вам или нет. Затем следует чуть больше сфокусироваться на характеристиках этого ощущения и отмечать его изменения. Это можно сделать двумя путями. Либо сосредоточившись на позиции всего вашего тела, отмечать сильное ощущение через его взаимодействие со всем телом. Либо всмотревшись глубже, отмечать изменение внутренних процессов внутри этого ощущения. Первое больше подходит для начинающих практиков, второе подходит более опытным. Эти подходы помогу ослабить их разрушающие влияния на сознание.

3 уровня практики

Вся практика делится примерно на 3 уровня. У человека занимающегося ей около месяца ум может прыгать между ними, но потом, постепенно утверждаясь в практике, он все больше и будет склоняться к одному из них, постепенно прогрессируя от первого к третьему.

1 — практик добивается состояния невлечения, отрешенности, активной внимательности в настоящем моменте, не имеющей объекта.

2 — практик учится входить в это состояние как можно быстрее и удерживаться в нем независимо от того, в какой позе находиться и что он делает.

3 — практик учится находиться в этом состоянии без усилий по удерживанию его. Из него наблюдая загрязнения и отмечается их дискомфорт.

Уровень 1

Развитие практики.

Со временем ваша практика разделяется на две параллельные ветки развития. Которой из них медитатору следовать, решает Учитель.

Первый вариант. Медитация с одним объектом

Следя за проходящими через ваше сознание вдохами и выдохами, вы со временем начинаете видеть в них все больше различий. Вдохи и выдохи бывают разными по длине, температуре и со временем вы сможете четко разделять их на начало, середину, конец и промежуток между вдохами и выдохами. Вас просят отмечать начало и конец всех этих периодов все больше оставаясь с дыханием. Со временем оно будет становиться все тоньше и тоньше, а потом совсем пропадет вместе с телом. На этом этапе вас попросят просто находиться в этом состоянии без объекта.

Второй вариант.

По мере того как вы практикуете, с дыханием в теле будут возникать все больше и больше разных ощущений и мыслей отвлекающих ваше внимание. Как только что-то вас отвлекло, необходимо просто начать отмечать это ощущение, следя за тем, как оно длится и исчезает. Затем, когда внимание переключиться на что-то еще, наблюдать и отмечать его. Это наблюдение без выбора, где вы просто остаетесь отмечающим свидетелем того, что происходит. С углублением внимательности, вы увидите, что любое отмечание несет за собой недолгое состояние отрешенности от отмечаемого объекта, которое довольно приятно и прохладно. Вас попросят уделят больше внимания этому состоянию и со временем ваш ум будет погружаться в него более глубоко и на все большее время. Уму оно нравится и он будет сам склоняться в нем прибывать.

БАЛАНС ФАКТОРОВ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Как известно Будда обучал что есть семь факторов Просветления, их баланс помогает развитию практики. Эти факторы: Самоисследование, Осознанность, Умиротворение, Сосредоточение, Усилие, Восторг и Невозмутимость. Осознанность для развития просветления нужна всегда, остальные факторы могут помочь сбалансировать практику в зависимости от состояний возникающих в уме. Учитель говорит, что, к сожалению, нельзя придумать единого решения того, что и как делать в медитации, после которого можно было бы успокоиться и больше ничего не делать, просто следуя этой формуле.

Наш ум постоянно от секунды к секунде, день ото дня меняется, и поэтому практику все время следует немного балансировать. Ключевым фактором к успеху будет понимание своей нынешней ситуации и грамотный подбор средств для наилучшего развития Внимательности. Это приходит с опытом практики и последовательными экспериментами.

Так, иногда, если вы определили, что слишком напряжены и возбуждены, ваши отмечания должны быть расслабляющими и успокаивающими (фактор Умиротворения). Иногда наоборот более активными громкими и четкими (фактор Восторга) и исследующими свойства наблюдаемого объекта (Самоисследование). Они могут быть короткими или редкими (Сосредоточение), частыми или длинные (Усилие). Иногда фразу отмечаний нужно совсем укоротить оставив одно слово. Иногда это может стать мини диалогом: «Кто чувствует это? Где это чувствующее я?» Иногда можно просто терпеть и принимать то, что с тобой происходит, сведя исследования к минимуму (Невозмутимость). Иногда отмечать то, что возникает, а иногда даже подключать поиск объектов для наблюдения (в случае сонливости). Это практикам предстоит выяснить на личном опыте, исследовав весь спектр своих ментальных состояний, которые зачастую склонны постоянно повторяться.

Уровень 2

Когда у вас стабильно начали происходить опыты отрешенного состояния ума (я назвал его умом в середине), вас будут просить учиться входить в это состояние как можно быстрее и удерживаться в нем как можно дольше в течение дня, кроме периодов сна. При ходьбе оно зачастую не такое глубокое, как при практике сидя, и из него можно отмечать объекты, возникающие в уме. На этом уровне все возникающие объекты уже не несут в себе большой силы вовлечения ума и не имеют такого сильного влияния на вас. Они возникают и быстро растворяются, как только вы их отмечаете.

Ваши отметки становятся очень короткими и со временем превращаются просто в направление внимания. Фразы которыми вы пользовались до этого становятся слишком грубыми и весомыми для использования, они только беспокоят. Но состояние все еще не стабильное, и различные жизненные ситуации будут вас из него вытряхивать. На этой стадии практики как никогда важна ее интуитивность. Здесь вас просят ходить и сидеть столько, сколько вы считаете нужным — главное удерживать состояние ума в середине (Осознанности). Сейчас вы учитесь в нем жить без давления на себя и стрессов. Сколько и что вы едите и пьете, сколько спите, какие упражнения делаете, сколько ходите и сидите, разговариваете или молчите, — теперь управляется этим состоянием.

Практика медленно становится естественной формой бытия. Ваше наблюдение все больше становится наблюдением без выбора и управления чем либо. Иногда могут возникать сильные беспричинные эмоции: страх, восторг, блаженство, скука — это происходит автоматический баланс состояния, с ростом практики таких вещей будет возникать все меньше и меньше.

Уровень 3

На этом уровне вы уже живете с «умом в середине», меняется только уровень его глубины. Ваш ум утвердился в нем. Загрязнения тут возникают по одному и хорошо видны. Это состояние стало домом вашего ума, хорошо знакомым и горячо любимым местом, дорогу к которому он выучил на зубок. Теперь даже во сне ум стремится пребывать в нем. Это проявляется как отсутствие сновидений.

Здесь вас просят отпустить все усилия по удержанию ума в состоянии «ум в середине», позволяя ему делать все что угодно, вы уже ничего не делаете, ни каким образом не двигаете умом сами. На этой стадии хорошо становится видно, что ум имеет части: реактивную (обусловленную прошлой кармой) и контролируемую (часть которой вы можете управлять). Теперь вы просто позволяете реактивной части время от времени выстреливать в вашем уме, сохраняя контролируемую часть в внимательном покое. Таким образом вы все больше подбираетесь к состоянию ума в центре, не желающего ничего.

Все возникающее уже само по себе кажется слишком грубым и тяжелым. Процессы воспринимаются как затухающие, ум в настоящем моменте ни за что не цепляться, все отпуская. Вы сидите и видите растворение всего. Иногда ум может вновь вовлечься в какое-то состояние или заинтересоваться мыслью, но быстро сам почувствует их страдательность сложность и неудовлетворительность по сравнению с тем состоянием, в котором прибывал раньше, и сам вернется к «уму в середине».

Так на глубоком реактивном уровне вы обучаете ум невлечению через личное переживание жгучести загрязнений. Тут вы начнете отмечать, что меняются и сами загрязнения, время от времени возникающие в уме. От более грубых они становятся все тоньше и глубже. Ваше отмечание по мере растворения загрязнений начинает осознавать все более тонкие беспокоящие его обьекты: активное мышление, потом ощущения тела, потом эмоции, потом желания и тонкие быстрые мысли, и самое тонкое — отмечание осознавания меняющегося фокуса внимания. Исследование идет по агрегатам, ведя вас от более грубого к более тонким.

Но, так или иначе, в випассне важно не то, что происходит, а твоя реакция на это.

Здесь вы можете начать склоняться к тому чтобы начинать сидеть дольше, практиковать аскетические практики (разрешенные Просветленным). Это может создать определённый дискомфорт, который ваш острый ум будет с интересом изучать и рабирать. В Випассане все помехи являются Учителем, главное не создавать их себе специально, т.к. это включает в сознании дополнительные санкхары и, зачастую, они связаны с недоброжелательностью к самому себе.

Итог

Метод, преподаваемый в Ниссарана Ванная, с нашей точки зрения является интереснейшим видом тренировки ума. Своего рода интуитивной осознанностью, где практикующему совершенно естественным образом позволяется наблюдать феномены происходящие в уме. Практика настолько естественна, что в отличие от техник, основанных на воле и усилии, создает место для пребывания ума, где ему нравится быть. Такой метод позволяет развивать нравственность, мудрость и сосредоточение без жестких цепляний за идеи и переживать важность и полезность каждого из аспектов учения Будды на личном опыте.

Учителя признаются, что для окончания первого этапа практики могут быть применены любые известные методы концентрации, хотя монастырь склоняется к Махаси отмечаниям, ввиду естественности самого процесса наблюдения и прогресса.

Мы уверенны, что Учителя Ниссарана Ваннаи могут дать еще более глубокие, ясные и полные инструкции. Информация же данная здесь является в большей степени нашими переживаниями и наставлениями, которые, как мы надеемся, были правильно нами поняты.

С Глубокой благодарностью Учителям и монахам Ниссарана Ваннаи Алексей и Ксения Тэль.