Мужественная вера.
Ньянапоника Тхера

Пер. с англ.: Александр Копылов
Источник: Открывая Буддизм Тхеравады

«Вера не только включает в себя убежденность в существовании предмета или правдивость догмы, но так же является определенной силой. Религиозная вера — это убежденность в величайшей силе добра. Буддийская вера — это в частности уверенность в несравненной силе Восьмеричного Благородного Пути. Уверенность в эффективности очищения и освобождения. 

Среди тех, кто называет себя “верующими” или “религиозными” людьми, или в нашем случае Буддистами, есть носители той истиной веры в абсолютную силу добра для культивации благого как в себе, так и в обществе вокруг себя, для защиты от внутренних и внешних проявлений зла. Слишком немногие отважились поверить в настоящую силу добра. Многие обладают скрытой верой в злые и неопределённые поступки. Это зло внутри них самих. Но устройство мира сильнее этих поступков. Слишком сильное, чтобы ему противостоять. 

Выходит, что многие политики со всего мира обладают именно этими качествами. В частности те, кто зовёт себя реалистами, ясно свидетельствуют о том, что зло действительно существует. Они считают необходимым указать на то, что зло в любом случае сильнее. Если они не в силах хотя бы усомниться в этом, тогда ясно почему они не могут сотворить хоть немного добра. 

Само собой разумеется, что для противостояния невежеству и злу требуется некое мужество — верить в добро. Без смелости вряд ли получится продвигаться по этому пути. Продвижение по пути веры — это своего рода преодоление инертности неблагоприятных состояний как в себе, так и в обществе. 

Мужество является инструментом проникновения сквозь пассивную природу самозащиты нашего разума. Оно просто необходимо для свершения первого шага к прорыву через инертные состояния самозащиты, составляющими природу вещей и сознания. Именно этого рода мужество является первым шагом к успеху. 

Древние буддийские учителя хорошо осознавали, что смелость является неотъемлемой частью истинной веры. В те времена они сравнивали искреннюю веру с героем, который бросается в бурлящий поток горной реки в поисках брода, вместо бесполезных споров более слабых людей, бегающих по берегу вверх и вниз и пытающихся определить лучшее место для перехода реки. Этот пример может означать наличие внутреннего мира или другими словами мира духовного в каждом из нас. В понимании внешнего мира более слабые люди это те, кто скорее последует за лидером и будут стремиться в его поддержке, чем сами решатся на свершение первого шага. Но в понятии духовного мира слабые люди это скорее те, у кого неразвиты определенные качества для духовного прогресса, либо если они не являются основными. 

Двумя факторами внутреннего прогресса, которые дополняют, поддерживают и уравновешивают друг друга, являются интеллект (pañña) и вера (saddha). Если интеллект останется без доверия, посвящения себя и энтузиазма веры, он остановится на простом теоретическом понимании и интеллектуальной оценке доктрин, предназначенных для жизни, а не только для размышлений или обсуждений. Говоря метафорически: интеллект, если ему не поможет героизм веры, просто будет «бегать вверх и вниз по берегу реки», — заниматься деятельностью с очень занятым и важным видом, но с минимальными результатами. Интеллекту, отделенному от веры, будет не хватать твердой веры в то, что он способен руководить жизненным путем. Без этого внутреннего убеждения он не решится серьезно следовать своим собственным выводам и командам; ему не хватит смелости, чтобы реально приступить к задаче «переправиться». 

Вера как дополнительное качество, поддерживаемое энергией и усердием (вирия), даст крылья интеллекту, позволяя ему подняться над бесплодием неприменимого знания и бесполезными многословными войнами концептуального мышления. В обмен интеллект даст вере проницательное видение и предоставит надежное руководство к действию. Это предотвратит истощение веры, потерю ее энергии из-за неэффективных эмоциональных излияний и неверно направленных усилий. Поэтому вера и интеллект всегда должны быть уравновешены. При правильном внимании, сохраняющем их баланс, эти двое вместе станут идеальными компаньонами, способными совместными усилиями встретить любые опасности и трудности на пути к освобождению.»

Источник: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/nyanaponi..
Перевод на русский выполнил: