МЕДИТАЦИЯ НА ЧАСТИ ТЕЛА

автор — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

Эта медитация одна из самых первых, которым, судя по священным текстам, учил Будда. Она хоть и является больше медитацией успокоения и сосредоточения ума, но так же несет в себе и глубокий аспект анализа. Она может быть применима для начала развития и укрепления этого качества в уме, что безусловно является развитием мудрости.

Как известно для Абсолютного Просветления каждому человеку надо растворить 4 иллюзии в уме — иллюзию стабильности в том что изменчиво, иллюзию постоянства в том что не имеет постоянной сущности, иллюзию приятности в не удовлетворительном и иллюзию привлекательности в неприятном. Эта практика как раз работает с с последним типом и на раз уничтожает такие качества как похоть или чрезмерное беспокойство своем теле и всем что с ним связанно. У практики есть некоторые ограничения. Так например для ее визуализационной части начинающим не рекомендуется применять образ физического тела молодого человека противоположного пола. Она так же не всегда рекомендуется для мирян т.к. при неправильном или излишнем выполнении может ввести в депрессию. Ибо во многих знаниях многие печали.

Эта медитация включает в себя истинную основу анализа — просто разделяет целое по частям и анализирует их свойства. Будда для этого разделял тело на 32 части и советовал наблюдать их — снаружи вовнутрь и сверху вниз. Выглядит это примерно так — «Волосы, пот, кожа, жир, гной, мясо, жилы, кости, суставы, ногти, зубы, мозги, сопли, слезы, ушная сера, слюна, диафрагма, легкие, сердце, кровь, печень, селезенка, желудок, желудочная слизь, кишки, не переваренная пища, черви, калл, почки, моча». Закончив ее следует начать наблюдать этот список с конца в начало, делая так в течении всего времени практики.

Практиковать эту медитацию можно четырьмя способами(они выбираются в зависимости от характера и предпочтений практика)
— простое проговаривание частей тела (с него все начинается) со временем приводит практикующего к концентрации доступа
— чувствование мест на теле и обьема которое занимают те или иные органы так же приведут к концентрации доступа
— визуальное представление органов их цвета, формы итп — приведут к медитативному поглощению ума
— отслеживание аспектов непривлекательности этих частей внутри и снаружи приведут к развитию отрешенности и концентрации доступа. Этот метод боле всего влияет на развитие мудрости. В нем вы спрашиваете себя приятны ли например черви
— приятны ли они на ощупь
— на запах
— на вид
— на вкус
— приятны ли вообще для человеческого ума как концепт (так чтобы сказать кому «то ты мой червь» и т.п.)

Понимание и мудрость — со временем при частом применении подобной медитации в уме могут возникать прозрения — что все человеческие тела похожи т.к. состоят из одинаковых частей поэтому мало чем в сущности отличаются, что все в нашем мире в той или иной степени из этих частей состоит — пища, деревья итп т. к. (например) лучшим питанием для растений являются кал и трупы и ингредиенты за счет которых они растут это те же мертвые 32 части тела, которые вы сейчас повторяете, что земля также состоит по большинству из перегноя трупов растений и живых существ, а значит и из этих частей. Главное тут внимательно следить за тем чтобы практика вместо отрешенности не стала вызывать у вас отвращение — это уже ошибка (В древних Буддийских текстах известна история, когда множество монахов из-за неправильного применения этой техники совершила самоубийство). Ее лучше начать балансировать чем то приятным — например Любящей Добротой.

Развитие:
Со временем, когда вы легко и без каких либо прерываний можете в течении часа туда и обратно гонять эти 32 части тела — уменьшите обьект. Уберите половину частей (те которые по вашему ощущение являются для вас самыми не явными и пустыми) и продолжайте работать с 16-ю. Потом, когда сможете и их удерживать в уме без каких либо перерывов и проблем, уменьшите их вдвое. Повторяйте этот процесс до тех пор пока не останется всего одна часть — самая явная и простая для вас. Она и станет для вас ключом к вхождение в медитативное поглощение ума. Бханте Арянанда из Монастыря НаУяна говорит, что половина загрязнений ума, которые и удерживают нас от состояния счастья и блаженства, связанна с нашей привязанностью к телу. Эта практика направлена именно, на то чтобы эту привязанность максимально ослабить, так пропадет половина пустых беспокойств и волнений о теле и его нуждах. «Успокаивается ум — успокаивается тело»
Начинать практику рекомендуется с 10-15 минут для профилактики(развития Похоти) в последствии, мягко увеличивая время. Эта практика необходима прежде всего монахам, но умный человек даже будучи женатым или замужней безусловно найдет ее полезной — для соблюдения нравственности и сохранения семьи и совести.