МЕДИТАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ИЗМЕНЧИВОСТИ

автор — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

 

Друзья. Возможно, у кого то из вас бывало подобное состояние — вы всеми силами пытаетесь наладить стабильность в своей жизни, прилежно работая, стараясь быть честным и добросовестным. Но по не понятным вам причинам, что то постоянно идёт не так, что то ломается, кто то подводит в самый неподходящий момент, кому то срочно нужна помощь итд итп.. И — покой вам только снится… А в довершении всего, как по закону жанра, когда вы садитесь медитировать — то на улице кто то кричит, то сосед начнёт сверлить стену, то жарко, то холодно — что нибудь непременно случается… «Как в таком хаосе вообще можно хоть на чём то сосредоточиться?!!! Это просто какой-то непрерывный поток непрестанно меняющихся событий! Какой тут может быть покой?» — возможно начнёте вопрошать вы.
Но как ни странно, этот самый момент особенно подходит для того чтобы ясно осознать один из основополагающих элементов учения Будды… Аничча!.. Когда скорость изменений усиливается то явно становится заметно, что нет ничего постоянного в этом мире кроме самих изменений. И так естественно, если перестать цепляться за каждый ускользающий фрагмент, переместить свой фокус внимания на само изменение, вдруг вы внезапно почувствуете отрешённость и постепенно возрастающий покой. Это конечно ни в коем случае не значит, что для практики Аниччи необходимо постоянно прибывать в подобных условиях — сами обстоятельства тоже когда нибудь поменяются, как изменится рано или поздно всё в этом мире и за его пределами. Но в тишине и при большем расслаблении вы сможете пойти ещё глубже в этой технике, отмечая всё более тонкие и менее заметные изменения.
Аничча Бхавана — практика наблюдения за изменчивостью. Как водиться, Будда рекомендовал видеть эту изменчивость во всем — внутри и снаружи, в прошлом, настоящем и будущем, в объектах ума и материи, тонких миров и миров грубых форм. Как утверждают древние мудрецы опытному человеку с хорошей концентрацией будет достаточно просто отмечать изменение во всем, на что попадает точка его внимания и иногда умственно повторять — «меняется, меняется».
Бханте Ариянанда учит практиковать начиная с самого простого и внешнего, медленно и, зачастую, спонтанно переходя к боле глубоким тонким внутренним объектам. Так когда вы ходите — на что бы не падал взгляд, следует спросить себя — постоянно ли это или меняется? Останется ли оно таким каким оно кажется сейчас? Прилежно задавая этот вопрос, вы скоро поймете что весь окружающий мир — состоит из процессов, которые постоянно изменяются в пространстве и времени. Так глиняная кружка, если посмотреть на нее в микроскоп постоянно взаимодействует с окружающей её средой, медленно изменяясь и теряя свою сущность. Для тех, кто пока не развил достаточно глубокую для этого концентрацию, можно осознать, что та же самая кружка в прошлом была просто глиняной породой (из которой ее вылепили и обожгли) а в будущем станет осколками керамики на помойке.
Так медленно-медленно к вам будет приходить понимание, что все в этом мире является взаимодействующими процессами, перетекающими один в другой и смешивающиеся друг с другом. Со временем это вызовет спонтанную отрешенность, проявившуюся изза потери влечения ко всему меняющемуся и не стабильному. Ушедшее внутрь внимание следует направлять на процессы постоянного изменения поз тела и его дыхания.
Со временем в теле станут более ясными характеристики 4 элементов, которые буду проявляться как разнообразные ощущения на теле — отмечайте как они меняются, сливаются и перетекают друг в друга. В последствии можно просто делить все ощущения на болезненные, приятные и нейтральные, также наблюдая за их изменениями. Параллельно этому можно также отмечать изменение мыслей эмоций и точки внимательности ума.
На каком то из этих моментов в вашем восприятии тело может начать осознаваться как масса мельчайших субатомных частиц(каллап), которые также «меняются, меняются». Дойдя в своей отрешенности до того, что можно точно отмечать как
одна из них сменяет другую понимая их свойства можно переключить внимание на ум. Во всех случаях стоит, либо сознавая — «меняется, меняется» сопровождать процесс ставя отметки в уме. Либо задавать ему вопрос — что здесь постоянно?
Эта техника является очень простой и при этом глубокой, плавной и спонтанно-естественной, в которой вы сами, без лишних усилий к прорыву переходите на следующий уровень.
Мы искренне желаем вам, чтобы любой даже самый сложный момент вашей жизни, при применении этой замечательной практики, стал отправной точкой для возрастания мудрости, отрешенности и спокойствия. Для вас и окружающих вас людей.