Краткие фрагменты наставлений

Дост. Шравасти Дхаммика

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

 

АЛЬТРУИЗМ
Альтруизм – это образ мышления и действий, направленный больше на благо других, чем на своё собственное. Богословы и философы давно ведут споры о том, возможно ли на самом деле быть искренне альтруистичным. Будда избежал затруднительного положения, связанного с «собой или другими», потому что понял, что мы способны принести пользу другим наилучшим образом только когда мы сможем изменить самих себя. Шестилетняя борьба Учителя за истину позволила ему провести следующие 45 лет, обучая этой истине других. Он понял также, что принесение пользы другим часто изменяет самого себя к лучшему. Однажды он заметил, что из-за той заботы и любви, которую Ананда много лет подряд проявлял к другим людям посредством тела, речи и ума, у него зачастую оставалось совсем немного времени на собственную практику медитации для обретения пробуждения (D.II, 143). Таким образом для буддиста не должно быть выбора между эгоизмом, то есть постановки себя выше других; или альтруизмом, когда другие ставятся превыше себя, но это нахождение баланса между “я” и “другие”.
В одной из своих наиболее важных бесед Будда сказал: «Есть четыре типа людей, которых можно встретить в мире. Каких четыре? Тот, кто не печётся ни о своём благе, ни о благе других. Тот, кто печётся о благе других, но не о своём собственном. Тот, кто печётся о своём собственном благе, но не о благе других, и тот, кто печется о своём собственном благе и о благе других. Этот четвертый человек, который печется о своём собственном благе и благе других и есть главный, лучший, превосходящий всех, наивысший, высочайший» (A.II, 95).

ПРИНЯТИЕ СЕБЯ
Принятие себя – способность радоваться собственным благим качествам, пребывать в мире с собой и быть терпимым к собственным ошибкам. Некоторые религии потворствуют чувству греховности и ничтожности, но буддизм всегда признавал, что такие чувства негативны и бесполезны главным образом потому, что они относятся к событиям, произошедшим в прошлом. В буддийской психологии термины аттапия (attapiya, Dhp.157), аттакара (attakāra, S.I, 75) и аттакама (attakāma, A.II, 21) означают «самооценку», «самоуважение», «чувство собственного достоинства» и «самолюбие». Эти термины всегда употреблялись Буддой в положительном смысле. В практике развития дружелюбия, первый шаг заключается в развитии чувства дружелюбия по отношению к самому себе, потому что мы едва ли сможем испытывать дружелюбие, уважение и позаботиться о других, если у нас самим нет к себе таких чувств. Как сказал Будда: «Тот, кто искренне испытывает чувство дружелюбия к себе, никогда не навредит другому» (S.I, 75).

СМЫСЛ ЖИЗНИ
С биологической точки зрения смысл жизни состоит в овладении, стяжании и достижении необходимого для непрерывного существования, воспроизводства (размножения) и выживания. Но что по поводу смысла жизни можно сказать с религиозной точки зрения? Если у жизни есть единственный и определенный смысл, как это утверждают некоторые религии и философские учения, то можно было бы ожидать, что каждый, рано или поздно, естественным образом мог бы обнаружить этот смысл, и затем устремиться к его осуществлению. В действительности же мы видим, что различные религии постулируют достаточно разные, а иногда противоречащие цели жизни. Мы также видим, что многим людям удаётся прожить свою жизнь, никогда не задаваясь вопросами и не думая о том, есть ли у жизни смысл. Это определенно наводит на ту мысль, что вне биологической цели у жизни нет другого смысла или иной цели.
С буддийской точки зрения это хорошо и это означает, что у нас есть свобода и возможность придать нашей жизни то значение и смысл, который мы хотим. Если мы решим сделать целью своей жизни накопление богатства или обретение власти, тогда это и станет нашей целью. Если мы решим сделать целью своей жизни погоню за удовольствиями, преданное служение своей семье или созерцание чего-то божественного, тогда это и будет нашей целью. Всякий раз, когда кто-то из учеников Будды достигал Пробуждения и становился арахатом, Будда всегда говорил в этом случае, что он или она «осуществили то, что должны были осуществить» (S.III, 68). Из этого мы можем сделать вывод, что для Будды, значение, цель и смысл жизни состояли в достижении счастья и свободы Пробуждения.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
Фундаментализм (idamsaccābhinivesa)* – это вера в то, что священные писания должны толковаться буквально. Фундаменталисты склонны к догматичности в практике своего вероучения и нетерпимы к другим религиям. Они часто даже более нетерпимы к своим единоверцам, которые интерпретируют Священные писания иначе, чем они. Будда охарактеризовал фундаменталиста как человека, который с гневом провозглашает: «Одно это истинно, всё остальное ложно» (М.II, 171).
Буддизм очень редко порождал фундаменталистов или фундаменталистские движения благодаря своей открытости и своему исследовательскому характеру. Будда говорил, что при изучении его учения нужно учитывать не только букву (vyañjana), но и дух (attha), имея в виду, что существуют такие особые аспекты и нюансы Дхаммы, которые превыше простых слов и что недостаточно знать только слова (D.III, 127, Vin.I, 20). Ещё он говорил, что: «Я преподавал Дхамму различными способами. Можно ожидать что те, кто соглашается и одобряет то, чему они обучаются у других и принимают то, что излагается при помощи учтивой и умелой речи (по-разному, но всё же), что они будут жить друг с другом в гармонии и во взаимном уважении, не будут заводить споров, подобно тому как молоко смешивается с водой, и будут они с дружелюбием взирать друг на друга» (S.IV, 223/SN 36.19 Pañcakanga Sutta: With Pañcakanga).
В знаменитой Калама сутте Будда сказал, что в нашем стремлении оценить религиозные высказывания, нам нужно больше полагаться на собственный опыт, нежели чем на религиозные писания (A.I, 188).
*Примечание пер.: Фундаментализм (idamsaccābhinivesa) входит в состав четырех уз (gantha):
1. телесные узы (kāyagantha) алчности (abhijjhā)
2. узы недоброжелательности (vyāpāda)
3. узы привязанности к правилам и ритуалам (sīlabbataparāmāsa)
4. узы догматического фанатизма (idamsaccābhinivesa).

 

ПОСТОЯНСТВО

Постоянство – это свойство оставаться тем же самым, и это важный принцип, как в философии, так и в этике буддизма. Чтобы быть подлинной, истина должна быть постоянной в том, чтобы не противоречить реальности. Например, утверждение Будды «Все обусловленные явления – это страдание» (Dhp. 278) — справедливо названо благородной истиной, поскольку невозможно найти обусловленное явление, которое даёт полное и продолжительное удовлетворение.
К тому же, два противоречащих понятия, утверждения или мнения не могут быть одновременно истинными, хотя они могут быть оба ложными. Это то, что Будда имел в виду, когда он сказал: «Истина одна». Нет двух истин. (Ekaṃ hi saccaṃ, Sn. 884).
Этические истины также должны быть постоянными. Определённое поведение не может быть неправильным в одной ситуации и правильным в другой. Таким образом, убивать неправильно в независимости от обстоятельств. Однако Будда признаёт, что есть разница между убийством из гнева или ревности и убийством в процессе самозащиты. Первое – абсолютно неверное поведение, в то время как второе может быть тем, что он называл «смешанным» (vãtimissa), то есть смесью неправильных и правильных поступков различной степени тяжести. (M.I, 318).
Постоянство также важно во многих областях духовной жизни. Будда сказал, что признак настоящего учителя – это постоянство в том, как он или она ведёт себя на публике и наедине с собой, а также то, что его или её хорошие качества выдерживают изменяющиеся обстоятельства. (M.I, 318). Он также сказал, что одна из отличительных особенностей пробуждённой личности – это гармония между пониманием и действиями (vijjācaraṇasampanno).
Например, такие люди действительно понимают, что прощение – это высшая форма отпускания, и, следовательно, они способны простить любого, даже того, кто был с ними очень жесток. Будда сказал, что он «проповедует то, что практикует, и практикует то, что проповедует». (It. 122). Он поступал подобным образом, потому что постиг истину на самом глубочайшем уровне, так что она оказалась полностью интегрирована в каждый аспект его существования. Ему не надо было прилагать усилий для поддержания постоянства, непротиворечивости и последовательности, они были для него естественными».