Краткие фрагменты наставлений
Дост. Саядо У Джанакабхавамса

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

 

 

ОСВОБОЖДЕННЫЙ УМ
Ум – это нечто очень важное. Ум гораздо важнее тела. Вот почему Будда говорил вимуттачитто (vimuttacitto). Он не говорил вимуттакая (vimuttakāya). Вимуттачитто означает освобожденный ум. Если бы мы сказали вимуттакая, то это означало бы освобожденное тело. Будда никогда не говорил вимуттакая, освобожденное тело, он всегда говорил вимуттачитто, освобожденный ум. Почему? Потому что, когда ум освобождается от омрачений и страданий, тело также освобождается от страдания.
Как вы, скорее всего, знаете, дост. Моггаллана обладал освобожденным умом, полностью свободным от всех омрачений, благодаря достижению арахатства – последней стадии пробуждения. Незадолго до смерти, вследствие своей прошлой каммы, его сильно избили разбойники. Разбойники думали, что досточтимый скончался, но на самом деле в тот момент он был ещё жив, поскольку вошел в пхаласамапатти* (phalasamāpatti), которое защитило его жизнь от смерти. Его избили, превратив его тело буквально в «мешок мякины», но он не испытывал каких-либо умственных страданий, потому что его ум был свободен от омрачений, у него не было привязанности к телу. Он наблюдал за болезненными телесными ощущениями – за их возникновением и исчезновением, он видел их просто как природный процесс ощущений.
Хотя его тело было изранено и очень сильно травмировано, он не испытывал каких-либо болезненных ощущений, он не чувствовал никаких страданий, потому что его ум был свободен от любых омрачений. Он не воспринимал своё тело как себя, он видел его как постоянно меняющиеся умственные и телесные явления, а значит, он был свободен от телесных страданий. Если бы его ум не был свободен от омрачений, то он бы испытывал невыносимые страдания, но он не воспринимал умственные и телесные явления в качестве личности или как «Я», как какое-то определенное существо или как человека.
Вот почему Будда сказал, что ум должен быть свободен от омрачений. Когда ум освобождается, тогда у вас нет никакого умственного или телесного страдания. Вот почему Будда учит нас видеть вещи такими, какие они есть с помощью медитации осознанности. Вот зачем нам следует практиковать медитацию осознанности, чтобы мы смогли освободить ум от омрачений.
———————————-
Примечание переводчика
*Достижение плода (phalasamāpatti) – это медитативное достижение, посредством которого благородный ученик входит в надмирское сосредоточение, имея в качестве объекта Нибба̄ну. Это состояние достигается с целью ощутить на собственном опыте блаженство Нибба̄ны прямо здесь и сейчас. (См. трактат Висуддхимагга. Гл. XXIII, 6-15)

КАК ВРАГА МОЖНО ПРЕВРАТИТЬ В ДРУГА
(избранные отрывки)
Благодаря практике осознанности (памятования) любой «враг» может быть превращен в «друга».
Осознанность – это источник всех достижений и посредством практики осознанности можно обратить «врага» в «друга». Как? Если кто-то чувствует, что ему жарко, то ему следует это осознавать. Если он осознаёт это ощущение, то оно будет постепенно становиться всё меньше и меньше. Затем жара станет «другом», потому что неприятное ощущение, которое он испытывает, можно рассматривать как объект медитации. Когда практикующий наблюдает какое-то неприятное ощущение, и его сосредоточение становится более глубоким, то может показаться, что это ощущение становится сильнее. В действительности это не ощущение становится сильнее, а просто сосредоточенный ум становится более чувствительным к ощущению боли. Итак, когда практикующий более пристально наблюдает боль, то она кажется ему более сильной. Когда сосредоточение на болезненных ощущениях становится более глубоким, то практикующий приходит к постижению, что эта боль является всего лишь умственным процессом, связанным с неприятным ощущением. Когда его сосредоточение становится ещё более глубоким, то он не осознаёт себя или свою телесную форму. В этот момент он постигает, что есть только неприятное ощущение боли и ум, который это замечает. Он может провести различие между ощущением и умом, который отмечает это ощущение. Это тот самый момент, когда он не отождествляет боль с собой. Боль не мешает его сосредоточению. Она подобна «другу». Таким образом, этот «враг» (боль) может быть превращен в «друга». Кто может обратить «врага» в «друга»?
– Практикующий.
Как?
– Посредством поддержания осознанности.

О ПРИЧИНАХ СЧАСТЬЯ
Удовлетворенность
Будда сказал, что удовлетворённость – это самое благородное состояние. В былые времена люди жили, скромно питаясь, носили домотканую одежду, и они были счастливы и удовлетворены. Счастье не является следствием богатства, а только следствием удовлетворенности.
Наслаждение удовольствиями
Наслаждение удовольствиями осуществляется ради достижения счастья, но более важным является то счастье, которое проистекает от неколебимости и устойчивости ума.
Счастье
Счастье не появляется от обеспеченности, богатства и состоятельности. Оно приходит только от уменьшения страсти, жадности и гнева.

ОНИ И МЫ
Если они богаты золотом, то мы богаты нравственным поведением (sila); если они богаты серебром, то мы богаты спокойствием и неколебимостью ума (samādhi); если они богаты алмазами, то мы богаты практикой памятования (осознанности, bhāvanā).