Краткие фрагменты наставлений

Дост. Пхра Прамот Памоджджо

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

ТРИ ТИПА ОБЪЕКТОВ
Дост. П.П.: Давайте осознавать изменения умственных и эмоциональных состояний. Всякий раз, когда вы, делая это, испытываете затруднения, тогда вместо этого вы можете замечать движения тела. Мы наблюдаем за действиями тела, за тем, что оно делает. Если мы время от времени не в состоянии это делать, то нам следует практиковать саматху (samantha), в этой медитации мы можем удерживать своё внимание на одном объекте и делать ум спокойнее. Как только ум становится достаточно спокойным, тогда мы способны снова начинать наблюдать за умом.
Великий Ачан Ман советовал наблюдать ум как основной объект. Если в каком-либо случае наблюдать за умом от мгновения к мгновению слишком трудно, то наблюдайте за телом. И если в каком-либо случае слишком трудно наблюдать за телом, тогда просто выберите медитационный объект и сосредоточьтесь на нём, до тех пор, пока вы достаточно не успокоитесь для того, чтобы снова наблюдать за своим умом.
Если вы помните этот принцип, то практика не будет слишком тяжелой. Она легко будет развиваться, пока мы наблюдаем так часто, как только можем. Если мы будем наблюдать слишком редко, то у нас не будет реального продвижения. Поэтому давайте удостоверимся, что мы часто наблюдаем за тем, что происходит, и наблюдаем за теми изменениями, которые происходят в уме и сердце.
Однажды, мы поймём, что Будда на самом деле был, что Дхамма действительно существует и, что сообщество пробужденных монахов на самом деле есть, и что пробуждение является истинным и возможным для человечества.

ВСЁ ЧТО НАМ НУЖНО, ЧТОБЫ ПРАКТИКОВАТЬ ДХАММУ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ
Дост. П.П.: Всё, что нам нужно, чтобы практиковать Дхамму – это сама жизнь. Нам не нужно никакое имущество, активы, капитал или что-то ещё. Если в наших сердцах не будет достаточного количества Дхаммы и что-то в нашей жизни будут изменяться в худшую сторону, то мы не будем в состоянии с этим успешно справляться. Всё закончится тем, что нам будет очень трудно со всем этим иметь дело. Мы можем видеть, что всё очень изменчиво, непостоянно и нестабильно. Всё может очень быстро и легко перейти к состоянию, в котором будет присутствовать сильное страдание.
Дхамма помогает нам освободить наши умы от страдания, и по мере нашей практики, наше страдание постепенно будет уменьшаться. В мире всегда будут происходить проблемы. Мир заполнен проблемами, однако, мы можем освободить наш ум от проблем этого мира.