Две основные школы Буддизма.

 

«Настоящие последователи Будды могут практиковать эту религию не придерживаясь какой-либо школы или секты.»

Несколько сотен лет после смерти Будды, возникло восемнадцать различных школ или сект, каждая из которых утверждала, что представляет настоящее Учение Будды. Различия между этими школами были в основном из-за различных толкований Учения Будды. Со временем, эти школы постепенно объединились в две основные школы: Тхеравада и Махаяна. Сегодня, большинство последователей Буддизма относятся к этим двум школам.

Буддизм Махаяны в основном возник из учения Будды о том, что каждый человек носит в себе потенциал Буддовости. Тхеравадины говорят, что этот потенциал может быть реализован посредством индивидуальных усилий. Махаянисты, с другой стороны, считают, что могут искать спасение посредством вмешательства других высших существ, называемых Бодхисаттвами. По их мнению, Бодхисаттвы — это будущие Будды, которые из сострадания к своим собратьям — человеческим существам, задерживают свое собственное достижение Буддовости, пока не помогут другим прийти к освобождению. Однако, несмотря на это основное отличие, следует подчеркнуть, что доктринально нет абсолютно никаких разногласий, касающихся Дхаммы, содержащейся в священных текстах Трипитаки. Потому что Буддисты вольны интерпретировать священные тексты в соответствии со своим пониманием. Но, прежде всего, и Махаяна и Тхеравада едины в их почтении к Будде.

Точки соприкосновения между двумя школами заключаются в следующем:

1.Оба принимают Будду Шакьямуни, как своего учителя.
2.Четыре Благородные Истины одинаковы в обоих школах.
3.Восьмеричный Путь одинаков в обоих школах.
4.Патичча-Самуппада или Учение о Взаимозависимом Происхождении одинаков в обоих школах.
5.Обе отрицают идею о высшем существе, создавшем и управляющим этим миром.
6.Обе принимают Аничча, Дуккха, Анатта и Сила, Самадхи, Пання без различий.
 

Некоторые люди считают, что Тхеравада эгоистична, поскольку она учит, что люди должны самостоятельно искать свого спасения. Но как эгоистичный человек может достичь Просветления? Обе школы принимают три Яны или Бодхи и рассматривают Идеал Бодхисаттвы как высший. Махаяна создала много мистических Бодхисаттв, а Тхеравада считает, что Бодхисаттва — это человек, посвятивший всю свою жизнь достижению совершенства, и в конечном итоге ставший полностью просветленным Буддой для благополучия и счастья в мире.

Термины Хинаяна (Малая Колесница) и Махаяна (Великая Колесница) не известны в литературе Палийской Тхеравады. Их нет в Палийском Каноне (Трипитаке) или в комментариях к Трипитаке.

Буддисты Тхеравады следуют ортодоксальной религиозной традиции, которая преобладала в Индии две с половиной тысячи лет назад. Они представляют свои религиозные службы на языке Пали. Они также стремятся достичь конечной цели (Ниббаны), став Высшим Просветленным Буддой, Паччека Буддой, или Архатом (высшая ступень святости). Большинство из них предпочитают Архатство. Буддисты в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде принадлежат к этой школе. Махаянисты изменили старые религиозные обычаи. Их практики осуществляются в соответствии с обычаями и традициями страны, в которой они живут. Махаянисты совершают свои религиозные службы на родном языке. Они стремятся достичь конечной цели (Ниббаны), став Буддами. Следовательно, они почитают и Будду и Бодхисаттву (того, кто должен стать Буддыой) с одинаковым почтением. Буддисты в Китае, Японии и Кореи принадлежат к этой школе. Большинство людей из Тибета и Монголии следуют другой школе Буддизма, которая известна как Ваджраяна. Буддийские ученые считают, что эта школа больше склонна к секте Махаяны.

Ученые признают, что термины Хинаяна и Махаяна являются поздним изобретением. С исторической точки зрения, Тхеравада уже существовала задолго до появления этих терминов. Именно Тхеравада считается первоначальным учением Будды, которое было принесено в Шри-Ланку и обосновалось там в 3 веке до н.э., во времена императора Индии — Ашоки. В то время не было ничего, что называлось Махаяной. Махаяна как таковая появилась позже, примерно в начале Христианской Эры. Буддизм, который был принесен в Шри-Ланку, с его Трипитакой и Комментариями в 3 веке до н.э., остался там нетронутой Тхеравадой, и не вступал в споры между Хинаяной и Махаяной, которые происходили позже в Индии. Поэтому, было бы неразумно включать Тхераваду в любую из этих двух категорий. Однако, после открытия Всемирного Братства Буддистов в 1950 году, хорошо информированные люди, как на Востоке, так и на Западе, используют термин Тхеравада, а не термин Хинаяна. В самом деле, Самадхи Нирмочана Сутра (Сутра Махаяны) ясно говорит, что Шравакаяна-Тхеравада и Махаяна являются одной Яной (экаяна) и что они не являются двумя различными «колесницами». Хотя разные школы Буддизма принимают разные мнения о учении Будды, они никогда не совершали насильственного кровопролития более двух тысяч лет.Это уникальность Буддийской терпимости.