Суппабуддхо Бханте

Монах — благородный практик, чье сердце открыто

 

Что движет человеком в наши дни принять решение оставить увлекательную жизнь с миллиардом возможностей и уйти жить в монастырь? И находит ли он в результате то, что искал? Нам представилась возможность задать эти и другие вопросы монаху из буддийского монастыря в Янгоне (Мьянма) Бхикху Суппабуддхо, который еще пару лет назад работал простым учителем английского языка, путешествуя по странам Азии.
Кто такой монах в современном обществе?

Настоящий монах – искатель, человек, который, испытав мир, сформированный по образцам и ограничениям общества, намерен увидеть, что лежит за его пределами. Это благородный практик, чье сердце открыто. Он не воспринимает мир как данность, как само собой разумеющееся, и полон решимости исследовать, каким образом все устроено на самом деле. Кто отправляется в путешествие, способствующее освобождению от всех условностей? Как мы видим, общество, культура или обычаи могут со временем меняться. Однако намерение монаха остается неизменным. Если человек решил стать монахом или монахиней, он обязуется оставить то, что не способствует его освобождению. Он все еще функционирует в мире, в обществе, обычаях и культуре, но участвует только в тех действиях, которые помогают освобождать сердца от оков разума.

Какой была твоя жизнь до монастыря?

Я родился и вырос в Аргентине, в городе Ла-Плата, который расположен в 60 км от Буэнос-Айреса. Там я получил образование и провел первые годы учебы в университете. В 2004 году я переехал в столицу, где работал промышленным инженером. В 2009 уехал в Новую Зеландию по программе «Working Holiday». Там у меня была возможность изучать английский язык, работать, путешествовать и узнавать другую культуру. В 2011 году я отправился в путешествие по Азии, которое длилось 18 месяцев и включало 10 стран: Малайзию, Сингапур, Индонезию, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Индию, Непал и Китай. В Новой Зеландии у меня начал появляться интерес к медитации, а в Канчанабури, Таиланд, я прошел свой первый 10-дневный курс медитации Випассаны, который проводил С. Н. Гоенка. Я был очарован практикой и тем, что начал видеть многие вещи иначе.

Несколько лет я работал учителем английского языка в разных азиатских странах. В апреле 2016 года я встретился с группой монахов во Вьетнаме, меня вдохновила их доброта и правильное отношение к практикам. Именно тогда я почувствовал, что мое сердце готово сделать следующий шаг, и принял решение стать буддийским монахом. Так, в июне 2016 года, я оказался в Янгоне в монастыре Махаси Саядав.

Это было сложное решение?

Нет, просто пришло время. Не было никакого сожаления и сопротивления, это казалось для меня естественным процессом, как листья деревьев осенью опадают на землю при легком дуновении ветра. Я не чувствовал, что покидаю мир, отказываюсь или бегу от чего-то, я понял, что оставляю в стороне все ненужное, что не способствовало понять и почувствовать правду, словно моряк, который видит, что его плот тонет, и ему ничего не остается, как сбросить лишний груз в океан, чтобы достичь дальнего берега.

Ты помнишь свой первый день в монастыре и первые впечатления?

Я помню дни до моего отъезда в Мьянму, где я собирался встретиться с Преподобным Боддипаньо, одним из монахов. Я продавал и раздавал свои вещи, готовил то, что возьму с собой в монастырь. Размышлял о том, что за все эти годы, путешествуя по многим местам, мне приходилось собирать чемодан бесчисленное количество раз, однако, это было другое путешествие, которое могло изменить мою жизнь навсегда. Помню, как раздевался, оставив позади свои одежды, и впервые надел традиционную робу монахов. Мое сердце было мягким и возбужденным, как у ребенка, который, наконец, прибыл домой. Мой первый день в сообществе монахов был обычным, я чувствовал себя так, как будто я вновь оказался на курсе медитации, так как распорядок дня оказался схож, но лишь добавилась одна из обязанностей, которую должны выполнять новички помимо практики и учебы – посещать монахов, служить им и помогать во всем.

32191795_10155820608479234_6645505525897232384_n.pngКаковы правила для монахов? Существуют ли наказания за непослушание?

Когда человек становится монахом, все его обеты сводятся к трем вещам, которые называются «Буддийская Триада», и это становится самым ценным в мире: Будда – учитель и первооткрыватель Дхармы; Дхарма – закон природы, учение Будды об истине; Санга – сообщество тех, кто осознал учение и воплотил его в своей жизни. Когда монах начинает свое обучение, он должен соблюдать правила, идеалы и стандарты поведения, что на языке Пали называется «Виная». Будда сформулировал для своих последователей 227 правил, которые делятся на основные и второстепенные, а последствия их нарушения варьируются в зависимости от тяжести. Например, первые четыре называются Параякой и означают, что бхикху (монах), который нарушает любое из этих четырех правил, больше не принадлежит сообществу и автоматически исключается из него. В первом говорится, что нельзя иметь половые сношения, в том числе с животными, без предварительного отказа от обучения и раскрытия своей слабости. Во втором, о том, что нельзя красть и брать чужое. В третьем, нельзя убивать человека или сподвигать его к смерти. И в четвертом – нельзя заявлять о себе и о сверхчеловеческом достижении, передавая ложное знание.

Могут ли буддийские монахи иметь семью и детей?

Нет. Когда буддийские монахи или монахини принимают монашескую жизнь, они практикуют безбрачие. Если они были женаты и имели детей раньше, они больше не будут жить вместе. Тем не менее, они все еще могут встречаться и проводить время друг с другом, не имея интимных отношений, что имели раньше.

Какова основная цель пребывания в монастыре для тебя и остальных монахов?

Для нас это возможность тренироваться в благородных поисках Ниббаны. Монах изучает тексты дискурсов Будды – Сутты, а также правила обучения – Виная, и практикует медитацию для развития эмпирического аспекта Дхармы. Монастырь – это место, где не только монахи, но и миряне имеют возможность практиковать и развиваться в учении Будды. У мирян есть возможность практиковать благотворительность, поддерживать Сангу, которая живет на пожертвования. Монах не работает и не получает плату за свое религиозное служение, он живет полностью на пожертвования мирян. Ему предоставляется все необходимое: одежда, пища, жилище, лекарства и любая другая простая материальная поддержка.

Когда человек становится буддийским монахом – это навсегда или он может вернуться через некоторое время к прежней жизни?

Для монаха не существует препятствий, если он хочет вернуться к прежней жизни. Ему необходимо заявить в присутствии свидетеля о том, что он отказывается от обучения. Например, в Таиланде люди лишь в течение короткого срока живут монахами, а затем возвращаются. Это очень личное решение. Кто-то может принять его легко, а кто-то будет видеть в учении Будды средство и лекарство от страдания и продолжит свои поиски, оставаясь в монастыре.

Будучи монахом, ты продолжаешь много путешествовать, расскажи, с какой целью?

С тех пор как я стал монахом, у меня была возможность посетить монастыри в разных странах мира, принадлежащих к различным традициям и методам медитации. Моей основной целью было научиться чему-то новому и использовать эти знания в своей практике. Каждый раз, когда я оставался в одном месте надолго, я создавал для себя некую зону комфорта. И я заметил, что это побудило мой ум развивать особые привычки и тенденции, которые способствовали росту сильных предпочтений в отношении приятных ситуаций и избегания неприятных. Смена мест, слияние нескольких культур и обычаев не всегда проживаются в комфорте, это требует больше энергии, терпимости и принятия. Поэтому я использую эти ситуации для собственного роста.

Что отличает тебя, как буддийского монаха от преподавателя английского языка, коим ты был раньше?

Когда я начал преподавать английский язык в Китае, мне казалось, что я действительно служу людям. Это было вполне естественным делом. Некоторые могут сказать, что это просто работа, однако, у меня было ощущение, что я делился чем-то большим со своими студентами. Став буддийским монахом, я также взаимодействую с мирянами всех возрастов и имею возможность делиться с ними учением Будды. Тем не менее, различие заключается в том, что, когда я преподавал английский, я помогал людям изучать вещи, которые даже сегодня все еще ограничены, непостоянны, подвержены изменениям, и инструменты, которые, в конечном счете, приводят к неудовлетворенности. Тем не менее, цель обмена Дхаммой намного больше, и она помогает людям освобождать сердца и умы от невежества. Позволяет преодолевать физические и умственные препятствия. Эта истина показывает людям, как разрушить зависимость, существующую в сознании от внешних объектов или ситуаций.

Ты достиг состояния безусловной любви?

В наши дни термин «безусловная любовь» стал очень модным. Однако действительно ли мы понимаем, что это? Каждый день солнце поднимается на востоке, и светит во всех направлениях, достигая своим светом всех частей мира и всех его обитателей. Оно не проводит различия между хорошими или плохими людьми, расами, культурами, странами или религиями. Солнце не выбирает, не судит, не сравнивает или не анализирует, кто достоин его света, оно просто дает. Практикуя, я понимаю и развиваю то, что называется безусловной любовью.