Как Дост. Балангода Анандамайтрея дружил с Анагарикой Дхармапалой

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

Кто такой Анагарика Дхармапала?

Анагарика Дхармапала (17 сентября 1864, Коломбо, Цейлон — 29 апреля 1933) — общественный и религиозный деятель Шри-Ланки, писатель. Национальный герой Шри-Ланки.

Дхармапала был пионером в возрождении буддизма в Индии и первым современным буддистом, проповедовавшим Дхарму на трёх континентах: Азии, Северной Америке и Европе. Вместе с Генри Стилом Олкоттом и Еленой Блаватской, создателями Теософского общества, он был главным реформатором и деятелем возрождения цейлонского буддизма и очень важной фигурой в распространении буддизма на Западе. Дхармапала является одним из самых почитаемых буддистами людей XX века, на родине почитается как национальный герой в борьбе за независимость и возрождение традиций. В 20 лет Дхармапал принял обет безбрачия и поселился в резиденции Теософского общества, с руководителем которого полковником Олкоттом путешествовал в качестве переводчика. Встречался с Е. П. Блаватской.

Как дост. Анандамайтрея и Анангарика Дхармапала препятствовали христианизации ланкийцев

Наше знакомство с Анагарикой Дхармапалой состоялось, когда я был совсем молод. Мне было лет восемнадцать, я учился в Булатхагаме, в монастыре Удумулла (Балангода), и как-то раз написал ему письмо. Читая газету «Сингала Бауддхая», которую выписывал наш монастырь, я стал подумывать о распространении Дхармы за границей. Такое желание возникало у меня и раньше, но статьи в газете усилили его.

В 1919 году я перебрался в колледж «Ананда», а Анагарика Дхармапала вернулся на Шри-Ланку после долгих лет за границей. Я отправился к нему в гости. Он жил в маленьком доме, неподалеку от того места, где сейчас находится центр «Махабодхи». Почти каждые выходные он приходил в колледж «Ананда» и мы беседовали. Обычно он навещал меня по утрам. Между нами завязалась крепкая дружба. В один из таких дней он сказал мне: «Группа из десяти христианских миссионеров начала деятельность в Канди. Давай поедем туда и прогоним их». Я ответил: «Давай. Я начну собираться». «Да, надо подготовиться. Мы поедем вдвоем», — сказал он. В то время я писал газетные статьи, в которых вел полемику с христианами, поэтому его идея пришлась мне по душе.

У него была большая машина, похожая на грузовик. Он называл её «Собана малигава» («Прекрасный дворец»). В ней можно было есть, спать и так далее. Мы отправились в путь на этом автомобиле. Анагарика Дхармапала остановился на ночлег в школе, где готовили биккху, которую сам и основал, а я сказал, что буду жить в Малигадаршанарамае. В то время маханаякой ордена Малватте был Амбанвелла наяка теро. Мы с ним были хорошими друзьями. Он пригласил меня остановиться у него. Кажется, это был август, потому что колледж «Ананда» был закрыт на каникулы. На следующий день я встретился с Анагарикой Дхармапалой. Он получил у полиции разрешение на то, чтобы я выступил на уличном собрании, и подписался в качестве моего поручителя. В то время для того, чтобы просто поговорить с людьми на улице, нужно было получить разрешение. Мы узнали, где эти священники устраивали собрание тем вечером. Мы подъехали и увидели группу людей. Эти священники, скорее всего, были европейцами: англичанами или кем-то в этом роде, потому что их речь переводили с английского на сингальский. Мы остановили машину в их поле зрения. Передняя часть нашего автомобиля была оборудована платформой. Анагарика Дхармапала встал на неё. Люди, внимавшие священникам, увидели его и бросились к нашей машине. Он произнес короткую речь и попросил меня прочесть лекцию. Я выступил с критикой христианства.

Священники были вынуждены отправиться в другое место, потому что их никто не слушал. Я закончил небольшую речь, и мы отправились на их поиски. Снова мы увидели толпу внимавших им людей. Мы остановились неподалеку и начали свою лекцию, как в прошлый раз. Люди бросились к нам. До самого вечера мы переезжали с места на место вслед за священниками. Так продолжалось два или три дня. Они оставили свои попытки и уехали. Так бесславно закончилась их миссионерская деятельность.

История о силе медитации дружелюбия (Metta bhavana)

В то время главным инспектором Шри-Ланки был яростный противник Дхармапалы. Когда он был на Шри-Ланке, Дхармапала постоянно критиковал его друзей: инспектор был сыном христианского священника. Анагарика Дхармапала всегда критиковал христианских священников. Этот главный инспектор Шри-Ланки, подстрекаемый христианскими епископами, послал телеграмму главному инспектору Калькутты с требованием немедленно арестовать Анагарику Дхармапалу и выслать его обратно на Шри-Ланку. В то время было введено военное положение. Людей расстреливали без суда и следствия. Многих убили. Хотели убить и Анагарику Дхармапалу.

И вот главный инспектор Шри-Ланки послал телеграмму своему коллеге в Калькутте и попросил, чтобы тот арестовал Дхармапалу и выслал его на Шри-Ланку. Это сообщение пришло вечером. Главный инспектор позвонил Анагарике Дхармпале и сказал: «Господин Дхармапала, правительство Шри-Ланки требует арестовать вас и выслать на Шри-Ланку. Я зайду к вам завтра утром. Не покидайте свой дом. Я приеду к семи утра». Получив это известие, Анагарика Дхармапала нисколько не сомневался, что, окажись он на Шри-Ланке, его тут же застрелят. Он принялся обдумывать выход из этого затруднительного положения. Внезапно его озарило, что единственный способ — расширение безграничной любви. Так что он незамедлительно попросил своего слугу раздобыть фотографию старшего полицейского инспектора. Практика началась около девяти вечера. Он поместил фотографию на столе, сел напротив нее, представил инспектора и начал излучать по отношению к нему чувство безграничной любви, повторяя в душе: «Господин инспектор, будьте счастливы! Господин инспектор, будьте счастливы!» Таким образом, он сосредоточенно практиковал всю ночь до самого утра, не отвлекаясь ни на что другое. Рано утром прибыл старший полицейский инспектор Калькутты с намерением арестовать и депортировать Анагарику Дхармапалу, однако изменил свои планы, лишь увидев его.

Инспектор сказал: «Я чувствую какие-то удивительные перемены, произошедшие во мне. Я приехал, чтобы арестовать и депортировать вас на родину. Но когда я увидел вас, меня охватило такое теплое чувство, словно вы мой отец. Я не могу так поступить с вами. Давайте сделаем так — я помещу вас под домашний арест под мою ответственность, пока все не уляжется».

И инспектор послал ответ на Шри-Ланку, в котором заверил тамошнюю полицию, что затребованное лицо будет оставаться под домашним арестом под его личную ответственность. Так Анагарика Дхармапала избежал депортации и, вероятно, расправы.