Шаги по Пути
Пхра Ачан Тхейт Десаранси (Пхра Раджаниродхаранси)

 

источник — тхеравада.рф
перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль

 

Предисловие

Маленькая книга, которую вы сейчас держите в руках, выросла из веры и убежденности западного человека еврейского происхождения по имени доктор Филипп, который приехал изучать буддизм в Таиланд в 1963 году, когда жил на острове Пхукет. Он практиковал медитацию со мной в течение полных шести месяцев и, казалось, развил не только спокойствие ума, но и большое понимание ценности Буддизма. Прежде чем вернуться на Гавайи, он попросил меня сделать несколько коротких простых записей, чтобы он взял их с собой и продолжил практиковать. Впоследствии я узнал, что он напечатал их за границей в периодическом издании, название которого сейчас ускользает от моего внимания.

Мне пришло в голову, что эта небольшая книга может быть полезна тем, кто интересуется практикой медитации, так как она маленькая, компактна и быстро читается, не напрягая мозг. Поэтому я отредактировал ее, отшлифовав стиль и добавив больше пунктов, чтобы сделать книгу более полной и подходящей для руководства по практике медитации, показывая ее ценность, метод практики, как медитировать правильно, как не стоит практиковать и более подробно, как исправить те вещи, которые должны быть исправлены. Я надеюсь, что эта небольшая книга будет полезна тем, кто заинтересован в этих вопросах.

Если что-то написанное здесь отклоняется от истины, я прошу возложить всю ответственность за это на меня одного, поскольку мне все еще не хватает опыта в плане образования, практики, навыков письма и знаний во многих областях. Если знающие люди столкнутся с этой книгой, я был бы очень благодарен, если бы они исправили найденные в ней ошибки и просветили меня.

1.
Основной принцип учения Будды состоит в том, что ум и тело работают вместе, но тело находится под контролем ума. Ум — это то, что приказывает телу делать ту или иную деятельность, но когда тело изнашивается, ум также неизбежно подвергается некоторым трудностям. Он не находится под контролем нервной системы, хотя мозг и можно рассматривать в виде центрального офиса. Когда тело умирает, распадаясь в соответствии с природой составляющих его элементов, ум — если в нем еще присутствуют условия неосознанности, жажды, привязанности и каммы — должен будет вновь переродиться в том или ином плане существования и продолжить переживать страдания и стресс.

2.
Чтобы покончить с неосознанностью, жаждой, привязанностью и каммой, которые являются главными зачинщиками всех наших бед, мы должны прежде всего практиковать отречение от злых поступков и слов, соблюдая принципы нравственности, соответствующие нашему положению в жизни. Другими словами, миряне должны соблюдать пять заповедей и, периодически, восемь; послушники должны соблюдать десять или двадцать заповедей, а монахи, все 227 заповедей монашеского кодекса вместе с принципами чистого существования, сдерживания чувств и правильного использования необходимых условий для жизни, сформулированных Буддой.

До тех пор, пока ваши предписания не чисты, ваш ум еще не готов к другим тренировкам. Даже если он будет обучен им, это обучение не приведет к вашему прогрессу и развитию в Дхамме, поскольку его основы еще недостаточно прочны, чтобы продвигаться по Благородному Пути. Мы можем сказать, что он еще не достиг прибежища Тройной Драгоценности (Ти-ратаны). Истинный Буддист должен прежде всего твердо должен утвердиться в Трех Драгоценностях и принципах морали.

Благородный Восьмеричный Путь и три учения, лежащие в основе буддизма — избегание всякого зла, совершенство мастерства и очищение сердца — должны быть установлены прежде всего на принципах нравственности. Вот почему в Учении Будды нравственность является началом духовной жизни.

Следующим шагом является тренировка ума для развития концентрации (Самадхи) и медитативного поглощения (Джхана) посредством практики медитации спокойствия. Как только ум станет искусным в поддержании устойчивого сосредоточения, мы сможем начать развивать ясность Прозрения (Випассану), основанного на понимании трех характеристик всего в этом мире — непостоянства, страдания и отсутствие

сущности. Оно приведет нас к чистоте знания и видения вещей такими, какие они есть на самом деле и таким образом освободит от всего пагубного и оскверняющего.

3.
Для Буддизма истинная цель развития концентрации и поглощения состоит в том, чтобы собрать свои умственные энергии в одной точке и сделать их устойчивыми и сильными. Это формирует основу для знания и различения, способного получить истинное понимание всех условий природы и устранить все, что вредно и оскверняет сердце. Таким образом, спокойствие ума развивается не для внешних целей, таких как различные области науки, но вместо этого оно предназначено специально для очищения сердца от таких загрязнений, как пять помех (ниварана). Но когда вы развиваете эту способность ума до совершенства, вы можете использовать его любым способом, который вам нравится, до тех пор, пока это использование не вредит вам или другим существам.

4.
В тренировке ума — а это ментальное явление — материальные объекты, такие как цепи и поводки абсолютно бесполезны. Для этого ваш ум должен быть обучен, при помощи тренировки. Все начинается с прослушивания объяснений тех, кто уже квалифицирован в этом знании, а затем решив практиковать в соответствии с этими объяснениями, основывая свои первоначальные усилия на чувстве доверия и убежденности, если ваши собственные независимые исследования причины и следствия не увенчались успехом.

 По большому счету, люди, которые начинают исследовать причины и следствия самостоятельно, не могут достичь желанной цели, потому что им не хватает правильного подхода. Они упускают истинный Путь, зачастую склоняясь вместо этого к предвзятости в пользу своих собственных мнений. Развив чувство доверия к человеку, преподающему обучение, и практикам, которым обучается, пока ум не станет твердым и непоколебимым, практик затем начать исследовать и выяснять вещи в соответствии с тем, как они есть на самом деле — это то, что даст ему удовлетворяющие результаты.

Это связано с тем, что любое начальное исследование причины и следствия обычно заключается в том, чтобы смотреть на вещи извне, руководствуясь внешними влияниями, то есть «Этот человек говорит это… Этот человек говорит так…» Но исследовать причины и следствия необходимо исключительно в пределах тела, то есть «из чего состоит мое тело? Как происходит, что его части могут хорошо выполнять свои функции? Для чего его нужно использовать? Что заставляет его работать? Его судьба — развиваться или деградировать? Мое ли оно?» … и затем, переходя к феномену ума: «Возникают ли жадность, гнев, заблуждение, любовь, ненависть и так далее в теле или в уме? Откуда они берутся? Когда они возникают? Они приятны или вызывают страданияТаким образом рассуждать, исследуя феномены внутри себя само по себе является тренировкой ума.

Но если ваше спокойствие ума еще недостаточно сильно, не стоит рассуждать в соответствии с книгами, которые вы, возможно, читали или тем, что вы, возможно, слышали от других людей, потому что даже если вы все обдумаете, это не приведет вас к Истине. Другими словами, это не приведет вас к состоянию отрешенности и непривязанности. Поэтому вместо этого исследуйте внутренние объекты и состояния в соответствии с причинами и следствиями, которые на самом деле возникают в уме в настоящем.

5.
Ум, исследующий объекты на основе своих личных суждений, будет стремиться сосредоточиться исключительно на одном месте одного объекта. Это называется однонаправленной концентрацией — сбором энергии ума, для того чтобы тот начал обладать силой, способной искоренять привязанности (ошибочные предположения) и очищать сознание, так чтобы оно стало ярким и ясным. В качестве самого простого его результата, вы переживете покой (чувство благополучия тела и ума) и, возможно, определенного рода знание. Знание странное и поразительное, так как оно возникает не из фантазий ума, а по причине Истины, действующей на вас в настоящем так, как до этого никогда не происходило раньше. Даже если это знание связанно с тем о чем вы, возможно, раньше подозревали, теперь оно — ваше собственное, делающее ваш ум ярким. Отгоняющее все сомнения и неуверенность в вопросах, которые, возможно, раньше занимали ваши мысли. Теперь же вы сможете сказать себе с чувством глубокого удовлетворения и облегчения: «Так вот оно как!»

Однако те, чья чувствительность притуплена, не будут убеждены и восхищены своим знанием, пока кто-то другой не подтвердит его или они не увидят, что Учение Будды в книгах, подтверждает то, что они узнали. Последователи Будды бывают разные.

Подобный тип знания (независимо от того, насколько оно будет глубоко и обширно) не будет давить на вас. Напротив — это форма спокойного, истинного благополучия, которая значительно вас освежит. В то же время, она улучшит ваш ум и манеры так, что они будут сильно вдохновлять окружающих. Все, что вы говорите или делаете, вы будете делать осознанно, без малейших промахов. Как только подобное начнет происходить с вами, вы должны стараться сохранять эти качества, не став небрежным или самодовольным.

Все это частные случаи, которые могут и не возникнуть у каждого отдельного практика. Но в любом случае, когда вы тренируете ум, как уже описано выше, даже если вы не достигнете конечного результата, вы все равно переживете поразительное чувство покоя и благополучия прямо пропорциональное уровню вашей индивидуальной практики. Затем вы должны будете стараться сохранять это психическое состояние. Не позволяйте чувствам жадности или желания, разочарования или уныния возникать в уме. Сохраняйте его нейтральным и продолжайте практиковать, так как я объяснял в самом начале: с чувством доверия и убежденности. Будьте внимательны, осознанны и наблюдательны на каждом этапе своей практики, и тогда вы встретитесь с теми результатами, на которые рассчитываете.

6.
Если тренировка ума в соответствии с пунктами 4 и 5 не дает результатов, тогда соберите все свое осознание и твердо сосредоточьте его на одном объекте или ментальном образе. Например, сосредоточьтесь на каком-то аспекте тела (костях или одном из его внутренних органов) чтобы увидеть его непривлекательную природу. Или же вы можете просто сфокусировать ум на самом процессе осознавания — ибо он это нечто такое, что нельзя увидеть физически. Если он не сфокусирован на чем то одном, вы не сможете понять, осознан ли он вообще. Ум подобен ветру: если ветер ни с чем не соприкасается, вы не будете знать, есть он или нет.

Это же относится и к уму. Если у начинающего практика не будет объекта для ума — он или она не сможет действительно поймать его. Но, пожалуйста, не выбирайте ничего внешнего в качестве объекта. Сделайте свою целью (то есть фокусом) один из аспектов тела, как уже упоминалось выше. И когда вы начнете фокусироваться, сосредоточьтесь на одном объекте, который кажется вам наиболее правильным. Не будьте жадными, сначала сконцентрировавшись на одном, а затем на другом.

Сосредоточившись, исследуйте свой объект в соответствии с принципами Основ внимательности (Сатипаттхана). Другими словами, разбирайтесь в различных аспектах тела, пока не увидите: «Это не я. Это не мое

Существует два способа проведения целенаправленного исследования, побуждающего к этому осознанию:

а) Когда вы сосредоточены исключительно на цели, не думайте о том, что это за цель и кто на ней фокусируется. Пусть будет просто осознанность и акт сосредоточения. Не позволяйте никакого наименования или маркировки. В этом процессе в уме присутствует лишь одно ощущение, заставляющее вас чувствовать, что вы придерживаетесь цели, но не думающее о том какова она.
б) Когда вы сосредоточены исключительно на цели, но в то же время удерживаете у себя в сознании понимание, что «Это цель ума. Это исследование ума. Это внимательность, то есть акт памятования, имеющий своей целью удерживание объекта в уме. Это — различение, видящее суть рассматриваемого объекта.»

Оба метода работают, хотя метод (а) подходит для начинающих и тех, чья чувствительность еще не достаточно развита, в то время как метод (б) больше подходит для тех, кто чувствителен и опытен. Однако оба метода, если вы усердно их практикуете, приводят к одним и тем же результатам, а именно к концентрации и различению.