Что означает — Медитация
Ачария Буддхараккхита

перевод — Леша Тэль
редакция — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Медитация в современной жизни

Характерной чертой современного мира является «глобализация» с её конечным продуктом массовой истерией, промыванием мозгов, стандартизацией и атрофированностью индивидуальности. Так простой человек постепенно дегуманизируется из-за чрезмерного внимания к материальному развитию становиться простым винтиком сложной машины. Мания специализированности привела к тому, что человек знает слишком много в какой-то одной небольшой области. Единообразие привело к стереотипному мышлению. Сейчас уже стала возникать не только стандартизация рыночных продуктов, но и образа жизни людей. Результатом этого является потеря индивидуального самовыражения. Человек лишается своей целостности в стремлении быть частью социума. Конвеерные социальные механизмы вторглись в жизнь и дегуманизировали её. Однако настоящая трагедия жизни современного человека заключается в утрате её основополагающих ценностей. Нравственность,внутренний ритм, ведущий к раскрытию высшего потенциала в человеке, стал её первой жертвой. Под тиранией желания достижения быстрых результатов, самые благородные побуждения заменяются состоянием ума, которое постоянно измеряет и вычисляет всё в поисках наибольшей для себя выгоды — то есть растущей коммерциализацией сознания. Так, даже небольшой подарок сейчас должен совершатся с как можно большей оглаской и должен служить рекламой. В таких условиях безрадостного меркантилизма единственная надежда может быть найдена в развитии ума и потенциале, который он в себе несет. Образование, этот облагораживающий сознание инструмент, стало тем, что можно купить и продавать только для достижения выгоды. Это уже не лестница, ведущая к плодам щедрого дерева; фактически, сами эти плоды уже несут в себе горечь. Человек стал разумным, но в результате утратил мудрость. Он приобрел огромную силу, но не имеет мудрости, чтобы использовать её правильно. Он овладел чудесами живой природы, но не умет их гармонично использовать.

Всё это приводится мною не для того, чтобы нарисовать в вашем уме мрачную картину, но для того, чтобы открыть вам истинную суть того что происходит в современном мире. Технический прогресс с его следствием — материальным процветанием — не обязательно приводит к благим изменениям в культуре и личности человека. Это ясно видно из конфликтов и пороков ярко проявляющихся в технологически развитых обществах. И это не первая ситуация, когда мир сталкивается с подобной проблемой. Парапсихологические исследования и сверхъестественное знание ясновидения открыли нам информацию о подобных бедах в прошлом и их последствиях. Упоминания о технологически развитой цивилизации Атлантиды когда-то расположенной на участке суши, соединяющем Африку с Америкой, нынче погруженном в Атлантический океан, теперь воспринимаются всерьез даже самыми скептически настроенными научными исследователями, особенно с учетом последних достижений в области космической техники. Эти факты доказывают, что чисто материалистическое развитие и его следствие (погрязшая в удовольствиях цивилизация) ведут к саморазрушению, цитируя Будду, подобно куску железа, который съедается ржавчиной, возникающей на нем. Будда использует два слова, имеющих огромное психологическое значение и потому очень важных в современном контексте одностороннего развития. Их «видение» и «проницательность». Проницательное видение — это мудрость. Это мост, который соединяет наше существование с реальностью. Проницательность означает мудрость, то пронзительное знание, которое видит сквозь обычную реальность и «видит больше», чем воспринимают другие люди. Это качество также является способностью различать правильное и неправильное, истинное и ложное, хорошее и плохое и придерживаться правильного, истинного и хорошего, растворяя противоположное. Когда человек видит глубокую реальность, он становится хозяином положения и перестает быть его пленником. Общество людей существует с довольно поверхностным взглядом на жизнь и постоянно увлечено внешними видом, блеском отвлекающего от постоянного внутреннего беспокойства, вызванного скоростью, шумом, искусственностью и механизацией современного существования. В политическом, экономическом и моральном хаосе, в котором пребывает современное общество искусство «видеть глубже» становиться абсолютно необходимым. Оно необходимо для того, чтобы обнаружить глупость попыток построить новый мир из гнилых материалов старого. Отсюда и возникает архиважное значение медитации в современной жизни. Потому что именно она даст человеку ту мудрость, которая сделает всю его деятельность целенаправленной и даст направление всем его научным и техническим исканиям.

Что такое медитация? Это слово используется для обозначения такого разнообразия, часто противоречащих друг другу видов деятельности, что всем нам очень важно понять его точное значение и постоянно соотносить его с собственным опытом. Ибо медитация по существу является практическим опытом, а не интеллектуальной концепцией. Будда использовал несколько терминов, чтобы точно определить его: бхава умственное развитие или культура ума; читта вишуддхи очищение ума; саматха спокойствие или успокоение ума; экаггата концентрация ума и умственных способностей; и самадхи объединение разрозненных качеств ума, которые раскрывают глубокий потенциал человека.

Развитие бхавы или культуры ума лучше всего можно проиллюстрировать аналогией с участком земли. Участок земли, который остается неосвоенным или необработанным, не только бесполезен и не приносит выгоды, но и потенциально опасен из-за самостоятельно возникающих на нем сорняков и различных опасных животных и насекомых поселяющихся в них. Точно так же неразвитый ум не только непродуктивен с точки зрения духовного развития, но и положительно опасен для общества, потому что питает своих внутренних рептилий и скорпионов жадности, ненависти и заблуждений. Бхава происходит от слова «бху», что означает «становиться». Посредством медитации человек запускает созидательный процесс единения с реальностью или истиной. Так его жизнь становится постоянным становлением, но становлением, которое всё больше и больше ведет к освобождению от кармы.

Аналогия с бассейном прекрасно описывает читта-вишуддхи. Если есть водоем, мутный и потревоженный страстью, эго, ненавистью и т. д. , то самопознание человека не только будет искажено, но оно так же не сможет ничего по-настоящему узнать об объективном внешнем мире. Благодаря медитации, очищая свой ум, практик не только обретает самопознание, но и постигает суть явлений окружающего его мира.

Медитация саматхи — это действие по «умиротворению» или успокоению ума. Когда человек регулярно медитирует, он взращивает внутреннее спокойствие и тишину, посредством которых его восприятие себя и окружающего мира кардинально изменяются различение становится всё более и более ясным, а жизнь превращается в настоящее приключение, потому что в уме появляется способность оставаться непоколебимым и непроницаемым для всех сложностей повседневной жизни. Так он может оставаться уравновешенным при любых обстоятельствах, будь то потеря или обретение, осуждение или похвала, счастье или несчастье, что означает достижение контроля своего ума. Здесь очень уместна аналогия этого состояния с водоразделом. Построив стену для накатывающегося шторма, которая гасит бурные и тревожные волны и практик делает свою гавань спокойной и недостижимой для них. Точно так же, когда посредством медитации человек создает внутри себя водораздел, он становится способен поддерживать внутреннее равновесие при любых обстоятельствах. И может ли что-нибудь быть более полезным в этом мире полном смятения?

Экаггата. Существует разница между интеллектуальной концентрацией и медитативной концентрацией. В то время как интеллектуальная концентрация может быть частичной, медитативная концентрация тотальна и всеобъемлюща. История Ньютона является весьма показательным примером этого. Исаак Ньютон часто был забывчивым и рассеянным постоянно пребывая в напряженном интеллектуальном поиске. Например, когда однажды утром хозяйка дома дала ему два яйца, чтобы он как обычно сварил их себе на завтрак, он по рассеянности вместо них сварил свои часы! В медитативной концентрации такого просто не может быть. В этом состоянии ум полностью пробужден и настолько интегрирован, что становится мощным инструментом, ведущим к внемирским состояниям. Концентрация — это сила, а медитативная концентрация — это совершенная сила.

Самадхи, или поглощение, относится к состоянию объединения всех различных способностей ума. Переводящееся так же как «слияние», оно знаменательно тем, что объясняет процесс концентрации, как создание абсолютно новой сущности из неорганизованных и разделенных частей. Медитация переносит человека в новое измерение, которое раскрывает весь дремлющий потенциал ума, приводя к его к глубочайшей самотрансформации. Медитация — это, по существу, метод самосовершенствования, ведущий к саморазвитию, и поэтому она имеет огромные практические преимущества в нашей повседневной жизни. Это саморазвитие приводит к уникальному прорыву, а именно, проходя сквозь привычное поверхностное интеллектуализирование ума, оно открывает ум свету мудрости, приток которого приводит к изменениям личности.

 

Медитация и управление сознанием


Роль медитации в побуждении полного развития личности: интеллектуального, этического и духовного — была прекрасно выражена в знаменитом во всем мире классическом произведении Дхаммапады, в следующими словами:
«Йога ве джайати бхури, Айога бхури санкхайо. Эвам дведхапатхам ньятва Бхавайа вибхавайа ча Татхаттанам нивесеййа Йатха бхури паваддхати.»
Качество интуиции, которое освобождает человека от всех уз, активизируется только тогда, когда ум прикован к медитации. Это качество остается неактивным и даже полностью растворяется, когда ум не развивается за счет медитации.

Есть только два пути: прогресс и вырождение. После ясного осознания этого, пусть человек так посвятит себя саморазвитию, чтобы его интуитивная мудрость могла развиться. Это замечательное утверждение Будды ясно говорит о том, что в духовных вопросах нет третьего пути, нет нейтралитета или «отдыха на заваленке». Вы либо энергично развиваетесь, либо деградируете. Нефиксированная позиция, подобная позиции секуляриста несостоятельна и негативна. Точно так же, как бесплодие и неразвитость почвы означают её непродуктивность, так и личность, не развивающая старательность, не сможет обрести положительных духовных результатов. Поскольку медитация активизирует потенциальную силу человека, она объяснялась Буддой как квинтэссенция его Учения. Наш Учитель использует живописную аналогию превращения куска бесплодной земли в зеленый сад, чтобы описать, что происходит с умом медитирующего человека.

Развитие медитации — это развитие ума. Здесь я использую слово «культура» в том смысле, в каком оно используется в сельском хозяйстве, то есть культивирование ума и развивитие его возможностей до вершин трансцендентального совершенства. Контроль сознания здесь составляет неотъемлемую часть медитативного процесса, подобно тому как различные действия по контролю растений составляют науку о сельском хозяйстве. «Ум — говорил Будда — подобен полю: если его не обрабатывать, оно остается засушливым, непродуктивным и в течение всего года приносит лишь сорняки, вызывающие бесплодие почвы, делающие его опасным из-за существ поселяющихся там.» Аналогичная ситуация возникает и в уме. Если он не развивается, то он не только не дает благотворные результаты, но и порождает умственные сорняки в форме неправильных и пагубных мыслей. Жадность, ненависть и заблуждение делают ум опасным. С другой стороны, когда посредством систематического совершенствования вы развиваете свой ум, в нём раскрываются различные внутренние силы. И ментальное развитие — это не сессии длиною в один или два часа формальной практики, но процесс развития, который постоянно должен поддерживаться в течение всего времени. На практике же медитация сводится к упражнениям для ума при помощи различных созерцательных техник. Точно так же, как под физической культурой подразумевается упражнение тела различными способами, так и под развитием ума подразумевается большое разнообразие методов, посредством которых наш ум упражняется в развитии качеств внимательности, концентрации и проницательности. Подобно тому, как через физическую культуру человек развивает силу, преодолевает слабость, укрепляет свою личность и здоровье, так и через ментальную культуру он преодолевает различные умственные ограничения и слабости, укрепляя в нем положительные качества противостоящие злу и искушениям, добавляя вес к качествам своих духовных совершенств, которые в конечном счете приведут к освобождению от всех мирских привязанностей.

Следует подчеркнуть, что контроль ума не означает какого-либо подавления или продавливания естественных побуждений ума. По сути, это процесс самопревосхождения. В действительности, если мы не имеем определенной степени контроля над своим умом, наша жизнь станет чрезвычайно сложной. Отсюда недвусмысленные слова просветленного: «Монахи, я не знаю ни одной другой вещи, столь же неуправляемой, как необузданный своим хозяином ум. Необузданный ум — действительно не поддается контролю.» «Монахи, я не знаю ни одной другой вещи, столь управляемой, как обузданный ум. Обузданный ум — действительно весьма легко управляем.» «Монахи, я не знаю ни одной другой вещи, которая приводила бы к таким потерям, как собственный неконтролируемый ум. Необузданный ум во истину приводит своего хозяина к большим потерям.»
«Монахи, я не знаю ни одной другой вещи, которая приводила бы к таким страданиям, как собственный неконтролируемый ум. Необузданный ум во истину приводит своего хозяина к большим страданиям.» «Монахи, я не знаю ни одной другой вещи, которая приносила такое счастье своему хозяину, как собственный обузданный, контролируемый, охраняемый и сдерживаемый ум. Подобный ум действительно приносит великое блаженство.»

Постепенное, а не внезапное саморазвитие является результатом не столько интеллектуального усилия, сколько перерождения всей личности мировоззрения и отношения, эмоций и воли, всего образа жизни. Но это полное изменение не происходит, да и не может произойти внезапно. Это последовательный путь и постепенное развитие. Контроль привычек тела, изменение мировоззрения, изменение структуры интеллектуальной и волевой деятельности и самоочищение, вытекающее из всего этого, обязательно должны основываться на точной и надежной методологии. Ганака Моггаллана, знаменитый математик того времени, пришел к Будде и спросил его: «Почтенный господин, в различных науках всегда есть постепенное обучение, постепенные упражнения и последовательное развитие. Возможно ли, о Благословенный Готама, разъяснить подобное же постепенное обучение и последовательное развитие в отношении Духовной жизни?» «Возможно, о ученый» — ответил Будда, «Описать совершенствование в духовной жизни путем последовательных и постепенных практик и упражнений. Как опытный дрессировщик тренирует лошадь, обучая её различным командам, так и Татхагата, искатель истины [то есть, обращаясь к самому себе в третьем лице], приняв в ученики человека для духовного укрощения, дисциплинирует его с помощью последовательных тренировок. Сначала ему говорят: «Приди, ученик, развивай привычку к нравственности при помощи предписаний очищающих нравственность, живи контролируя себя за счет добровольного принятия этих предписаний, развивай благое поведение, живи за счет «своего пастбища морали», усматривая опасность в любом компромиссе и осквернении своей нравственности и получай от этого удовольствие.» И по мере того, как этот ученик тренирует себя подобным образом, Татхагата начинает тренировать его далее, говоря: «Начни охранять своих органы чувств. Стань хозяином своих чувственных дверей. Наблюдая объект глазом, не допускай очарованности им, но пребывайте в состоянии самоконтроля. Если ты не контролируешь свои чувства, то чувственные влечения, разочарования и другие злые состояния ума будут развиваться в твоем уме. Так что продолжай контролировать и охранять свои органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, тело и ум.» Когда ученик начинает контролировать свои двери чувств, ему говорят: «Будь умеренным в еде; ты должен принимать и есть пищу, только после тщательного размышления о том, что цель питания — не развлечение или потворство своим желаниям и даже не обретение физического очарования или красоты, но просто поддержание тела в таком состоянии, чтобы оно помогало развитию духовной жизни и позволяло тебе жить пребывать в удобстве и непорочности.» Татхагата и далее тренирует ученика, говоря: «Теперь сосредоточься на развитии осознанности, укрепляя внимательность и ясное понимание. Сделай каждое свое действие — физическое, словесное и ментальное медитативным упражнением, позволяющим оставаться внимательным, бдительным в наблюдении за телом, чувствами, мыслями и всеми ментальными побуждениями, таким образом очищая свой ум от мешающих ментальных состояний.» Как только ученик обретает возможность оставаться внимательным и различающим во всем что делает, будь то ходьба или сидение, стояние или лежание, или выполнение какой-либо работы в течение всего времени бодрствования, он далее тренируется Учителем посредством практики медитации, чтобы иметь возможность обрести полный контроль над умом: «Теперь, о ученик, начинай тренировать свой ум, для того чтобы преодолеть все неправильные мысли, которые делают его неконтролируемым. Избавься от загрязнений желания и злобы и живите щедро, дружелюбно и сострадательно. Избавься от лени и расслабленности и практикуй энергично, целеустремлённо и старательно. Избавься от возбуждения и беспокойства и живи с внутренней умиротворенностью, безмятежностью и покоем. Избавься от сомнений и недоумения и живи с умом, наполненным верой и убежденностью.» Когда ученик таким образом обретает возможность контролировать свой ум, он получает дальнейшие наставления по различным техникам медитации, ведущим к более высоким ступеням самадхи, которые являются высшими состояниями сознания, рожденными в медитативной поглощенности.

Такое самадхи приводит к синтезу, полному объединению, интеграции, связыванию воедино целого ряда возвышенных состояний сознания, которые не только полностью очищают ум, сохраняя его однонаправленным и устойчивым (подобно пламени лампы в отсутствие ветра), но и вызывают то внутреннее озарение, называемое мудростью, которое позволяет уму воспринять глубинную суть реальности, изгоняя все заблуждение и глупость, неведение и самообман. С появлением этой интуитивной силы Путь, ведущий к духовному освобождению, одновременно и освещается, и проявляется. Саморазвитие подразумевает стремление к совершенству, которое было объяснено великим индийским мастером ума Буддой, как самая важная цель в жизни. Стремление к знаниям стало главной сутью нашего времени. Знание само по себе не может быть добродетелью, хотя может стать силой и часто разрушительной. Совершенство, per contra, — это та высшая добродетель и внутренний свет, которые приносят трансформацию и самоконтроль, а вместе с ними истинное счастье и благополучие. Жизнь в современном обществе — это странный парадокс. В то время как знания возросли во много раз в сравнении с прошлым, так же возросли и проблемы. Пороки современного общества, по-видимому, увеличиваются прямо пропорционально росту знаний. Сегодня человеческая база знаний просто фантастична, как фантастично и рабство в которое все глубже попадает человечество.

«Укрощенный ум приносит истинное счастье», — сказал Будда. Чтобы укротить ум, необходимо следовать предписаниям нравственности, что влечет за собой всё большее совершенствование ума, воззрений и поведения. Панча-сила, единый кодекс Будды, состоит из добровольного отказа от насилия и обмана, безнравственности и лжи, а также отказа от всех алкогольных и наркотических зависимостей. В позитивном смысле эти заповеди предполагают жизнь, отданную человечности, милосердию, чистоте, удовлетворенности и праведности. Жизнь человека, устроенная таким образом, не будет нуждаться в потреблении, богатстве и власти, потворстве чувственности, наркотиках и выпивке. Социальные последствия этих предписаний чрезвычайно важны, поскольку они не только позволяют избежать преступлений, но и создают чрезвычайно развитое общество, для которого потребность в само-совершенствовании становится жизненно необходимой дисциплиной. Сегодня человечеству, движущемуся с огромной скоростью, угрожает не только потеря контроля, но и постоянная тревога и неуверенность. Ум становится все более дезориентированным, запутанным и похожим на лодку не имеющую руля. Развитие ума, как ему обучал просветленный Будда, является панацеей для больного человечества. Вот подтверждение успешности метода тренировки ума этого великого Мастера, озвученный Дантикой, буддийской монахиней времен Будды:

Возвращаясь с полуденного отдыха на вершине Грифов,
Я видела слона, купающегося в воде,
Далее из реки вышел мужчина.
Взяв свой жезл-кнут, он велел этому огромному поднять ногу.
«Подними ногу!»
Слон повиновался и погонщик запрыгнул к нему на шею.
Я увидела укрощенную дикость,
Я увидела, ее повиновение воле погонщика; и отметила это.
Я пошла в глубь леса и там с верой
Тренировалась и отдавая приказы своему сердцу.

 

Медитация и миряне


Нередко можно услышать, как люди говорят, что медитация и семейная жизнь взаимно противоречат друг другу, поскольку первая, как предполагается, делает человека отстраненным, нечувствительным и холодным к обязательствам, в то время как вторая основана на жажде существования. Так же многие утверждают, что у домохозяина есть бесчисленные обязанности: перед самим собой, своей семьей, общиной, обществом и страной. Если медитация сделает его безразличным к ним, то как она может подходить для человека ведущего семейную жизнь? Правда ли это?

Если под медитацией подразумевается «эскапизм» то это так; а если она мотивированна «отрешенностью» — то эта мотивация совсем другая. Эскапизм — это неправильное и нездравое отношение. Это бегство от ответственности, отказ от реальности. Это побуждение, коренящаяся в заблуждении, подобно страусу прячущему голову в песок. Отрешенность же, напротив, это здоровый подход, при котором человек перерастает душевные противоречия и ограничения, преодолевая страсти и другие душевные пороки и тем самым освобождается от влечений, порождаемых ими. Если во имя медитации человек уклоняется от своих обязанностей, становясь беглецом ушедшим в стены эгоизма и тщеславия, тогда медитация, становиться маскарадом для эгоцентризма и является нежелательным эскапизмом. Но если медитация означает для практика освобождение от жадности, отвращения и заблуждений, избавление от оков страстей, ненависти и неведения, то она не только желательна, но и является единственной панацеей от всех бед, преследующих мирянина.

У мирянина есть два вида обязательств: одно – связанное с эгоизмом, другое же с альтруизмом. Первое заключается в удовлетворении собственных интересов, а второе — интересов других людей. Эгоизм не обязательно может ограничиваться самим собой, но может быть распространен на общество или страну. В сущности это эмпирические ассоциации. Под «интересом других» подразумеваются духовные требования и обязанности. Мудрый мирянин находит баланс между этими двумя обязательствами. Умение устанавливать равновесие между эмпирическими и духовными обязанностями проистекает из удивительной духовной способности, называемой интуицией. Единственная цель медитации — развить это качество. Медитация устраняет умственные напряжения и загрязнения, очищает и собирает ум, приводит к объединению всех способностей его и развивает потенциал, которым он наделен. Ум — это драгоценный рудник, и если человек знает, как использовать эту сокровищницу внутренних богатств, нет ничего, чего он не смог бы достичь. Ничто, кроме медитации, не может открыть это неисчерпаемое хранилище. Таким образом, медитация — это далеко не эскапизм, но просто движение в направлении свободы и совершенства, красоты и знания, мудрости и сострадания. Вопрос о слиянии эмпирических интересов с духовными практиками, по-видимому, занимал первостепенное место в умах наших предков, как это видно из Священного Палийского Канона.

Правитель Дигхаджану, посетив Будду, спросил: «Я, о Благословенный, мирянин. Миряне наслаждаются мирскими удовольствиями. Я веду жизнь, обремененную женой и детьми. Я использую сандаловое дерево Каси, украшаю себя гирляндами, благовониями и мазями, использую золото и серебро. Обучите Дхамме подходящей для таких как я. Обучите Дхамме которое ведет к счастью и процветанию в этой и будущей жизнях. Благословенный Будда ответил: «Четыре условия, о Дигхаджану, способствуют процветанию и счастью домохозяина в этой жизни. Каковы же они? Совершенность качеств [сампада] неустанного усилия, старательности, дружелюбия и гармоничной жизни. Далее, четыре условия, о Дигхаджану, способствуют процветанию и счастью домохозяина в его будущей жизни. Каковы же они? Совершенность качеств веры, нравственности, щедрости и мудрости. Совершенность здесь — это термин показывающий завершение действия. Он указывает на то что эти качества были были полностью развиты и являются основой для безопасности и самореализации. Они помогают не только достижению богатства, благополучия, славы и влияния в материальном и социальном смысле, но и обретение тех моральных качеств и духовных ценностей, которые способствуют самосорершенствованию на интеллектуальном и духовном уровнях. В каком бы смысле это ни понималось, их совершенство означает достижение и основу безопасности и самореализации. Две группы сампад, одна из которых связана с «здесь и сейчас», эмпирическими достижениями, а другая с «после», духовными достижениями, являются в конечном счете определенными качествами сознания, которые могут быть развиты только в уме. Поскольку медитация по сути является развитием сознания — развитие ума и означает выше упомянутое достижение.

Первая сампада неустанного усилия — это та неутомимая энергия ума, которая направлена на совершенствование во всем, чем человек занят, любого призвания или работы, любого интереса или хобби. Будда часто подчеркивал, что у последователей не должно быть никакой двойственности между так называемым светским и духовным сферами. Работа должна стать не только средством существования, но и средством духовного развития. Является ли человек клерком или бизнесменом, домохозяйкой или врачом, фермером или судьей, он или она должны превратить эту работу в инструмент для развития духовных качеств. Это может быть сделано, только когда человек горячо предан своему призванию, настолько что оно перестает быть бременем или тяжелой работой, но становиться приключением и способом, посредством которого он может упражнять свои навыки. Тот, кто так настолько предан своей работе, не может не развиваться в ней.

«Так — сказал благословенный — о, Дигхаджану, какой бы деятельностью ни зарабатывал себе на жизнь домохозяин, будь то земледелие, торговля, разведение скота, стрельба из лука, служба у царя или любое другое ремесло, он становится искусным и неутомимым. Он наделен способностью различать правильные пути и средства; он способен грамотно организовывать и искусно выполнять свои обязанности. Это называется совершенством неустанного усилия. В духовном смысле это означает прививание своему уму той жизненной силы, благодаря которой человек преодолевает все сложности и поднимается к безграничной полноте духовной свободы.

Старательность, вторая сампада, означает ту бдительную внимательность, которая позволяет человеку сохранять хорошие вещи и качества, которыми он владеет, получив в наследство как дар от рождения, либо как приобретение через личные усилия. Люди намного сильнее страдают от небрежности и недостатка осознанности, чем от отсутствия вещей. Если человек прилежен, он сохраняет то, что приобрел, и тем самым помогает не только себе, но и окружающим.

«Здесь, Дигхаджану, все богатство, которым владеет домохозяин, добытое трудом и усердием, собранное силой его рук, в поте лица, справедливо обретенное правильными средствами, — все это он тщательно оберегает, охраняя и наблюдая, чтобы правители и воры не могли это забрать, огонь сжечь, вода унести и глупые наследники потратить. Это и есть достижение старательности.» С точки зрения духовности, это та способность ума, которая дает одно «направление» к значимым целям. Это указатель на самое необходимое. Своим стремлением к цели он делает свою жизнь целеустремленной. Одна из величайших радостей жизни – встретить и общаться с мудрецом. Поэтому для любого успеха необходимо обращаться к обществу хороших людей. Когда человек связывает стеблями травы Куша какую-нибудь зловонную рыбу, стебли тоже становятся зловонными; таков результат общения с глупцом.»

Каждый человек имеет ауру. И в той мере, в какой мы подвергаемся воздействию вибраций хорошей ауры, мы становимся добрыми и благородными. В «Мангала Сутте» в рассуждении о том, что ведет к подлинным благам в жизни, Благословенный Будда провозгласил «общение с мудрецами» как первый шаг к прогрессу и процветанию. «Не иметь плохой компании, стараться общаться в компании мудрых, почитать тех, кого следует почитать, — все это ведет к высшему благополучию.» Таким образом, хорошая компания — это жизненно важное «достижение», без которого не может быть никакого удовлетворения ни сейчас, ни в будущем. «Так, о Дигхаджану, в какой бы деревне или торговом городе ни жил домохозяин, он общается, беседует, вступает в дискуссии с домохозяевами или сыновьями домохозяев, будь то молодые и высокообразованные или старые и высокообразованные, полные веры, полные добродетели, полные милосердия, полные мудрости, он должен стараться подражать вере верующих, нравственности нравственных, щедрости щедрых, мудрости мудрых. Это и называется хорошей дружбой.» В духовном смысле это означает процесс пробуждения здравых качеств ума при помощи воздействия благотворных влияний.

Вряд ли стоит подчеркивать важность четвертой сампады «гармоничность жизни», которая указывает на обретение золотой середины между скупостью и жизнью не по средствам (качества «собака на сене»). Тот, кто живет не по средствам, непременно навлечет на себя беду раньше, чем сам того ожидает. Расточительность основана либо на жажде, либо на тщеславии, либо на гордыне, либо на заблуждении. Точно так же скупое отношение является симптомом узкого ума. Это, по сути, лишение себя благ жизни, а также лишение их и других зависимых от вас людей. Благодаря уравновешенной жизни человек преодолевает эти ловушки и поддерживает состояние благополучия, которое никогда не сможет быть достигнуто каким либо другим путем. «Так, о Дигхаджану, домохозяин, знающий свои доходы и расходы, ведет гармоничную жизнь, не расточительную и не скупую, зная, что при такой жизни его доход будет превышать его расходы, но не его расходы превышают его доход. Так же, как ювелир или его ученик, удерживая весы, знает, что на столько-то они опустились вниз, на столько-то накренились вверх, домохозяин, зная свои доходы и расходы, ведет гармоничную жизнь, не расточительную и не скупую.» В терминах духовности это качество подразумевает уравновешенность и гармонию, которые помогут уму возвыситься над всеми противоположностями — приятное и неприятное, хвала и порицание, взлет и падение, знание и невежество, бедность и богатство, молодость и старость, любовь и ненависть и т. д.

Теперь мы подошли к оставшемуся набору из четырех сампад: вера, щедрость, нравственность и мудрость, которые способствуют духовному развитию. Вера — это состояние восприимчивости, которое удерживает ум открытым для высших ценностей и «впускает» в него свет истины. Вера так же сравнивается с семенем, которое прорастает в дерево, приносящее плод Освобождения. Вера — это богатство. Лучшее качество необученного человека. При помощи веры пересекается поток Самсары.


Нравственность способствует очищению и действует как ограда, защищающая нас от всех опасностей и лишений в мире, где господствуют соблазны и неведение. Она возникает из самодисциплины, добровольно взятых предписаний. Она основана на контроле поведения.

Щедрость считается сосудом, вмещающим все блага жизни. Бедность и достаток, счастье и несчастье, благополучное или неблагополучное перерождение — все это обусловлено щедростью. Таким образом, это качество возвышает человека не только ментально, но социально и экономически. В той мере, в какой человек щедр, в той мере он наслаждается благополучием здесь и сейчас и благополучием в будущем.

Мудрость же, подобна солнцу, рассеивающую всю тьму в уме. Именно при помощи мудрости человек искореняет все зло и очищает ум, превращая его в инструмент для достижения просветления. Существование считается процессом непрерывного становления (бхава), подобно колесу, движущемуся все дальше и дальше по пустыне Сансары. Человек рождается, растет и умирает только для того, чтобы возродиться и продолжить свое бесконечное путешествие, называемое жизнью. Это бессмысленное путешествие вызвано тем, что известно как карма, или волевое действие. Только благодаря мудрости кармическая энергия начинает использоваться для достижения Освобождения. Следовательно, мудрость является величайшим «достижением» для стремящегося к духовному развитию.

Энергичный и внимательный в своих делах, мудро распоряжающийся своим богатством. Он живет уравновешенной жизнью, защищая то, что накопил. Он наделен верой и добродетелью тоже. Он щедр и свободен от скупости. Он постоянно прикладывает усилия, чтобы расчищать Путь, ведущий к процветанию в будущей жизни. Таким образом, мирянину, исполненному веры, Просветленным Учителем, были сообщены эти восемь условий, которые ведут к счастью и благополучию в настоящем и будущем. К чему приводит совершенство всех этих качеств? Они приводят к прозорливости и интуиции (непакка) объявил Будда в своем знаменитом Гимне вселенской любви. А мудрость — это та зрелость ума, которая является результатом практики медитации. Таким образом, медитация и семейная жизнь взаимно дополняют друг друга, поскольку первое обогащает второе.