Всевозрастающее счастье
Вебу Саядо

источник — vulturepeak.ru

 

ВЕБУ САЯДО: Будьте совершенны в практике нравственности (sila). Только если ваша практика совершенна, все ваши настоящие и будущие устремления будут исполнены без исключения . Это правда, и поэтому в прошлом были полностью исполнены устремления добродетельных людей, усердно практиковавших и стремившихся к счастью . Вам тоже следует выполнять практику нравственности, которая привела их к счастью. Работайте усердно и совершенствуйте себя в ней.

Будучи совершенными в нравственности, сохраняйте ум искренним и практикуйте благотворительность (dana) как вам будет угодно, искренне отдавая свое имущество тем, кто этого достоен. Подходите и подносите подарки и уважение несравненному Будде и его учениям, памятуя о стремлении к пробуждению, Ниббане. Такое устремление называется правильным устремлением. То, что вы постигните, когда проникните в суть Четырех Благородных Истин, называется «Бодхи», пробуждение.

Существуют различные типы Бодхи: Sammasambodhi (Буддовость), Paccekabodhi (Не обучающая Буддовость), а также Savakabodhi (Архатство). Существуют различные типы Архатства: Aggasavaka (Верховное Ученичество), Mahasavaka (Главные Ученики), Pakatisavaka (Ученик и Архат). Вы всегда должны помнить о вашем стремлении к Ниббане, высшей цели.

Устремления сформированные таким образом это хорошо сформированные устремления. Совершенствуя себя в соответствии с вашим устремлением, войдите в Ниббану. Благородные люди, достигшие Ниббаны бесчисленны. Почему они cмогли достичь плода своих различных устремлений к Бодхи? Потому что они родились в правильной форме существования в нужное время и потому что они приложили надлежащее усилие.

Когда наступает время, в которое может быть получен плод этих устремлений? С того момента как Будда достиг пробуждения, множество человеческих существ, Дэв и Брахм пришли к Будде чтобы воздать должное и показать свою преданность. Но ни одно человеческое существо, ни Дэва, ни Брахма не были удовлетворены лишь нахождением в присутствии Будды и возможностью отдать дань уважения. Будда созерцал их своим мысленным взором и обучал их истине, которую постиг в своем собственном сверхзнании, своем всеведении. Получив наставления Будды, они начали практиковать, прилагать усилие с неизменной энергией во всех четырех положениях тела. Это усилие — продолжительное, без перерывов и пауз, полное радости, — называется благоприятным усилием. Когда их усилие стало совершенным и подобным усилию мудрецов древности, они достигли своей цели в нужное время и все устремления их сердец пришли к завершению. Достижение этого состояния сделало их очень счастливыми и блаженными.

Какова была природа их счастья, их блаженства? Это не было радостью или счастьем, которое длилось лишь мгновение или одну жизнь, это было то счастье, которое настолько велико, что способно длиться до скончания сансары. Даже если вы родитесь в мире людей только один раз, вы сможете преодолеть страдания цикла рождения и смерти.

Таким образом к вам прийдут счастье и блаженство. Когда человек достиг этого счастья, когда он получил знак блаженства, когда он достиг цели, нет никакой ревниво охраняемой тайны. Напротив, человек желает чтобы все человеческие существа, Дэвы и Брахмы достигли этого блаженства и счастья. Поскольку он сам знает как достичь этого счастья, действия его тела, речи и ума всегда будут в гармонии с причиной достижения Ниббаны. Все его действия будут основаны на радости.

Каким образом так много человеческих существ, Дэв и Брахм смогли достичь таких высоких состояний блаженства? Только потому, что они знали, что собираются довести устремления своего сердца до завершения.

Какие вещи поддерживают учения Будды? Это пожертвование жильем, одеждой, милостыней, пищей и медикаментами для монахов. Понимая это, они практиковали. С этими четырьмя необходимыми вещами мудрецы поддерживали учение Будды. Поддерживая учение Будды, жертвуя четыре необходимые вещи, множество человеческих существ, Дэв и Брахм получали наставления Будды. Они были наделены способностью понимать и следовать наставлениям, и они практиковали с радостным умом, без отдыха, как это делали древние мудрецы. Практикуя таким образом, они без промедления достигли своей цели. В одно мгновение бесчисленные человеческие существа, Дэвы и Брахмы исполнили желание своих сердец. Энергичные люди видели это, они поддерживали учения Будды и приняли их в очень короткое время. Но они не просто принимали учения, поскольку это их не удовлетворяло. Для того, чтобы укрепить и уяснить учения, они медитировали. Таким образом, они были полны доброй воли, и соответственно наделены непоколебимым усилием и верой.

Со времен Будды существовали благородные люди, с большим усилием поддерживавшие и практиковавшие учения Будды, и со времен Будды человеческие существа, Дэвы и Брахмы достигали Ниббаны. Тех, кто достиг цели за очень короткое время невозможно счесть, не говоря уже о числе тех, кто достиг Ниббаны.

Сейчас для всех благородных людей наступило хорошее время. Это потому что время, когда расцветают Будда и его учение — это хорошее время. Существования человеческих существ, Дэв, и всех счастливых миров благоприятны. Родившись в одном из них, люди приняли учение и, также как и вы сейчас, практиковали с полной силой и достигли цели.

После пробуждения Будда в первую очередь почтил своим присутствием город Раджагаху. Царь этого великого города, Бимбисара, пришел к Будде, получил учения и следовал им, и поэтому он достиг цели. Он был полон блаженства. Он хотел чтобы другие достигли такого же блаженства и поняли причину его счастья, он пожертвовал четыре необходимые вещи. Он сделал это для того, чтобы его мать, отец, бабушка и дедушка смогли полностью осуществить свои устремления. Будда из своего великого сострадания жил в прекрасных садах царя. Люди, Дэвы и Брахмы приходили туда, чтобы почтить его и он с глубоким состраданием учил их тому, что постиг сам. В одно мгновение бесчисленное число людей, Дэв и Брахм исполнили свои устремления. И после этого он шел дальше и дальше. Наступило благоприятное время для всех людей с благородными устремлениями!

Время, в котором существует Будда или его учения — это благоприятное время. Человеческая жизнь, жизнь Дэва или Брахмы, является благоприятной жизнью. Хорошим усилием называется усилие, которое человек прилагает после того как получает учения. А каковы же учения Будды? То, что содержится в Типитаке, проповедуется и объясняется благородными учениками из любящей доброты и сострадания и есть учения Будды. Они очень обширны, глубоки и трудно постигаемы. Хотя они обширны, глубоки и трудно постигаемы, они на самом деле все сводятся к только одному: пути спасения от страданий.

Они изложены мудрецами и вкратце и в полном объеме, в соответствии с доступным временем и объемом знаний каждого человека. Вы все понимаете Типитаку в соответствии со своими возможностями. Если вы будете говорить о том, что знаете, это никогда не закончится. Но вы должны приложить серьезные усилия и сосредоточить свое внимание на одном объекте, и не обращать внимания на все другие объекты. Когда вы прочно и непоколебимо фиксируете свой ум исключительно на одном объекте, вы опираетесь на учения. Не так ли?

У БА КХИН.: Да, сэр.

САЯДО: Такое установление внимания есть усилие (viriya). Когда вы фиксируете свой ум на одном объекте, никакой другой объект не входит в ваше внимание, вы достигаете стабильного viriya iddhipada, основы достижения совершенства через усилие. Поскольку учения очень обширны, вы можете думать, что применять их на практике утомительно. Вот почему я наставляю вас таким образом: так вы можете быстрее достичь цели.

Что происходит с причинами страданий — жадностью, отвращением и заблуждением — когда вы контролируете свой ум таким образом?

У: Они искореняются и успокаиваются.

С: Люди много пишут и проповедуют о жадности, отвращении и заблуждении, не так ли? Когда они спорят, они говорят только для того чтобы выиграть спор, с кем бы они ни говорили. Но если они освоят осознанность дыхания и сделают свои умы непоколебимыми, то приобретут настоящие заслуги. Почему бы нам не попытаться сделать это?

У: Да, сэр.

С: Будем ли мы беспокоиться, бояться или чувствовать жадность, в то время?

У: Нет, не будем.

С: Нет, не будем, не будет какого-либо беспокойства, страха и жадности. Если есть беспокойство, страх и жадность, вы счастливы или несчастны?

У: Несчастны, сэр.

С: А если нет беспокойства, страха и жадности?

У: Тогда человек счастлив.

С: Если он прилагает усилие только на одну долю секунды , возникает viriya iddhipada. Это исключает беспокойство, страх и жадность и таким образом возникает счастье. Есть виды счастья, не относящиеся к счастью, достигнутому через учение Будды, но люди по-прежнему называют это счастьем. О каком счастье я говорю? Я говорю о счастье становления человеком или Дэвой, становления царем, богатым человеком, вселенским монархом, царем Дэв, Саккой или Брахмой. Конечно же, их наслаждение также называется счастьем. Но позвольте мне привести вам пример.

Если вас попросят нести золотые царские регалии и жить в золотом дворце страны, которая изобилует золотом, серебром, драгоценными камнями, рисом, водой и рисом-сырцом, в большом количестве, вы бы приняли это предложение или нет?

У: Я, конечно же, согласился бы.

С: Вы, конечно же, согласились бы. Эта страна настолько богата, что в ней есть абсолютно все. Таким образом, вы жили бы и носили корону в золотом дворце все время улыбаясь. Поэтому я думаю, улыбаясь таким образом, вы были бы довольны собой, вы были бы счастливы, не так ли? Сможет ли это счастье избавить от волнения, страха и жадности?

У: Нет, не сможет.

С: Неужели?

У: Не сможет, сэр.

С: Я имею в виду тот момент, вы понимаете.

У: Не сможет.

С: Почему тогда они все улыбаются и счастливы?

У: Кто-то может попытаться захватить царство. Если на его территории что-то произойдет, он должен будет выполнять обязанности.

С: Нет ничего такого. Эта страна настолько хороша, что не существует никакой опасности и беспокойства в этом роде. Это очень мирная страна. Не существует никаких проблем, все спокойно и тихо. Вообще нет никаких проблем, вам просто нужно жить в золотом дворце и носить корону. Такая простая жизнь с министрами, войсками, наложницами и женами. Вы всегда живете с улыбкой на лице. Сможет ли беспокойство, страх, жадность и тревога найти пристанище в таких условиях? Вы всегда улыбаетесь и счастливы. Так что вы думаете, будет ли беспокойство?

У: Будет, сэр.

С: Почему?

У: Потому что есть страх смерти.

С: Да, по-прежнему будет страх смерти. Но вы по-прежнему улыбаетесь. Что с улыбчивостью? Что с жадностью, отвращением и заблуждением?

У: Они не исчезнут.

С: Даже улыбки не искоренят их?

У: Нет, сэр.

С: Что означают улыбки?

У: Они показывают, что объект ума -жадность.

С: В самом деле? Человек счастлив, если есть жадность?

У: Нет, сэр.

С: Жадность забавна и приятна?

У: Нет, это не так.

С: Это умелое или неумелое действие?

У: Неумелое.

С: Вы счастливы, когда вы улыбаетесь, как мы только что сказали?

У: Нет, сэр.

С: Но вы широко улыбаетесь, не так ли, но вы по-прежнему несчастны? Вы царь, не так ли? Может быть, вы несчастны, потому что правите только одной страной? Я дам вам еще одну. Итак?

У: Я даже тогда не стану счастливее.

С: Вы хотите мне сказать, что вам не нужна еще одна страна?

У: Нет, сэр, я бы взял ее.

С: Вы хотите взять ее, но вы по-прежнему несчастны. Ну хорошо, я не дам вам всего лишь одну страну, я дам вам весь континент. Вы скажете мне, что вы этого не хотите?

У: Нет, сэр.

С: Значит,тогда вы будете счастливее?

У:Я не буду счастливее.

С: В самом деле? Хорошо, я не дам вам лишь один континент, но всю планету, и драгоценное колесо вселенского монарха. Больше не будет никакого беспокойства или страха. С поворотом драгоценного колеса вы станете вселенским монархом. Будете ли вы тогда счастливы?

У: Я не буду, сэр.

С: Вы будете чувствовать спокойствие и радость?

У: Я не буду.

С: Почему нет, ученик?

У: На мой взгляд,  жадность, отвращение и заблуждение будут сжигать изнутри.

С: Ох, они по-прежнему там?

У: Они все еще там.

С: То есть вы еще несчастны. Теперь, что касается царей Сакки, Брахмы и Дэвы?

У: То же самое относится и к ним.

С: Мы сказали, что они счастливы, а теперь вы говорите мне об обратном?

У: Объектами их умов являются жадность, отвращение и заблуждение.

С: В самом деле? Пусть будет так. Если человек живет до глубокой старости всегда улыбаясь и умирает улыбаясь, обретет ли он мир в рамках цикла рождений и смертей?

У: Мы не найдем мира.

С: Куда попадет этот улыбающийся человек?

У: Когда (хорошая) карма улыбающегося человека приходит к концу, его судьба развернется.

С: Да, и где окажется этот улыбающийся человек в конечном итоге?

У: Вместе с улыбкой, ум будет контролироваться жадностью и его судьбой будут низшие миры.

С: В самом деле? … Я думал, что быть счастливым это хорошо, ученики. Разве это не хорошо? Я должен спросить вас: «Это хорошо?»

У: (Смеется) Нет, это не так.

С: Ладно, мы по-прежнему несчастны. Но когда я спросил о том, будем ли мы счастливы в дальнейшем, вы сказали «нет». Вы сказали что мы не обретем мира.

У: В этом нет мира.

С: Итак, сейчас нет мира; А позже? Станет ли он чуть-чуть лучше?

У: Он не станет лучше, сэр.

С: Что произойдет в низших мирах?

У: Мы попадем в низшие миры.

С: В самом деле? Таким образом, сейчас нет мира, и не будет и после; значит будет хуже?

У: Будет еще хуже.

С: Ох. Мы все думали, что все в порядке, но это не так. Но теперь у нас есть учение Будды, и мы можем пользоваться им столько, сколько захотим, разве нет?

У: Мы можем.

C: Наделенные способностью принимать учения, мы можем принять одну технику устойчивости. Будет ли уменьшаться то счастье , которое вытекает из этой практики, чем больше мы его используем ее, чем больше мы практикуем?

У: Не будет.

С: Будет ли оно когда-либо исчерпано?

У: Не будет.

С: В самом деле? Честное слово, это дело хорошее. Разве не так, мои дорогие ученики? И если мы используем ее все время, постоянно, будет ли оно когда-нибудь исчерпано, придет ли оно к концу?

У: Оно не уменьшится, не будет исчерпано.

С: Подождите. Мы будем удерживать наше внимание сосредоточенным во время сидения, но можем ли мы практиковать это стоя?

У: Можем.

С: А когда мы идем?

У: Можем.

С: Да, нам приходится нести бремя нашего тела. Это не похоже на другие земные блага. Когда вы много работаете, чтобы приобрести различные драгоценности, золото и добиваетесь успеха,я думаю, вы будете их прятать в определенном месте. Но получив наше тело и ум, пять совокупностей, [12] можно ли без больших усилий жить легко и весело?

У: Это не возможно.

С: Мы должны нести наше бремя. Мы даже не можем отдохнуть ни на мгновенье, не так ли? И для кого мы должны нести бремя нашего тела, никогда не отдыхая?

У: Для нас самих.

С: Для пяти совокупностей.

У: Для пяти совокупностей, сэр.

С: Да, мы должны работать, ученики. Если я много практикую эту осознанность, то я не хочу пропустить то счастье, которое из нее вытекает. Возможно ли практиковать ее все время?

У: Вполне возможно, сэр.

С: Это очень хорошо. Будет ли она уменьшаться?

У: Нет, сэр, не будет.

С: Утомительно ли поддерживать такую осознанность?

У: Нет, не утомительно.

С: Будете ли вы использовать для этого материальные блага, которые накопили?

У: Нет, сэр.

С: Вы не будете. А как насчет вашей работы, будет ли она прервана?

У: Нет, не будет.

С: Будут ли другие знать о том, что мы делаем?

У: Они и не заметят.

С: О, другие не заметят? Да, когда у нас есть учения Будды и мы постоянно их практикуем, когда мы можем сосредоточить свое внимание на объекте, мы не устанем, так ведь?

У: Нет, не устанем, сэр.

С: Мы не потратим ничего, наша работа не будет нарушена, а другие даже не заметят. Вы получаете учения и тогда вы говорите себе: «Теперь я буду следовать этим учениям». Если у вас есть такая воля и вы прикладываете усилие, тогда возникает фактор iddhipada viriya и вы достигаете цели в кратчайшие сроки. Если вы сейчас возьметесь за практику, ваш прогресс будет медленным или быстрым?

У: Зависит от обстоятельств, сэр, иногда он будет происходить медленно, иногда …

С: Нет! Подождите, подождите …

У: Да, сэр.

С: Никогда так не думайте. Если я сосредотачиваю свое внимание в соответствии с учением и удерживаю его с осознанием дыхания, разве это невозможно?

У: Это возможно.

С: Это быстро или медленно?

У: Это быстро, сэр.

С: Видите ли, если вы прилагаете усилия, то возникает фактор iddhipada viriya. Можете ли вы сказать, насколько быстро это происходит?

У: Да, сэр.

С: Сосредоточили ли вы внимание на точке и остается ли оно там?

У: Да, сэр.

С: Если я намереваюсь сосредоточить его там, оно остается, не так ли?

У: Да, остается.

С: Таким образом, если оно остается, вы достигли счастья. Можете ли вы говорить также быстро, как способно возникнуть это счастье?

У: Я — нет, сэр.

С: Если вы захотите, счастья легко достичь.

У: Да, сэр.

С: Это высшее мастерство. Вы слышите? Оно высшее, высшее. Только из-за прошлых заслуг можно родиться человеком и получить Дхамму Будды. Это мастерство не может быть выражено в цифрах. Вам это понятно? И тогда есть шесть качеств Дхаммы; качества Будды, Дхаммы и Сангхи. Когда Будда учил этому, люди понимали. Среди шести качеств Дхаммы есть качество akaliko, не так ли? Что значит akaliko?

У: Незамедлительность.

С: Незамедлительность означает, что результат появляется как только вы фиксируете внимание. Итак, если вы прикладываете усилие с умом, результаты появляются так быстро, что вы не можете сказать «там» быстрее, чем они появляются, и вы даже не можете подумать так быстро. Так ли это? Если вы развиваете осознанность, если вы усилием удерживаете ее там, в тот самый момент возникает счастье. Оно незамедлительно. У кого то остались вопросы по этому поводу?

У: Кто бы мог сомневаться в его собственном опыте?

C: Да, когда счастье возникло, вы больше его не ищите. Ответ приходит сам по себе, не так ли? Это не занимает какого либо времени. Вы все умные люди и вы понимаете учения мудрого и сострадательного Будды будучи еще молодыми, даже когда наставления не досказаны. Хотя вы понимаете, порой ваш ум будет думать как ему угодно, но давайте практиковать. Что происходит в уме, когда мы планируем практиковать для того чтобы получить заслуги? «Для заслуг я буду практиковать позже, а сейчас быстро займусь этим.» Разве это не случается с вами?

У: Случается.

С: Хорошо ли так думать и говорить?

У: Нет, сэр.

С: А когда вы прилагаете усилия и возникает фактор iddhipada viriya,что было бы правильно сделать?

У: Правильно было бы практиковать.

С: Да. Если вы хотите стать счастливее и счастливее, вы должны приложить усилие, как только вы получили наставление Будды и приняли их. Тогда возникнет фактор iddhipada viriya. Когда вы пользуетесь этим фактором, который возникает в доли секунды, может ли он быть израсходован?

У: Не может.

С: Он уменьшается?

У: Нет.

С: Вы можете решить, что счастье, которое вы получили, вполне достаточно для настоящего и будущего, и вы говорите: «Я не хочу двигаться дальше». Можете ли вы практиковать и не прогрессировать?

У:Практикующий будет прогрессировать.

С: Если вы практикуете не только лишь в течение короткого времени, но и в течение большего времени, вы достигнете столько же как и при непродолжительной практике?

У: Практикующий достигнет большего.

С: Это хорошо, ученик. Это возможно, потому что мы сейчас живем в благоприятной эпохе, потому что мы родились в правильной форме существования и потому что мы прикладываем правильное усилие. Энергичные люди получают правильный ответ не спрашивая других. Очень хорошо, слышите? Разве не так?

У: Это так.

С: Итак, даже если мы все время живем с этим счастьем, оно не будет уменьшаться, она не будет израсходовано. А что произойдет, если человек не хочет прогрессировать?

У: Невозможно не прогрессировать, сэр.

С: Да. Если вы стремитесь к этому, могут возникнуть много различных проблем. Можно ли достичь Бодхи или нет?

У: Это возможно.

С: Это возможно сейчас и в будущем. Скажем, «Я не хочу прогрессировать», а затем сосредоточим внимание. Возможно ли это?

У: Не возможно не двигаться вперед, если мы работаем.

С: Достигаем ли мы большего счастья, чем больше мы работаем?

У: Да, сэр.

С: Мы можем достичь Бодхи, и мы можем также выбрать время и место рождения. Мы можем выбрать благоприятное существование, по собственному желанию. Когда вы достигнете желаемого счастья, что вам еще нужно?

У: Больше ничего, сэр.

С: Вам ничего не нужно, вам остается только выбрать. Выбор утомителен?

У: Нет, сэр.

С: Вы можете оставить это в любое время. Существуют четыре ступени к Ниббане. Это возможно только для определенных типов Ариев — тех, кто достиг одного из четырех ступеней? Неужели мы должны выбирать состояние Ниббаны?

У: Нет, сэр.

С: А как насчет места?

У: Оно не является необходимым.

С: Да. Все придется делать самим, без посторонней помощи?

У: Это возможно.

C: А что думает публика? Если вы выйдете из пагоды, я думаю, что это перестанет быть возможным. Это просто, не правда ли? Будда, всесострадающий и всезнающий, учил многих людей, Дэв и Брахм знанию, которое получил самостоятельно постигнув истину. Эти существа, полные уверенности после получения учений, были способны исполнить свои устремления.

Укрепляя осознанность вы должны укрепить постоянное усилие. Есть много различных типов людей. Некоторые из них хорошо декламируют или читают или проповедуют или объясняют. Я не сомневаюсь в вас, ученики, с кем бы вы ни боролись, вы выиграете.

У: Да, сэр.

С: Да, хотя они выходят победителями в своих речах, добьются ли они чего-либо, если не будут практиковать?

У: Нет

С: Так в чем же трудность? Разговоры скучны, не правда ли? Все, что нам нужно сделать, это приложить усилия, чтобы довести до конца устремления, которые мы сформировали и работать так как это делали мудрецы древности. Понимая то, что мы должны совершать эту работу, наши умы будут сосредоточены. Вы очень заняты. Вы можете сказать: «Мы будем практиковать позже, когда будет свободное время.» У вас по-прежнему возникают такие мысли?

У:Возникают.

С: Иногда ум таков. Но я думаю, что вы на самом деле так не говорите?

У: Возможно, сэр.

С: Вы высказываете свое мнение?

У: Высказываем.

С: Ладно, если вы хотите так сказать, ничего страшного. Но разве в будущем вам не следует выжечь эти нечистоты ума? У вас есть учения Будды, и когда это случается с вами (то есть, если вы хотите отложить практику), избавьтесь от сомнений. Постарайтесь получить ответы на вопросы, не спрашивая других. Если вы сосредоточите внимание прямо сейчас, разве вы не получите результат немедленно? Разве это не возможно?

У: Да, это возможно, сэр.

С: Можете ли вы сосредоточиться, сидя здесь?

У: Да, сэр.

С: Можно ли сохранить счастье, которого вы достигли таким образом, и тогда, когда вы стоите?

У: Можно, сэр.

С: Да. А когда вы ходите?

У:Это также возможно.

С: А когда вы выполняете все ваши многочисленные обязанности?

У:И тогда это возможно.

С: Как вы видите, это возможно всегда.

У: Если человек в состоянии это сделать, это возможно.

С: Какие способности вам нужны? В этом нет ничего сложного. Или это сложно?

У: После того как человек приобрел знания об этом, больше нет никаких трудностей.

С: Он говорит, что невозможно после всего этого просто сосредоточиться здесь. Просто зафиксируйте внимание здесь. Вот и все. Ведь это так просто?

У: Это просто, сэр.

С: Это просто. Будда несравним. Он накопил добродетели, никогда не отдыхая. Он завершил свои parami своим трудом, работая на благо всех существ. Не так ли?

У: Да, он так и делал.

С: И именно потому что он смог их завершить, для нас сейчас это легко, не так ли? Это просто. И что происходит сегодня? Вы должны радостно возвышаться и завершить работу, а затем, в соответствии с вашими устремлениями, вы просто принимаете блаженство которого страстно желали. Это так просто. Не скромничайте. Не позволяйте себе думать: «Я не смогу», «Это не подходит мне», «Это не правильно для меня», «Это не для меня». Стремитесь к желаемой цели. И вы ее достигнете. Разве не так?

У: Да. Это так, сэр.

С: При жизни Будды люди,Дэвы и Брахмы также приходили к Будде, кланялись Ему и получив учения, добивались всего, они завершили все свои разнообразные устремления, не так ли?

У: Да, они сделали это.

С: Разве невозможно исполнить свои устремления путем установления непоколебимого усилия, будучи царем? Можете ли вы сосчитать имена царей, достигших полного понимания Дхаммы?

У: Их не счесть, сэр.

С: Многие состоятельные люди прилагали усилия и достигли понимания, продолжая свою работу в бизнесе, не так ли?

У: Да, так они и сделали.

С: Разве это невозможно?

У: Это возможно, сэр.

С: Можно ли сосчитать всех таких богатых людей?

У: Нет, сэр.

С: А что касается людей, которые не были ни царями, ни богатыми людьми?

У: Они бесчисленны.

С: Разве те кто получил учения и усердно следовал им, не исполнили свои желания?

У: Исполнили.

С: Люди и боги, все они, мирские ученики! А что же происходит сейчас, мирские ученики? Период времени тот же самый, возможности такие же, плоскость существования та же самая. Если бы мы просто приложили усилие и приняли учение, пришлось бы нам по-прежнему выбирать определенное время для практики?

У: В этом нет необходимости.

С: В самом деле?

У: Это верно, сэр.

С: Да! Время и форма существования правильные. Вы можете достичь своих устремлений в любое время, когда захотите. Можете ли Вы?

У: Да, сэр.

С: Да! Вам это понятно? Раньше они не практиковали, потому что были заняты. Что касается слов «Я буду практиковать, когда будет свободное время»? Нужно ли нам по-прежнему разделять время таким образом?

У: Нет необходимости уделять этому определенное время.

С: Что произойдет, если мы практикуем только тогда, когда у нас есть свободное время? Если мы перестанем практиковать, тогда мы не достигнем того, чего должны достичь. Но вот мы выполнили свою работу и что еще? Мы также исполнили свои устремления. Мы одновременно выполняем две вещи. Не так ли,мирские ученики? Что лучше: сделать что-то одно или или сделать две вещи одновременно?

У: Лучше сделать сразу две вещи, сэр.

С: Как видите, следует постоянно себя занимать этим. Но, хотя я и говорю, что следует постоянно себя этим занимать, не начинайте радоваться лишь этой занятостью. Если вы хотите постичь учения, недостаточно только все время продолжать работать. Если вы прикладываете усилие, в то же время возникает фактор iddhipada viriya. Укрепите себя в этой практике. Если вы говорите, что хотите сделать эту работу, но по-прежнему отвлекаетесь, ваш прогресс будет медленным, но если разовьете эту осознанность и радостно будете ее поддерживать, тогда вы будете продвигаться вперед.

Что касается той работы, которой вы не можете избежать?

У: Мы будем также добиваться прогресса в этом.

С: Да, мирские ученики. От этой работы практикующий получает не только эти результаты, но гораздо больше. То, что я говорю, проповедовал Будда. Я ничего не добавляю.

Теперь вы все люди больших усилий, не так ли? Но я просто хотел вас предупредить. Как я уже заметил (о слишком большой занятости) может однажды случиться. Когда у вас будут каникулы, вы решите приехать сюда и медитировать в течение нескольких дней. В выходные дни вы ищете время чтобы прийти сюда медитировать. После чего вы должны будете вернуться к работе. И больше вы не возвращаетесь. Такое случается, не так ли?

У:Да, случается.

С:И тогда вы бросаете медитацию, не так ли? Не бросайте медитировать. Поддерживайте осознанность и в то же время выполняйте свою работу. Тогда вы получите двух за один раз, вы получаете двух. Когда поддерживаете осознанность лишь в часы досуга, вы получаете только что-то одно. Вы не исполняете обычные устремления, не так ли? Вы можете достичь высокого и благородного блаженства.

Итак, какие устремления вы собираетесь исполнить? Существуют различные формы Бодхи. Бодхи означает проницательное понимание Четырех Благородных Истин. Если вы прикладываете усилие говоря, что хотите получить это, вы можете исполнить все свои различные устремления к Бодхи прямо сейчас. Это не обычно.

И как вы собираетесь их исполнять? Каждый вид Бодхи должен быть исполнен своим способом; Саммасамбодхи(Sammasambodhi ) как Саммасамбодхи, Паччекабодхи(Paccekabodhi ) как Паччекабодхи. Только если мы будем понимать таким образом, мы будем понимать правильно. Это подобно посадке зрелых семян — когда идет дождь, растение вырастает. Вот растение вскормлено, и когда вы возвращаетесь оно глубоко укореняется и становится сильным. Можно ли объяснить, насколько хорош этот период, это время? Это так легко, мирские ученики! Может быть это время когда человек подавлен заботами, когда он кряхтит и стонет?

У: Нет, сэр.

С: Это время, когда мы можем лишь послушно глазеть?

У: Нет, сэр.

С: Это время, когда мы можем быть немедленно счастливы и блаженны и никогда не получаем достаточное количество этой радости. Вы получите гораздо больше, чем хотели, вы получите гораздо больше, чем то к чему стремились, не так ли, ученики?

У: Да, сэр.

С: О да. Вы никогда не устанете, ни в настоящем, ни в оставшейся части сансары. Что такое учения Будды? В учениях нет ничего, что вызывает стресс и страдания. Или есть? Нет! Это чистое счастье!

Но ум может быть смущен множеством мыслей, и я не думаю, что эти мысли очень уместны. Итак, если вы решитесь выполнять такую практику, то я не думаю, что на заднем плане вашего ума останутся какие-либо мысли сомнения. Неужели вы не можете быть успешными на этом пути? Ум будет думать то, что захочет. Пусть думает! Следуйте учениям, вы понимаете? Когда вы достигнете цели, то вы, вероятно, обнаружите, что это не тот путь, который вы ожидали. Разве такое не случалось с людьми?

У: Это случалось много раз, сэр.

С: Да, и это обязательно произойдет. Дорогие мирские ученики, я говорю лишь немногое. Те из вас, кто будут усердно работать, подумают: «Этот монах не хочет говорить нам всё, он, видимо, очень не хочет делиться своим знанием». (Все смеются.) Вы подумаете: «Оно гораздо больше (чем он говорит)». Если вы стремитесь к истинному счастью и в силу этого достижения цели, вы испытываете то, что не можете описать словами. Когда вы решите: «Я буду стремиться так, что я узнаю это сам», тогда не медлите. Не откладывайте. Вы слышите? Оно очень высоко. Оно так хорошо, мирские ученики. Работайте усердно, вы понимаете? Вы все люди большого усилия, не так ли?

У: Почти все, сэр.

С: Да, хорошо, хорошо. Работайте усердно, вы ведь будете работать усердно? Вот видите, когда вы сами приходите к цели — и что справедливо для многих из вас, даже до этого момента времени — вы можете дать это счастье другим. Вы никогда не будете чувствовать в себе нежелание давать. Вы захотите отдавать многое, очень многое.

У: Это верно, сэр. На курсе который мы сейчас ведем есть три или четыре ученика, которые через три дня пребывания здесь плакали, потому что жалели, что не приехали сюда раньше.

С: Да, это так.

У: Они думают: «Я должен был прийти раньше!»

С: Да, это произойдет! Работайте усердно, чтобы достичь самого высокого. Это совершенное место.

У: Это место, на которое вы даёте благословения, преподобный Саядо!

С: Это ядро. Это первый центр многого. Вы меня слышите? Пусть это счастье медленно распространяется из этого места. Да, да, вы должны усердно работать, прилежно стремиться. Работать означает, что вы должны медитировать и когда вы хотите отдохнуть.С вами здесь такое случается?

У: Нет, сэр.

С: Не случается?

У: Если ученики начинают медитировать в 12:30 они выходят из своих комнат для медитации только в 5 вечера. В начале они делают перерывы, но после двух или трех дней они больше не выходят на перерывы.

С: Да, вы видите! Это именно так! Высшее блаженство не может быть описано словами. Но ум похож на фокусника. Хотя человек может медитировать здесь, спокойно, все же могут возникнуть негативные мысли: «Ах, медитировать это так утомительно, разве я могу чего-либо добиться? Я не могу это сделать » Не так ли?

У: Именно так, как вы говорите, сэр. Они думают именно так.

С: Да, ваш ум может обманывать вас, но после применив правильное усилие вы не обманываете себя. Или это все еще возможно?

У: Нет, сэр, это не возможно.

С: Только до того как вы действительно знаете, вы можете обмануть себя.

У: Да, сэр.

С:Именно поэтому вы можете сказать себе, что вы слишком долго медитируете. Итак, сейчас отдохните.