Читта и Килесы
Ачан Панньяваддхо

источник — тхеравада.рф
перевел — Леша Тэль

При обсуждении кхандх (совокупностей) я использую сравнение с компьютером. Тело подобно железу: платам, микросхемам, проводам и коробке в которой все это находится. Четыре нама-кхандхи (совокупности ума) подобны программному обеспечению – компьютер абсолютно бесполезен без него. Вам просто необходимо программное обеспечение. Читтам) подобна человеку, который работает на компьютере. Человек, использующий его, может заставить его делать хорошие, плохие или глупые вещи. Он направляет его работу в любую сторону. То же самое относится и к нашим кхандхам. Читта — это то, что играет с ними и направляет их туда куда ей нужно. Это их хозяйка. Все кхандхи работают ради читты, для развития того, что ей нужно. Если бы читта была чистой, совокупностям не придавалось бы такой важности. Но она загрязнена. В ней находятся килесы (ментальные загрязнения). И именно читта с килесами внутри вызывает все наши неприятности. Если бы килесы находились в теле вместо того, чтобы быть в читте, тогда, когда тело умерло, они бы исчезли все до единой. Но дело в том, что килесы находятся в читте, которая не умирает. Поэтому они, продолжая жить, переходят в следующую жизнь. Из-за этого мы возвращаемся к страданию снова и снова.

Поэтому очень важно понять, что килесы находятся в читте, а не в кхандхах. Но кхандхи принимают на себя те аспекты килес, которые читта заставляет их принимать. Например, гнев. Гнев начинается в читте. Это вызывает реакцию в кхандхах. Прежде всего, сознание воспринимает его, и начинают возникать связанные с ним воспоминания. Затем мыслительный процесс наращивает их, вызывая усиление гнева. Тогда возникают чувства. Эти чувства исходили от гнева внутри читты. Это возвращает нас к читте и килесам. Килесы — это те вещи, которые все время управляют нами. И вся цель Будда-Дхаммы и Будда-Саасаны состоит в том, чтобы избавиться от этих килес.