Четыре Способа Достижения Психических Сил
(Иддхи пада)
Ариядхамма Науяне Махатхеро

перевод — Леша Тэль
редакция — Парияно Бхиккху

источник — тхеравада.рф

Намо Тасса Бхагавато, Арахато Саммасамбуддхасса.

Почтение Благословенному, Архату и Просветлевшему самостоятельно.

“Он развивает способ достижения психической силы, которая наделена концентрацией, достигаемой желанием и усилием.

Он развивает способ достижения психической силы, которая наделяется концентрацией, достигаемой энергией и усилием.

Он развивает способ достижения психической силы, которая наделяется концентрацией, достигаемой здоровым сознанием и усилием.

Он развивает способ достижения психической силы, которая наделяется концентрацией, достигаемой исследованием и усилием.”

Верующие, это краткое упоминание о четырёх способах достижения психических сил, которым обучал полностью просветлённый Будда.

Что означает — развить четыре способа достижения психических сил с желанием, энергией, здоровым сознанием и исследованием, принимая их совокупность как наиболее важное для себя состояние? Мы должны учитывать, что если мы поймём, как пути [достижения] психических сил развиваются в выполнении всех полезных действий: щедрости (дана), нравственного поведения (сила) и медитации (Бхавана), мы сможем осознать величие (ударатта), глубину (гамбхирата) и особое качество (висешата) этих полезных действий.

Будда в одной из своих предыдущих жизней [незадолго до того, как он стал будущим Буддой (Бодхисаттой)] около двадцати неисчислимых (асанкхейя) и 100 000 (= 20х10140 + 1х105) аеонов (Маха-каппа) назад, нося имя Матупосака, заботился обо всех нуждах своих родителей. Когда во время морского торгового путешествия, в котором его сопровождала мать, судно затонуло, и все пассажиры, за исключением их двоих, утонули, он плавал с матерью на спине в течение трёх дней, пока не достиг безопасного места. В тот момент он не стремился достичь состояния Будды, но просто был благородным и благодарным сыном, который заботился о своей матери, когда внезапно в его уме возникло это стремление. Вот как это произошло: божество Шуддхаваса Брахма, возникшее из Достижения-прекращения (ниродха-самапатти), осмотрело мир, чтобы выяснить, существует ли в это время Будда. Тогда в мире не было ни Будды, ни даже Учения (сасана). [В такое время, как это в мире существуют лишь Не-возвращающиеся] и, хотя редко, Архаты, живущие в чистой обители Брахмы. Так вот этот Брахма посчитал этого молодого человека, высказывающий такую заботу своей матери, подходящим для достижения состояния Будды и пожелал, чтобы в его уме возникла идея стремления к достижению состояния Будды. Затем, подобные мысли, направленные в ум к Матупосаке, вызвали мысли сильного желания, энергии, сознания и исследовательской мудрости. Когда эти четыре способа достижения психических сил впервые развились, в его уме, возникло следующее желание:

“[Когда] я стану Буддой, я просветлю [других], [когда] я освобожусь, я освобожу других, [когда] я пересеку поток круга существования, я помогу [другим] пересечь столь опасный поток.”

Он размышлял так: если через осознание Четырёх Благородных истин я достигну состояния Будды, я сподвигну и других осознать его. Осознанием Четырёх Благородных истин я избавлю себя от всех страданий и спасу других обитателей этого мира, помогая им осознать Четыре Благородные истины. Я спасусь от этой опасной сансары и заставлю других сделать то же самое. Это было стремление, возникшее благодаря сильному здоровому желанию, энергии, сознанию и исследовательской мудрости. В тот же день этот великий мудрец смог благополучно выплыть из океана вместе со своей матерью. После этого он обращался со своей матерью как с божеством, Брахмой или Буддой до конца её жизни. В последний момент своей жизни его мать пожелала и благословила, чтобы её сын когда-нибудь стал Саммасамбуддхой в результате его беззаветной заботы о своих родителях. Это благословение стало результатом желания, энергии, сознания и исследования, возникших в его уме в океане.

С тех пор в течение семи асанкхейй и ста тысяч эонов он продолжал слушать Дхамму и совершать благие действия, встречая 125 000 Будд и устремляясь в своём уме (Мано-панидхана) с мощными желанием, энергией, сознанием и исследовательской мудростью к достижению состояния Будды. После этого, начиная с Сасаны Пураны-готамы Будды, в течение девяти асанкхеев (9 х 10140) и 100 000 эонов он вербально выражал своё стремление (вак-панидхана) достичь состояния Будды и развивал свои совершенства (pāramīs), будучи щедрым, нравственно сдержанным, медитирующим, и при возможности получающим пострижение в монахи, обучаясь Дхамме и развивая спокойствие (саматха) и проницательность (Випассана) с мощным здоровым желанием, энергией, сознанием и исследовательской мудростью.

За это время он встретил 387 000 Будд. После этого, в жизнь, когда он был аскетом (тапасой) Сумедхой, в период жизни Будды Дипанкары, и мог бы достичь Архатства, просто прослушав строфу из четырёх строк, он лёг в грязи, чтобы послужить мостом для 400 000 монахов, возглавляемых этим Буддой, стремясь с решимостью достичь состояния Будды и думая, что для такого доблестного человека, как он, было бы лучше помочь бесчисленному количеству существ бежать из сансары, а не достичь Ниббаны на том самом месте. В момент подобных размышлений также возникли мощное желание, энергия, сознание и исследовательская мудрость. Дипанкара Будда подарил аскету Сумедхе горсть цветов жасмина и предсказал, что ещё через четыре асанкхея и 100 000 эонов он станет Саммасамбуддхой по имени Готама. Позже, в тот же день (после ухода Будды), когда аскет Сумедха перебирал в уме десять совершенств (Даса парамита), произошло десять землетрясений.

Бодхисатта в течение следующих четырёх асанкхей и 100 000 эонов был способен полностью развить свои совершенства, отдавая во имя них в течение этого периода свои глаза, голову, плоть, кровь, жён и детей по разным поводам. Это происходило благодаря его сильным могучим желанию, энергии, сознанию и исследовательской мудрости. Бодхисаттва получил подтверждение от всех двадцати четырёх Будд живших в этот период и, наконец, в своём предпоследнем рождении в человеческом мире, когда он был принцем Вессантарой, он, совершенствуя аспект щедрости, семь раз вызвал сотрясения земли. В его жизни, как Вессантары, все десять совершенств были доведены до идеала. После этого он переродился на небесах Тусита как царь Сетакету. Установив период, когда те, кто стремился стать его [двумя] главными учениками, [восемьюдесятью] великими учениками и другими, кому суждено было достичь Ниббаны во время его учительской карьеры, должны были переродиться в человеческом мире, он, приняв приглашение божеств и брахманов переродиться на благо живых существ, достиг панча Маха-вилоканани и затем переродился у родителей царя Суддходаны и царицы Махамайи.

События жизни Будды, такие, как его зачатие, рождение, просветление и дарование первой беседы о Дхамме (приведение в движение колеса Дхаммы (Дхаммачаккаппаваттана сутта)), сопровождались бесчисленными удивительными чудесами в системе из десяти тысяч миров из-за четырёх способов [достижения] психических сил, развитых в течение длительного времени. Из-за этого, без чьего-либо совета, Бодхисаттва, сидя под деревом Бодхи, растворив все загрязнения ума, достиг четырёх Путей-и-Плодов и, выполнив все необходимые условия, достиг всеведущего состояния Саммасамбоддхи. Например, десяти сил знания (Даса-бала-ньана) Татхагаты, четырёх причин уверенности в себе (Кату-весараджа-нана) и т.д. Его безграничная мудрость была обусловлена тем, что он развил сильные желание, энергию, сознание и исследовательскую мудрость как основу своего ума. Будда утверждал, что основой для достижения сверхмирских состояний Саммасамбуддхи, Паччекабуддхи, Араханта или перерождения в небесной или брахманской сферах и реализации всех своих желаний являются четыре Пути достижения психических сил.

“Здоровое желание, приобретённое концентрацией [сопровождаемой усилием], приведёт к развитию способа [достижения] психических сил, исполняет желания человека.

Вирия-самадхиппадхана-саманнагатан иддхи-Падан бхавети. Энергия, приобретённая концентрацией [сопровождаемой усилием], приведёт к развитию способа [достижения] психических сил, исполняет желания человека.

Читта-самадхиппадхана-саманнагатан иддхи-Падан бхавети. Здоровое сознание, приобретённое концентрацией [сопровождаемой усилием], составляет основу развития способа [достижения] психических сил, исполняет желания человека.

Vīmansā-samādhippadhāna-samannāgatan iddhi-pādan bhāvēti. Мудрость, приобретённая сосредоточением [сопровождаемым усилием], приводит к развитию способа [достижения] психических сил, исполняет желания человека.”

Существует несколько значений иддхи. Иджханаттхена иддхи — (лит. в смысле успеха или достижения) если все происходит в соответствии с чьими-то желаниями, это называется иддхи. Есть десять таких исследований и усилий и именно четыре иддхи-Пады составляют основу всех десяти. Десять типов иддхи заключаются в следующем:

Адхиттхана иддхи — сила решимости.

Викуббана иддхи — чудесная психическая сила.

Мано-Майа иддхи — сила духовного творения.

Ньяна-випхара иддхи — сила всепроникающего знания.

Самадхи-випхара иддхи — сила всепроникающего сосредоточения.

Арийа иддхи — сила Благородных.

Камма-випака иддхи — сила, возникающая в результате [предыдущих полезных] действий.

Виджжа-майя иддхи — сила оккультными практик.

Пуннавато иддхи — сила заслуг.

Саммаппайога иддхи — сила правильного стремления.

(Висм.XII;20-45; Вибх.3: 32)

Из них три — Адхиттхана иддхи, Викуббана иддхи и Мано-Майа иддхи — достигаются только теми, кто достиг восьми достижений (аттха самапаттийо) и сверхъестественных знаний (абхиннья). Обычные люди не могут их достичь. Великие личности, достигшие восьми достижений (аттха самапаттийо) и обретшие пять сверхъестественных знаний (панча абхиннья), могут даже не двигаясь с места совершать чудеса с силой своей решимости.

Однажды дост. Маха-Анула Тхера, видя, что многие монахи сидят у реки (в Шри-Ланке) и едят только простой рис (это все, что они получили в качестве милостыни), решил, что вода в реке станет сливками из топлёного масла и затем дал сигнал послушникам, которые принесли его в чашах и подали его Общине монахов. И тогда все они ели свою пищу со сливками из топлёного масла.

Однажды монах по имени дост. Махака остановился в Макчикасанге. Домохозяин по имени Читта, который достиг состояния Вхождения-в-поток, слушая проповедь Дхаммы, попросил дост. Махаку совершить чудо. Тот, войдя в своё жилище, пожелал его свершения(иддхабхисанкхара), послав пламя через замочную скважину, он сжёг пучок травы, который был помещён на плащ, висящий на веранде, не спалив при этом самого плаща. Это — адхиттхана иддхи. Человек, обладающий адхиттхана иддхи, не двигаясь физически, может превратить землю в воду, воду в землю и заставить появиться различные вещи. Такие особые силы называются адхиттхана иддхи. Эти адхиттхана-иддхи возникают в результате практики медитации и достижения джхан посредством могучих желания, энергии, сознания и исследовательской мудрости.

Никуббана иддхи — это совершение различных видов чудес (патихарий), таких как появление себя в виде множества, из множества становиться одним, погружение в землю, движения по небу, подобно птице, проявление во всех четырёх позах в небе, прикосновение к Солнцу и Луне и принятие различных физических форм. Эти никуббана иддхи проявляются благодаря достижению джхан с здравыми желанием, энергией, сознанием и исследовательской мудростью в качестве основы.

Мано-Майа иддхи — это сотворение сотен или тысяч подобных себе форм. Эти формы — точные копии самого себя: когда Будда совершает двойное чудо (ямакамаха-патихария), свою точную копию. Когда дост. Дабба Маллапуттатисса отвечал за размещение приезжающих монахов, которые иногда намеренно приходили поздно, после наступления темноты, и просили разместить себя в различных отдалённых местах, таких как гора Гиджхакута, гора Вепулла и гора Исигили, он заставлял появляться несколько своих изображений и сопровождал различные группы монахов в разные места одновременно. Затем, когда он ознакомил их с местом и показал им нужные реквизиты, такие как трость, кровать, стул, контейнер для воды, его изображения исчезали. Это — Мано-Майа иддхи.

Дост. Чуллапантака не смог запомнить и одного стиха, учив его в течение четырёх месяцев, и по просьбе своего Учителя (который был его старшим братом) собирался оставить монашеские робы. Получив, наставления от Будды, стал Архатом в течение очень короткого срока. Он стремился стать одним из первых среди тех, кто обладал Мано-Майа иддхи в течение 100 000 эонов. Когда врач Дживака собирался подать милостыню Сангхе, которую возглавлял Будда, Будда попросил его привести ещё одного монаха, который был в манговой роще. Добравшись до манговой рощи, он нашёл там тысячи монахов и доложил об этом Будде. Затем Будда велел Дживаке позвать дост. Чуллапантаку. Когда он позвал Кулапантаку, все они откликнулись, и он рассказал об этом Будде.

Будда попросил Дживаку взять первого монаха, которого он увидит, за край одеяния и привести его. Когда тот сделал это все созданные монахом образы исчезли. Это произошло потому, что дост. Чулапантхака сотворил тысячи своих образов, чтобы явить их силой Мано-Майи иддхи. Он достиг этого состояния благодаря практике медитации с здравыми желанием, энергией, сознанием и исследованием.

За этим следует Ньяна-випхара иддхи. Это благословение — не встречаться с какой-либо ситуацией до достижения Архатства теми, кому суждено стать Архатами в определённой жизни. Некоторые благородные случаи этого — Архаты дост. Баккула, дост. Санкичча, дост. Даббамаллапутатисса и дост. Бхотапала. Астрологи сказали, что Баккула должен искупаться в реке Ганг в день своего рождения. Когда его купали, на поверхность всплыла рыба размером с лодку и, напугав его мать, проглотила ребёнка. Ребёнку было суждено стать Архатом, и благодаря этой силе рыба не смогла нырнуть под воду и плывя по поверхности воды в итоге была поймана рыбаком в городе Варанаси. Рыбу передавали из дома в дом и в конце концов продали богатой хозяйке за 1000 золотых монет. При разделке рыбы бездетная дама обнаружила внутри младенца, который был жив и здоров. Со временем его нашли настоящие родители и попросили его вернуть, но приёмные родители им отказали. Тогда настоящие отец и мать пожаловались королю, который посоветовал обеим сторонам воспитывать ребёнка по очереди. Так этот ребёнок воспитывался, живя поочерёдно по четыре месяца в обеих семьях. Ему дали имя Баккула, потому что он вырос в двух семьях. Баккула был пострижен в монахи в восемьдесят лет, стал Арахантом всего через семь дней, а затем прожил до ста шестидесяти лет. Именно сила каммы заставила его выжить в желудке рыбы. Это называется Ньяна-випхара иддхи.

За день до того, как дост. Санчичча должен был родиться его мать умерла и была кремирована. Когда её родители пришли на кладбище на следующее утро, чтобы потушить погребальный костёр, они нашли ребёнка живым и сидящим на углях. У него была лишь небольшая травма около глаза, которая, возможно, произошла из-за удара куском дерева. Бабушка и дедушка воспитывали ребёнка. В возрасте семи лет он был передан в дост. Сарипутте для пострижения в монахи. Когда его голова была обрита, он уничтожил все загрязнения ума и достиг Архатства. Именно сила Ньяна-виппхара иддхи заставила его выжить в утробе матери во время кремации.

Дост. Дабба маллапутатисса была зачат принцессой в городе Кусинара. Это был её первый ребёнок, и, как и в предыдущем случае, она умерла во время родов, а когда её тело кремировали, матка распахнулась, и ребёнок выпал на кучу дров. При этом он совсем не пострадал. Он тоже был пострижен в монахи в возрасте семи лет, и когда его голова была обрита, он достиг состояния Архата. Этот ребёнок был защищён Ньяна-виппхарой иддхи, поскольку ему было суждено стать Архатом.

Дост. Бхотапала, когда был маленьким пережил ночь в одиночестве возле кладбища, в густом лесу без каких-либо препятствий со стороны диких животных и злых духов. На следующий день он услышал проповедь Дхаммы от Будды и достиг состояния Вхождения-в-поток. Позже он получил постриг и стал Архатом. Именно сила того, что он достигнет Архатства в этой жизни, защитила его от злых духов. Это называется Ньяна-випхара иддхи. Она возникла не без причины, а благодаря развитию здравого желания, энергии, сознания и исследования на протяжении сотен тысяч эонов (Маха-каппа).

Самадхи-випхара иддхи — это сила мирской и внемирской проникающей концентрации. Сила джхан даёт защиту от опасности. Молодая ученица — мирянка Уттара — раздавала милостыню Будде и Сангхе в Раджагахе в течение пятнадцати дней. Она договорилась с куртизанкой по имени Сирима, чтобы та ухаживала за её мужем во время её отсутствия. У Сиримы появилось глубокое чувство ревности и ненависти к Уттаре, и на четырнадцатый день она пришла к месту, где готовилась еда, и вылила кипящее масло на голову Уттары с намерением убить её. Однако Уттара была человеком, который достиг джхан через медитацию Любящей доброты (Метта). Она мгновенно вошла в джхану, основанную на Метте, и благодаря силе этой Метты и джханы, кипящее масло стало прохладным, когда лилось на её тело. Однако, когда была предпринята вторая попытка покушения, слуги поймали и избили Сириму, заставив подчиниться. Уттара вышла из джханы и простила её. На следующий день она заставила Сириму слушать Дхамму, которая помогла ей войти-в-поток. Спасение от опасностей этого горячего масла было связано с силой концентрации. Это называется — Самадхи-випхара иддхи.

Царица Магандия убедила царя Удену, используя ложные предлоги, убить главную царицу Самавати и 500 других, выстроив их в ряд и выпустив в них одну стрелу. Однако царица Самавати и остальные вошли в джхану, основанную на медитации Любящей доброты. Сила этой медитации заставила короля замереть, и он не смог выстрелить. Затем Самавати, выйдя из джханы, обратилась к царю, спросив, не устал ли он. Разум Короля смягчился, руки и ноги расслабились. Затем он отложил лук и стрелы и высказал уважения Самавати. Самавати просила его не кланяться ей, а искать Прибежища у её «отца» (то есть Будды). Именно в этот день король принял в Тройную драгоценность. Сила джханы посредством Любящей доброты не позволила группе женщин, включая Самавати, быть убитыми стрелой. Это называется Самадхи-випхара иддхи.

Однажды в день полнолуния в Магадхе дост. Сарипутта, который в тот день стал монахом, сидел в одной из концентраций достижения (самадхи) на открытом воздухе. Якха нанёс сильный удар по его голове. Дост. Моггаллана, 36-летний свидетель этого происшествия, немедленно пришёл к нему и спросил, сильно ли ему больно, но тот ответил, что с ним все в порядке, но у него немного болит голова. Дост. Моггаллана сказал, что удар, нанесённый демоном, был настолько силен, что мог бы разбить вдребезги скалу величиной со слона. Опасности удалось избежать благодаря силе мирского достижения. Это — Самадхи-випхара иддхи.

Главный ученик Какусандхи Будды дост. Санджива сидел в достижении прекращения (ниродха-самапатти) у подножия дерева с намерением выйти из него на следующее утро. Прохожие, заметив, что он не дышит, соорудили погребальный костёр, думая, что он скончался, и почтительно «кремировали» его. К следующему утру костёр полностью сгорел. Монах был совершенно цел и невредим — даже часть его одежды не пострадала. Он, отряхнув свои одежды, отправился за милостыней (пиндапата). Люди были поражены и сказали ему, что он скончался и они кремировали его, но теперь он жив. С того дня его стали звать Санджива. Это Самадхи-випхара иддхи. Дост. Санджива, Архат, был вторым из выдающейся пары учеников (Агга-савака) и самым совершенным в иддхи в учении (сасана) Будды Какусандхи.

Существует довольно много подобных примеров. Даже сейчас некоторые медитирующие говорят, что когда они достигают уровня концентрации доступа (упачара-самадхи), комары, прилетая, не могут приземлиться на их тела и укусить их, это происходит из-за излучения, идущего от тела, т. е. излучения силы проникающей концентрации. Таковы преимущества Самадхи-випхара иддхи. Это случилось не без причины, а благодаря тому, что вы практиковали щедрость, соблюдали заповеди, практиковали медитацию и развивали здравые желание, энергию, сознание и исследование в предыдущих рождениях.

Ария иддхи — это особые качества, присущие только Архатам. Они способны воспринимать вещи, которые обычно люди считают привлекательными (Субха), как непривлекательные (асубха). Точно так же они умеют воспринимать непривлекательные вещи как нейтральные. Однажды, дост. Кассапа, 39-летний Арахат, отправился за подаянием в очень бедный район и прокажённый, подавая ему еду, уронил свой палец, который был гнилым и сочился гноем, в его чашу. Досточтимый заметил этот палец только тогда, когда начал поглощать еду. Он не чувствовал никакого отвращения, но съел достаточно пищи для своего пропитания и выбросил гнилой палец. Только Архаты могут действовать с такой невозмутимостью. Это называется — Арийа иддхи. Она возникает в результате развития здравого желания, энергии, сознания и исследования в процессе достижения совершенства.

Существует также то, что известно, как Камма-випака-джа иддхи, которые применимы как к здоровой, так и к нездоровой камме. Полёты, подобные птичьим, подобно петам, писакам, кумбхандам и т.д. — движение в воздухе, без возможности быть замеченным людьми, а также возможность завладеть умами других. Божества путешествуют по воздуху, создают все, что хотят, и наслаждаются этим. Это не является результатом сверхъестественного знания, но Камма-вьяпка-джа иддхи.

Иногда рождаются люди со способностями, которые могут заставить других упасть замертво. Царь Ваттагамани-абхая заскрежетал зубами из-за какого-то проступка своего брата и заставил его упасть замертво. Это — Камма-випака-джа иддхи. До достижения состояния Входа-в-поток Вессавана хмурился, глядя на приведённых к нему обвиняемых, и они падали замертво, как лопаются при нагревании семена горчицы. Это называется — Камма-випака-джа иддхи. Они возникают как из-за здравой, так и из-за нездравой каммы. Если на здравой стороне они возникают в результате здравого желания, энергии, сознания и исследования, то на нездравой стороне они являются результатом нездравого желания, энергии и сознания. На не здравой стороне не может быть никакого мудрого исследования.

Затем следует Виджжа-майя иддхи, то есть оккультные силы. Эти удивительные практики были более распространены в прошлом, чем в настоящее время. Существовали различные практики, такие как чёрная магия, устранение её последствий, заставляющие мёртвые тела пробуждаться, вызывание духов, овладевающих умами и телами людей, подталкивание демонов работать на себя, лечение укусов змей и лечение болезней с помощью пения мантр. Здесь снова здравое желание, энергия, сознание и исследование составляют основу здравых действий, в то время как нездравые желание, энергия и сознание составляют основу нездравых действий.

Пуннавато иддхи — некоторые люди обладают особыми силами в результате прошлой здравой каммы. Родителями мирянки-ученицы Висакхи были Дхананджая и Суманадева. Родителями Дхананджайи были Мендака и Чандападума. У этих четверых, то есть у родителей Висаки и бабушки с дедушкой, был слуга по имени Пунна. У всех них были особые Пуннавато иддхи. Когда Мендака смотрит на небо после ванны, идёт дождь, достаточно сильный, чтобы заполнить 1250 вёдер. Вокруг камина в его дворце появились золотые овцы заполнив площадь в восемь Карасов. Эти овцы были величиной с лошадь и могли воспроизводить своими голосами любые звуки, какие только он желал. Это результат Пуннавато иддхи.

Чандападума готовил килограмм риса и предлагал каждому, кто посещал его. Независимо от того, сколько ложек риса было взято из приготовленного риса, его количество всегда осталось прежним. Это тоже Пуннавато иддхи.

Дхананджая брал мешок с 1000 золотыми монетами и начинал раздавать их окружающим, выдавая от 100 до 200 за раз, но их количество в мешке никогда не уменьшалось. Это — Пуннавато иддхи.

Суманадева брал некоторое количество семян и раздавал их всем, кто приходил к нему, но первоначальное количество оставалось точно таким же.

Когда слуга Пунна, делал один разрез плугом, вокруг него появлялось ещё семь разрезов с каждой стороны, давая ему дополнительные четырнадцать разрезов. Это — Пуннавато иддхи.

Здравые желание, энергия, сознание и исследование, возникшие при выполнении полезного действия в предыдущей жизни, являются причинами этой особой силы.

Незадолго до годовщины своего Просветления Будда вместе с 1250 монахами посетил город, где жила Висаха, девочка, которой в то время было семь лет. Все члены её семьи, слушая проповедь Будды, вошли-в-Поток. Это тоже — Пуннавато иддхи.

Точно так же в день рождения Джотики весь город Раджагаха засиял. В возрасте шестнадцати лет, когда он осматривал землю, чтобы построить дворец, на ней возник семиэтажный дворец. Этот дворец сверкал драгоценными камнями. Это так же — Пуннавато иддхи. Они были результатом выполнения полезных действий, основанных на четырёх способах [достижения] психических сил.

Точно так же, по случаю, когда Джатила утеплял свой дворец у него возникла скала из чистого золота в восемьдесят локтей (~120 футов = 36.7 м.) в длину, ширину и высоту.

По случаю зачатия, рождения, Просветления Будды в системе из десяти тысяч миров происходили различные чудеса. Тело Будды имело тридцать две великих и восемьдесят меньших отметок великого человека — это Пуннавато иддхи. В день отречения Сиддхаттхи Готамы божество махабрахмы, называемое Гатикара, предложило ему восемь подношений (аттха парикхара). Сиддхаттха Готама обрезал свои волосы, бросив их в небо, и они остались там, не падая на землю, затем, царь божеств, Сакка собрал их и поместил в Силумини-четию (ступу), которую он построил в Таватимсе (Небесном Царстве). Когда одежда и другие украшения были брошены на землю, Махабрахма Гатикара взял их и положил в Сатака-четию на Брахма-локе. Это все — Пуннавато иддхи. Есть ещё несколько подобных случаев, связанных с Бодхисаттвой. Бодхисаттва достиг джхан, абхинньйи, випассана-ньян и состояния Будды без чьей-либо помощи из-за своих Пуннавато иддхи.

Здесь сегодня мы наслаждаемся особыми преимуществами Пуннавато иддхи. У нас есть два глаза, два уха, здоровое тело и здоровый ум, и все это благодаря силе Пуннавато иддхи то есть здоровым делам, совершенным с помощью здоровой Чанды, Вирии, Читты и Вимансы, накопленных в сансарном прошлом.

Далее идёт Саммаппайога иддхи. Все мирские и надмирские действия, выполняемые мудро, дают подходящие (здравые) результаты. Например, если фермер мудро возделывает своё поле, он пожнёт достойный урожай. Это — Саммаппайога иддхи.

Точно так же торговец, который действует мудро, в конечном итоге получит соответствующую прибыль. Тот, кто выполняет свою работу с умом, получит повышение по службе. Если мы рассматриваем их надземную сторону: мудрая раздача милостыни даёт здравые результаты, мудрое соблюдение заповедей даёт здравые результаты, мудрое слушание или изучение Дхаммы соответственно развивает знание Дхаммы, мудрое развитие джхан приводит к их обретению, мудрое развитие сверхъестественных знаний приводит к получению абхинньй и мудрое развитие Прозрения (Випассана) приводит к получению знания—прозрения (Випассана-Ньяна). Если мы мудро выполняем нравственные предписания, сосредоточение и мудрость, мы достигнем Путей-и-Плодов: входа-в-поток и т. д. Поэтому, когда мудро занимаешься чем-либо, мирским или надмирским, желание, энергия, сознание и исследование формируют основу и становятся иддхи-падами, и это называется Саммаппайога иддхи.

Эти четыре способа [достижения] психических сил, развитые всеми Буддами, Паччекабуддами и Арахантами, являются дхаммами, ведущими к Просветлению. Именно с помощью этих дхамм, ведущих к Просветлению, человек исполняет все свои мирские и надземные желания. Будда достиг Просветления, выполняя эти Дхаммы, ведущие к просветлению (Бодхи-пакхия Дхаммы), являющиеся необходимыми условиями для достижения состояния Будды (Бодхи-самбхара).