Человек и его религия

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

(a) Значение Религии

Согласно историкам, изучающим историю человечества, человек начал своё существование с отдельных родовых общин, которые постепенно преобразовались в группы или общество. Во всяком случае, теперь мы знаем, что когда-то в далёком прошлом человек был под властью страха и желания вознаграждения.

Человеческая жизнь действительно была полна пугающих событий (ситуаций) и вещей, которые создавали желание и страстное стремление. Например, переполнение ручьёв и рек из-за приливов, штормов и других природных опасностей, вред от змей, леопардов, тигров, диких слонов, врагов, и так далее. Всё это является опасностями для живых существ, и есть проблемы непосредственно человеческого существования, являющиеся тяжким бременем для самой жизни, такие как недомогания, болезни, старость и смерть.
У человека стало появляться чувство страха, когда он стал видеть и испытывать разнообразные опасности и проблемы. И, следовательно, для того, чтобы преодолеть такие проблемы и страдания, человек искал определённого рода религию. Люди желали мира и безопасности. Человек искал прибежище, вследствие страха и желания. В Дхаммападе*, в стихах 188, 189 Будда объясняет:

«Ко всякому прибежищу обращаются люди, мучимые страхом: к горам и к лесам, к деревьям в роще, к гробницам. Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище не из лучших. Достигший такого прибежища не освобождается от всех горестей».

Очевидно, что неверное почитание, поклонение, культ, ошибочные религии не принесут мира и защищённости от опасностей жизни. Такие ошибочные верования и деяния будут создавать бесконечные циклы повторных рождений и смертей, известных как «самсара».

Человеческая история зафиксировала, что в прошлом люди поклонялись богам рек и океанов, потому что им нужно было полагаться на них в поисках средств к существованию.
А те, кто искал средства к существованию возле гор, холмов, в садах и огородах поклонялись богам поблизости. Земледельцы и крестьяне возлагают свои надежды на небесных божеств, божеств дождя и других. Некоторые молятся за сыновей у подножия больших деревьев, потому что они верят, что такие молитвы и поклонение сможет исполнить их просьбы и желания.
Такие случаи были распространены в историческом прошлом человека во многих местах мира. Итак, религия началась как страх и желание, а термин «религия» означает «веру» в неведомое или
непостижимое.

(б) То, на что можно полагаться и на что нет

Когда всеведающий Будда появился в мире, он провёл чёткое различие между неверным вероисповеданием и верным. Таким образом, в Дхаммападе в стихе 189, мы можем найти следующие строки:

«Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище не из лучших. Достигший такого прибежища не освобождается от всех горестей».

Следовательно, нужно избегать неверных прибежищ или неверного культа и почитания, ясно понимая подлинную Дхамму.

Чтобы найти верное и приносящее пользу прибежище, Будда указывает Правильный путь:

«Тот же, кто нашёл прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе, кто владеет подлинным знанием, – видит Четыре благородные истины. Страдание, происхождение страдания и преодоление страдания, и Благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания. Вот такое прибежище безопасно, такое прибежище – лучшее. Достигший такого прибежища освобождается от всех горестей». (Дхаммапада 190,191,192)

(в) Вред от неверного вероисповедания и польза от верного

Затем Будда наставляет, насколько вредна опора на ошибочные вещи, и какую пользу приносит опора на верное вероисповедание. В Дхаммападе в стихе 189:

«Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище не из лучших. Достигший такого прибежища не освобождается от всех горестей».

Такое вероисповедание, поклонение и молитвы не являются благородными и священными. Поэтому печали и страдания продолжает преследовать человечество.

Пагубные плоды такого ошибочного вероисповедания заключаются в блуждании, в повторяющемся круге рождений и смертей, называемом самсарой. Жизненные ограничения и трудности продолжают связывать человека, который следует такому типу спасения. Таким образом, вред ошибочного вероисповедания – это рождение, старость, болезнь и смерть.

И в противоположность этому Будда указывает на пользу от принятия истинного вероисповедания:

«Тот же, кто нашёл прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе,…. Достигший такого прибежища освобождается от всех горестей».
(Дхаммапада, стихи 191-192)

Польза, наряду с других факторами, заключается в благородном поведении и высочайшем умиротворении, ведущем к наивысшей
свободе (Nibbāna). Поэтому, все люди должны понять, что только истинное вероисповедание помогает достичь человеческого и божественного счастья, состояния счастья Брахмы, и наконец, надмирского состояния Пути (Magga), Плода (Phala) и Ниббанны (Nibbāna), полного прекращения страдания (dukkha) или окончательного освобождения.

*Примечание. Здесь и далее приводится с небольшими изменениями перевод Дхаммапады в исполнении В. Н. Топорова, Издательство восточной литературы. – М., 1960.