Цель духовной практики
Сусила Саялай

источник: тхеравада.рф
Перевод: Леша Тэль
редактор: Ксения Тэль

 


Освобождение от цепляния требует, чтобы мы медитировали, чтобы увидеть истинную природу пяти совокупностей.
 Саялай Сусила

Существует два уровня цели в осуществлении практики:
— Немедленная Цель
— Конечная Цель
Ближайшая цель состоит в том, чтобы преодолеть наши привычные реакции на собственные симпатии и антипатии. В повседневной жизни наши шесть чувственных органов всегда открыты для воздействия шести объектов чувств: глаз — для воздействия формы, ухо — для звука, нос — для запаха, язык — для вкуса, тело — для осязаемых объектов, а ум — для различных мыслей. Нетренированный ум схватывает приятные или приятные объекты как «мое» с жаждой и как «я» с точки зрения идентичности. Но если объект непривлекателен или неприятен, ум навязчиво отвергает его. Когда объект нейтрален, мы отвечаем на него тупым безразличием, ошибочно полагая, что никакого чувства не возникает.

Эти привычные реакции порождают три каммических потенциала:
1. Камма дающая результаты в этой жизни.
Когда человек реагирует с отвращением, элемент огня в теле становится чрезмерным. Это явление приводит к тому, что лицо становится красным, а тело горячим. Когда человек постоянно находится в состоянии гнева, его здоровье также страдает. Эта «нездоровая» энергия, влияет как на других, а так и на окружающую среду.

2. Камма дающая результат в следующей жизни.
Влечение и отвращение считаются нездоровой каммой, которая оставляет после себя каммические тенденции в жизненном континууме человека. Когда эта камма созреет, человек способен переродиться в мирах с соответствующими ей состояниями.

3. Камма бессрочно эффективная.
Мы — хозяева собственной каммы. Пока мы все еще вращаемся в круге перерождений, эта бессрочная камма постоянно имеет потенциал для вызревания, когда созреют подходящие для нее условия. Мы медитируем, чтобы остановить наши привычные реакции и подорвать их каммические эффекты.

Конечная же наша цель состоит в том, чтобы увидеть пять совокупностей такими, какие они есть на самом деле, чтобы положить конец страданиям. Страдание происходит от привязанности к ним. Мы цепляемся за них, потому что не видим в них опасности или недостатков. Мы ослеплены красотой и удовольствием, вызванными пятью совокупностями. Наша практика состоит в том, чтобы постоянно видеть пять совокупностей такими, какими они являются на самом деле, непостоянными, страдающими и обусловленными, чтобы вызвать в уме разочарование. Будучи разочарованными, мы становимся бесстрастными, и отпускание страдания становится возможным.

Пять совокупностей — это связка формы, чувства, восприятия, ментального образования и сознания. Например, когда человек смотрит (сознание глаза) на свое отражение в зеркале (форма), он воспринимает свою собственную красоту (восприятие). Это восприятие вызывает возникновение очень приятного чувства, за которым следует восторг (ментальное образование): «Я прекрасен!» На самом деле, существует лишь характеристика, функция и проявление пяти совокупностей. Непрерывность потока сознания создает иллюзию постоянного и самостиного существования. Сознания возникают в быстрой последовательности, одно за другим, Каждое из них выполняет свою отдельную функцию. Не в силах разрушить непрерывность этого процесса, мы ошибочно полагаем, что сознание — это единое, постоянное состояние: я вижу, я слышу и т. д. Таким образом, мы ощущаем совокупность сознаний, как единую и постоянную сущность.