У дверей чувств
Дост. Панньяваро

 

перевод — Леша Тэль
редактор — Ксения Тэль
источник — тхеравада.рф

 

Есть два урока Будды, которые должны быть тщательно изучены и применены каждым Буддийским практиком для собственного Просветления: «медитация на шесть дверей чувств» и «понимание Закона взаимозависимого возникновения».

Вы начинаете буквально приходить в себя: видеть, слышать, пробовать на вкус, осязать и обонять. Это пять чувственных органов или чувственных оснований и «шестое чувство» или дверь — познавание или осознавание, являющееся основанием ума сознания глаза, сознания уха итд. Вы также должны осознавать чувства как внутренние, так и внешние; то есть органы чувств и их объекты: нос/запах, язык/вкус, тело/тактильные ощущения, ухо/звук, ум/объекты ума или сознание.

«Присутствие ума» у преобладающей чувственной двери во время чувственного впечатления — это и есть практика. Например, внимательность у глазной двери позволяет вам замечать эффекты от контакта между глазом, видимыми им объектами и то, как вы к ним относитесь. Осознанность чувственной двери приносит осознание того, что происходит во время чувственных впечатлений, а вместе с ними и развитие способности контролировать возникающие чувства и сознание.

Медитация не ограничивается статичной позой со скрещенными ногами. Это особенно верно для медитации Прозрения (Випассаны), которая представляет собой динамическую практику пристального внимания к тому, что вы делаете, в какой бы позе или ситуации вы бы ни находились. Чтобы утвердиться в этом медитативном внимании и пребывать в настоящем моменте, вам необходимо постоянное осознавание одной из шести дверей чувств.

Попробуйте выполнить это упражнение, ориентируясь на свои двери (органы) чувств.

Проверьте! Где ваше внимание находится в данный момент? Какое чувственное впечатление преобладает сейчас? Сейчас это глаза, если вы читаете эту страницу, ухо, привлеченное звуками или сенсорные ощущения контакта тела со стулом, на котором вы сидите. Сейчас хороший момент — время установить привычку сознательно присутствовать у дверей чувств и отмечать, что происходит во время чувственных впечатлений.

Остановитесь на несколько минут, выберите дверь чувств и будьте внимательны к тому, что в ней происходит: какое чувство присутствует, каково качество этого чувства: приятно ли оно, неприятно или нейтрально, ассоциативная мысль, и особенно обратите внимание на изменения. Полезно завести привычку задавать себе проверяющие вопросы о практике во время ежедневной рутины: в какой двери я нахожусь? что там происходит? каковы будут связанные с этим чувства, которые возникают?

Эта стратегия присутствия у двери чувств связана с практическим применением и изучением Взаимозависимого происхождения, Патиччасамуппады, или причинности. По мере того как медитирующий переживает ряд причинных событий, они могут быть перехвачены в связи либо с сознанием, либо с чувственным впечатлением, либо с чувством. Способность делать это дает вам возможность освободиться от обусловленного цикла страданий, в который, сами того не зная, попадает большинство людей.

Закон Взаимозависимого происхождения — это глубокая тема и сама сущность Учения Будды. Существует знаменитая беседа между Буддой и его личным помощником Анандой. Когда Ананда небрежно заметил, что, считает, что его легко понять, Будда ответил: «Это не так, о Ананда. Никогда не говори так. Именно потому, что люди не понимают Взаимозависимого происхождения, они не способны проникнуть в него, их умы остаются непросветленными. Точно так же, как клубок бечевки запутывается, завязываясь узлом, так же все живые существа пойманы в ловушку и не могут освободиться от колеса существования (Самсары), страданий, смерти и перерождений в адах».

«Как распутать этот клубок?» (цитата из «Visuddhi Magga» — путь очищения)

Распутывание происходит путем «проникновения» ума во Взаимозависимое возникновение через осознание «дверей чувств». То, что мы переживаем сейчас, происходит из событий, которые возникли из предыдущих условий и связаны причинно следственная связью, то есть циклическим существованием.

Полезно знать все одиннадцать звеньев цикла Взаимозависимого возникновения. Даже теоретические знания о нем укажут вам правильное направление для самоисследования приводящего к Освобождению:

1 — С неведением как причиной возникают кармические образования — намеренные поступки;
2 — с намеренными поступками, как причиной, возникает сознание;
3 — с сознания как причиной, возникает феномен взаимодействия ментальности/материальности;
4 — с ментальностью/материальностью как причиной, возникают шесть чувственных органов (дверей);
5 — с шести чувственными органами как причиной, возникает контакт (с объектами органов чувств);
6 — с чувственными впечатлениями как причиной, возникают ощущения («vedana»);
7 — с ощущениями как причиной, возникаем влечение;
8 — с влечением как причиной, возникает цепляние;
9 — с цеплянием как причиной, возникает становление;
10 — с становлением как причиной, возникает рождение;
11 — с рождением как причиной, возникают — боль, старость, смерть, то есть обусловленное страдание.

Вот история просветления Бахии, человека носившего одежду из коры и практиковавшего именно этот метод. Первоначально Бахия был купцом, который, путешествуя по морю со всем своим товаром, потерпел кораблекрушение и был выброшен на берег голым. Он нашел пещеру, чтобы укрыться от непогоды, и, подобрав старую чашу, отправился за милостыней. Местные жители были поражены его аскетизмом, и его репутация праведного аскета росла. Его пробовали испытывать, люди предлагали ему красивые одежды, но, зная, что они потеряют веру если он примет их, он отказывался от них. В честь Бахии был построен храм и ему поклонялись как Архату (Просветленному). Со временем он и сам поверил, что на самом деле является Просветленным.

Он жил жизнью безупречной нравственности и развил в уме хорошую способность к концентрации. Однажды, когда он медитировал, Дэва (его умерший родственник) смог убедить Бахию, что он на самом деле не просветлен, и что он должен навестить и пообщаться с Буддой, настоящим Арахантом, который мог бы помочь ему.

Бахия проделал долгий путь в Саваттхи и достиг монастыря как раз в тот момент, когда Будда собирался совершить ежедневный поход за подаянием. Отшельник трижды просил Будду обучить его Дхарме, прежде чем Просветленный согласился сделать это в такое неподходящее для этого время.

Затем Будда дал следующие краткие наставления:
«Бахия, ты должен тренироваться таким образом: с видимым тобою должно быть «только видимое»; со слышимым тобою должно быть «только слышимое»; с ощущаемым (осязаемым, вкушаемым, обоняемым) тобою должно быть «только ощущаемое»; с познаваемым тобою должно быть «только познаваемое». Когда для тебя, Бахия, существует только видимое, слышимое, осязаемое и познаваемое, тогда тебя не будет. Тогда ты, Бахия, не будешь ни внутри, ни снаружи, ни в обоих этих местах — это само по себе является окончанием страдания.»

Благодаря этому краткому наставлению, Бахия, через отсутствие цепляния, быстро достиг Просветления и стал Архатом.

Вскоре после того, как Будда ушел, Бахия был насмерть забодан коровой. Когда Будда вернулся с похода за подаянием и обнаружил что Бахия мертв, попросил кремировать его и построить для него ступу. Когда Будду спросили, какова судьба Бахии, он ответил, что, поскольку он в присутствии учителей обучился объекту медитации и практиковал согласно Наставлениям, Бахия достиг Париниббаны — окончательного Просветления.

Перевод: Лёша Тэль
Редактор: Ксения Тэль