Устранение гнева (фрагмент)
Дост. К. Пиятисса Тхера

источник — тхеравада.рф
перевод — Леша Тэль
редактор — Парияно Бхиккху 

Конечная цель буддизма — это бессмертное состояние Ниббаны, единственной необусловленной реальности. Поэтому тот, кто стремится к этому состоянию, должен отказаться от эфемерных мирских стремлений и привязанностей ради её достижения. Очень немногие достаточно зрелы, чтобы развить свои умы для достижения этого состояния в настоящей жизни. Будда не навязывает жизнь отречения тем, у кого нет духовных способностей вступить в святую монашескую жизнь.

Поэтому человеку следует идти путём мирянина, который является двойным: благополучие, достигаемое в этой жизни; и достигаемое в будущих жизнях, как ступени духовного пути. Хотя человек может наслаждаться удовольствиями жизни, он должен рассматривать своё тело как инструмент, при помощи которого можно практиковать добродетель для чужой и своей собственной пользы. Он должен жить полезной жизнью нравственной целостности, жизнью простоты и небольших потребностей.

Что касается обретения богатства, Будда сказал: «Нужно быть прилежным и энергичным», а что касается сохранения своего богатства, «нужно быть внимательным и экономным».

Не исключено, что существование даже такого человека может быть так или иначе обеспокоено или потревожено действиями «неумелых» людей. Хотя они и могут побудить его отказаться от избранного Пути, именно в такие моменты нельзя забывать о действиях, которые необходимо предпринять для достижения мира. Согласно учению Будды, они включают в себя размышление: «Другие могут быть опасны, но я всегда буду оставаться безвредным, поэтому я должен постоянно тренировать себя». Мы не должны забывать, что духом буддизма является полное умиротворение. В спокойной и безмятежной атмосфере учения Будды есть все шансы, все возможности для устранения ненависти, ревности и насилия из нашего ума.

Неудивительно, что иногда в нашей повседневной жизни мы чувствуем злость на кого-то из-за чего-то. Но мы не должны позволять этому чувству жить в нашем уме. Мы должны пытаться обуздать его в тот самый момент, когда оно возникло. Как правило, есть восемь способов обуздать или контролировать свой гнев.

Первый из них заключается в том, чтобы вспомнить об учении Будды. Очень часто Будда объяснял недостатки гневного характера. Вот одно из его наставлений: «Предположим, какой-нибудь бандит поймает одного из вас и начнёт распиливать ваше тело на куски двуручной пилой. Если в этот момент вы почувствуете гнев, то вы не являетесь последователем моего учения». Какачупама Сутта, Маджхима Никая 21

Снова: «Как бревно от костра, сожжённое с обоих концов и загашенное посередине, не служит дровами ни в деревне, ни в лесу, то же касается полезности гневливого человека». Ангуттара Никая II, 95

Далее, мы можем рассмотреть Совет Будды, который можно найти в Дхаммападе: «Он ругал меня, он бил меня, он победил меня, он украл у меня мою собственность. Тот, кто поддерживает подобные мысли, никогда не сможет успокоить свой гнев.

Ненависть никогда не успокоить ненавистью, но только любовью она усмиряется — таков вечный закон». Строфы: 4-5

«Ни с кем не говори резко. Ибо те, с кем грубо говорят, могут отомстить вам. Злые слова задевают чувства других, за них вас даже могут побить». Строфа 133

«Терпеливость — это высочайшая практика. Терпение — это высшая добродетель. Таково учение Будд». Строфа 184

«Пусть человек избавится от своего гнева. Пусть он искоренит свою гордость. Пусть он преодолеет все оковы страстей. Никакие страдания не постигнут того, кто не цепляется за ум и тело и не претендует на что-либо в мире». Строфа 221

«Победите гнев его отсутствием. Побеждайте зло добром. Победите скупость щедростью. Победите лжеца правдой». Строфа 223

«Берегите свой разум от возникновения гнева. Держите его под контролем. Отрекитесь от дурных мыслей и развивайте чистоту ума». Строфа 233

Если, размышляя над учениями Будды, человек не сможет обуздать свой гнев, пусть он попробует второй метод.

Естественно, любой плохой человек может обладать хорошими качествами. Некоторые люди имеют злые намерения, но говорят обманчиво или лукаво и невидимо для окружающих достигают своих целей. Некоторые люди грубы лишь в своей речи, но не в мыслях и поступках. Некоторые люди грубы и жестоки в своих поступках, но не в своих речи и уме. Некоторые же мягки и добры умом, речью и поступками.

Когда мы на кого-либо злимся, мы должны попытаться найти что-то хорошее, либо в его мыслях, либо в его речи или действиях. Если мы находим в нём какое-то полезное качество, то должны задуматься о его ценности и важности, игнорируя всё плохое как естественную слабость, которую можно найти в каждом. Если мы начнём видеть людей подобным образом, наш ум смягчится, и мы сможем даже чувствовать симпатию и уважение к подобному человеку. Если мы разовьём подобный образ мышления, то сможем обуздать или устранить свой гнев по отношению к любому человеку.

Иногда этот способ так же может не принести успеха и тогда нам следует попробовать третий метод. В принципе, он представляет из себя подобные размышления:

«Он сделал мне что-то плохое и тем самым создал загрязнение в своём уме. Тогда зачем же мне портить мой ум из-за его глупости? Иногда я игнорирую поддержку или помощь, моих родственников. Иногда они даже плачут из-за такого, как я себя веду. Будучи сам человеком, иногда ведущим себя неправильно, почему бы мне не игнорировать похожий глупый поступок другого человека?»

«Он поступил неправильно, будучи подвержен гневу, должен ли я также следовать его примеру, загрязняя свой ум нездоровым гневом? Разве не будет глупым подражание подобному примеру? Он своей ненавистью, разрушает себя внутренне. Зачем же мне из-за него разрушать свою репутацию?»

«Все вещи этого мира сиюминутны. Ум и тело также постоянно меняются. Мысли и тело, с которыми мне было сделано зло, теперь уже не существуют. То, что я сейчас называю одним человеком — это мысли и физические явления, которые отличаются от тех, которые раньше причиняли мне вред, хотя и принадлежат к одному и тому же психофизическому процессу. Мысль вместе с массой физических частиц причинила мне какой-либо вред и тут же исчезла, уступив место последующим мыслям и частицам материи. Так на что же я злюсь? С растворившимися частицами ума и материи возникли другие, которые сейчас не делают ничего плохого? Должен ли я сердиться на невиновные феномены, за поступки других, которые сделали мне плохо и уже исчезли?»

«Так называемое моё «я» не является одним и тем же в течение двух последовательных моментов. В тот момент, когда ему было причинено зло, существовали другие мысль и масса молекул, которые рассматривались как «я», тогда как то, что рассматривается как «я» в настоящий момент, является другим набором мыслей и молекул, хотя и принадлежащих к тому же самому процессу. Таким образом, какое-то другое существо поступило неправильно с кем-то другим, и сейчас совсем другое существо сердится из-за этого на того, кто этого не делал. Разве это не нелепо?»

Если мы трезво исследуем природу нашего существования и его событий таким образом, что наш гнев может тут же утихнуть или раствориться.

Есть и другой способ избавиться от нарастающего гнева. Предположим, мы думаем о ком-то, кто причинил нам зло. В таких случаях мы должны помнить, что мы страдаем от вреда или потери в результате нашей предыдущей каммы. Даже если бы другие и злились на нас, они не смогли бы причинить нам вреда, если бы при этом не существовало скрытой силы прошлой нездоровой каммы, совершённой нами, которая воспользовалась этой возможностью, чтобы помочь нашему врагу. Так что именно я, а не кто-то другой, несу ответственность за вред или потерю случившиеся со мной. И в то же время теперь, когда я страдаю от результата прошлой каммы, если я из-за этого рассержусь и причиню кому-либо какой-либо вред, тем самым я создам гораздо более нездоровую камму, которая принесёт мне соответственно нездоровые результаты в будущем.

Если мы вспомним этот закон каммы, наш гнев может немедленно утихнуть. Мы можем рассматривать такую ситуацию и по-другому. Мы, последователи Будды, верим, что наш Бодхисаттва прошёл через неисчислимое количество жизней, практикуя развитие своих добродетелей (парами), прежде чем достичь состояния Будды. Будда рассказывал истории о некоторых своих прошлых жизнях в качестве примера, обучающего нас, как их развивать. Жизнь принца Дхаммапалы и аскета Хантивади наиболее показательны в этом плане.

В свое время Бодхисаттва родился как сын некоего царя по имени Махапатапа. Ребёнка назвали Кулла Дхаммапала. Однажды королева сидела на стуле, ласкала своего ребёнка и не заметила проходящего мимо короля. Король подумал, что королева так гордится своим ребёнком, что не встаёт со стула, даже когда видит, что её господин король проходит мимо. Поэтому он рассердился и немедленно послал за палачом. Когда он пришёл, король приказал ему вырвать ребёнка из рук королевы и отрезать ему руки, ноги и голову, что он и сделал мгновенно. Ребёнок, наш Бодхисаттва, перенёс всё это с чрезвычайным терпением, он не стал раздражительным и не отказался от беспристрастной любви к своему жестокому отцу, оплакивая мать и палача. В то время он уже достиг зрелости в практике терпения и любящей доброты.