Традиции Тхеравады
(Историческое и Доктринальное исследование)
Профессор Вайджбандара Чандима

Перевод с англ.: Татьяна Ремизова
Источник: https://theravada.world/

 

В поисках раннего Буддизма учёные
установили следующие критерии:

● Более ранним считается то, что встречается в литературе многих школ (особенно между Палийскими Никая и Китайскими Агама)
● То, что относится к комментариям является продуктом более позднего разделения на секты (школы) и не принадлежит к Ранним учениям
● Относящееся к мифам, магии и религиозным предрассудкам появилось позднее, тогда как философия общепризнанных ранних текстов свободна от мифологии
● Язык является важным фактором для определения того, что возникло раньше, а что позже
● Некоторые внутренние отсылки к записям из других сутт также могут помочь в определении древности

Было проведено много исследований для кристаллизации самых ранних учений Будды и их отличий от Тхеравады. Например, Дж. Такакусу, сравнил палийскую Сутта Питаку (Никаи) и китайские Агамы (т.е. сутры, содержащиеся в древних Агамах) и обнаружил, что они значительно больше согласуются друг с другом, чем различаются. Однако многие моменты в материалах Абхидхамма Питаки не совпадали. На этом основании он предположил, что Абхидхамма Питака освещает события, произошедшие уже после разделения буддизма на школы.

Но тот факт, что даже последователи Махасангхики, первой секты, отделившейся от первоначальной Тхеравады, заявляют о том, что они не признают Абхидхамму словами Будды, — указывает на то, что к моменту Второго буддийского Собора она уже была создана и оформилась как особая отдельная часть Канона. Поскольку на строфы Абхидхаммы ссылаются многие сутты из Дигха, Мадджхима и Ангуттара Никая, — то мы можем смело предположить, что схоластика Абхидхаммы во времена Будды уже развивалась.

Тхеравада (Буддаяна) — наиболее традиционная (аутентичная) и «пуристская» (за чистоту) среди всех Буддистских школ/сект. С тех пор, как её сторонники сплотились в группу вокруг старейшин, они были обеспокоены уязвимостью слов Будды перед угрозой искажения. Они знали о многочисленных случаях, когда даже при жизни Будды монахи-ослушники пытались внести катастрофические искажения. Будда сам предвидел в будущем возможность попыток исказить учение, и в качестве целительного средства он ввел Четыре Махападесы (махападеша), — особые техники, позволяющие отбросить нездоровые искаженные воззрения, которые могут быть преподнесены как слова Будды.

Таким образом, тхеравадины собрали и тщательно сверили высказывания Будды и препоручили их для сохранения особой группе монахов. Эти монахи, прозванные «дхамма-бханака», «чтецы Дхаммы», — чтобы сохранить речи Будды, ежедневно декламировали их по частям. В согласии с традицией бханаков существовала ачарья парампара (acariya parampara), — скорее неофициальная линия передачи, которая хранила ортодоксальные толкования неоспоримыми, и эта традиция обычно принималась всеми тремя ранними школами буддизма — Тхеравадой (Вибхаджьявадой), Махасангхикой и Сарвастивадой.

Здесь требуется отметить, что даже комментаторы Тхеравады осознавали тот факт, что их толкования НЕ представляют собой ранний Буддизм. Например, Буддхагхоша (Буддагоса), великий теоретик Тхеравады, — в своём комментарии к Винае утверждал, что существуют 4 уровня авторитетных источников: а именно Sutta (Сутта), Suttanuloma, Acariyavada и Attanomati. Он объяснял Attanomati как комментаторские решения, возникшие в результате интеллектуальных практик отдельных специалистов и включённые ими в Тхераваду. Он добавлял также, что они важны в меньшей степени.

Тхеравадины придавали первостепенное значение Винаи. Они даже декламировали Винаю прежде, чем Сутты. «Виная — жизнь религии. Когда Виная установлена, то и религия крепка», — провозглашали они. Поскольку они не желали никаких искажений, возможных из-за развращения будущих монахов роскошью, они ударились в некоторую крайность и отвергали свободу, данную им Буддой, — пересматривать незначительные правила Винаи. Тхеравадины развили уникальную традицию комментирования Дхаммы, описанную в Petakopadesa и Nettippakarana. Возможно, она была создана учителями, упоминаемыми Буддхагхошей как Порана (Poranas).

Истинная религиозно-философская тождественность Тхеравады обнаруживается в развитых учениях Абхидхармы, которая затем проникла в их комментаторскую традицию. Висуддхимагга Буддхагхосы, крупнейшего теоретика Тхеравады, — это центральное толкование Сутта Питаки, которая близко следует за доктринами Абхидхаммы. Было бы неверным утверждать, что как Тхеравада, так и ранний Буддизм провозглашали, — что каждый должен стремиться достичь арахантства (Arahathood), а не состояния Будды (Buddhahood). Возможность достижения Ниббаны любым из этих трёх видов бодхи (просветления) признаётся, но однако никто не утверждает, что каждый должен следовать именно этим или именно тем путём.