Справиться с депрессией по-буддийски
Бханте Дхаммика

Выступление в Сингапуре 22 июня 1986 года
Записано Амилой Нипун Ганегода
перевод — Гора грифов

 

Я хотел бы поговорить о проблеме, которая становится все более распространенной в современных обществах, например в Сингапуре и в других развитых странах, и это проблема депрессии. Глядя на традиционные общества, вы видите, что у них даже нет слов для этой проблемы. Это не потому, что люди в таких обществах не пребывали иногда в унынии, и не потому, что депрессия была им неизвестна; она была. Но, безусловно, оказывается что она не была не так распространена как в большинстве современных, богатых индустриальных обществах. Фактически, депрессия стала настолько распространенной, что компании, которые производят антидепрессанты, такие как Флуоксетин, Валиум, Прозак и подобные лекарства, получают огромную прибыль. Если вы хотите получить хорошую отдачу от своих инвестиций, вложите свои деньги в компанию, которая продает антидепрессанты. Поскольку так много людей стали настолько депрессивны, что жизнь для них, очевидно, стала бессмысленна, то единственное что им может помочь пройти через это — антидепрессанты.

Как мы только что сказали, депрессия не является уникальной для современных обществ и не является новой проблемой. На самом деле, она описана знакомыми нам способами в буддийских писаниях. У нас есть несколько слов или терминов на английском языке для обозначения различных типов и интенсивности депрессии — меланхолия, уныние, удрученность, мрачность и т. д. Уинстон Черчилль страдал от приступов тяжелой депрессии и называл это своей «черной собакой». Главное слово для депрессии в буддизме — висада (visāda). Слово сока (soka) часто используется для обозначения горя — вида депрессии, обычно связанного со смертью любимого человека. Однако Будда также использовал слово сока для ряда негативных чувств, сопровождающих потерю, неудачу, самоуничижение и страх смерти. Он описывает симптомы, связанные с руминацией, вот так: «Когда глупец находится на своем стуле, кровати или на земле, то злонамеренные поступки совершенные с помощью тела, речи и ума, которые он совершил в прошлом, покрывают его, окутывают и обволакивают его. Подобно тому, как тень большой горной вершины вечером покрывает, окутывает и обволакивает землю, так и злонамеренные поступки, совершенные с помощью тела, речи и ума, совершенные глупцом в прошлом, окутывают и обволакивают его. Тогда глупец думает: «Я не сделал добра, я сделал зло», и он скорбит, становится подавленным, причитает, плачет, бьет себя в грудь и чувствует себя обезумевшим от горя». Некоторые другие симптомы, связанные с депрессией описаны Буддой и быстро определяются современным врачом, включают потерю интереса к работе и еде, опущенные плечи, мрачное выражение лица, задумчивость и необщительность.

Можно сказать, что существует три типа депрессии. Первый тип связан с некоторыми химическими нарушениями в мозге. Этот тип депрессии иногда лечится лекарственной терапией, поэтому мы не будем говорить об этом здесь. Оставляя это в стороне, есть два других типа. Есть то, что мы можем назвать случайной депрессией, а затем есть то, что мы можем назвать экзистенциальной депрессией. Давайте рассмотрим первый из них, потому что это довольно частое явление. Нам всем грустно, мы все скорбим, мы все пребываем в унынии, чувствуем себя мрачными, капризными или время от времени подавленными. В таком состоянии мы можем чувствовать скуку, потерю интереса, мы можем плакать, и это может продолжаться какое-то время. Но в конце концов, через несколько дней или неделю или две, мы обычно преодолеваем это. Эта случайная депрессия может быть вызвана разными причинами, наиболее распространенными из которых являются неожиданная смерть любимого человека или серьезная неудача в жизни. Вы можете сказать, что случайная депрессия имеет рациональную основу. Например, если кто-то, кого мы знаем и любим, очень долго болел, и мы ожидали, что он умрет, и он умирает, мы можем при этом пережить период грусти, но мы вряд ли впадем в депрессию. Успев психологически подготовиться к их уходу, мы защищены от депрессии. Точно так же, если любимый человек умирает в зрелом возрасте 85, 90, 95 лет, мы некоторое время будем грустить, но вряд ли мы впадем в депрессию. Зная, что они прожили долгую жизнь, что они подошли к концу своей естественной жизни, мы принимаем их как часть естественного хода вещей. Однако, если пара только что вышла замуж и один из них умирает, или если умирает относительно молодой человек, или если кто-то умирает внезапно и неожиданно, их родители, братья и сестры и друзья нередко испытывают горе, которое в течение какого-то времени переходит в депрессию. Но даже тогда в конце концов они восстанавливаются и возвращаются в свое обычное состояние.

Иногда мы чувствуем себя подавленными из-за жизненных неудач, которые вызывают у нас чувство неполноценности. Этот аспект депрессии является серьезной проблемой здесь, в Сингапуре и в таких обществах, как Япония, в очень конкурентных обществах, где большое внимание уделяется тому, чтобы быть успешным, первым, быть на вершине или «впереди всех», как говорится. Даже некоторые подходы к религии способствуют такому стрессовому отношению. Недавно я увидел возле церкви табличку с заголовком «Будь победителем!». Давление «быть победителем» особенно тяжело для молодых людей. Они обязаны жить в стрессе, с которым даже взрослые испытывают трудности. Перед экзаменами возникает огромная тревога и беспокойство, после экзаменов, в зависимости от результатов, возникает чувство облегчения и восторга или депрессии. Неспособность оправдать собственные и чужие ожидания и требования может вызвать чувство стыда, неполноценности и депрессию.

Еще одной причиной депрессии является чувство потери по отношению к успеху, богатству, славе или молодости. Я часто сталкивался с людьми, которые говорили мне, что их бизнес идет хорошо, все было чудесно, а потом они теряли все в 1983/84 году, когда в Сингапуре возникли проблемы в экономике. Они жили в квартире за миллион долларов, теперь они живут в квартире за 200 000 долларов. Раньше у них было пять машин, а теперь у них всего одна. Раньше они отправляли своих детей в школу Раффлз, теперь они ходят в менее престижную школу Аутрэм. И в результате этого они чувствуют себя довольно подавленными. У них до сих пор достаточно еды, они все еще финансово защищены, но с точки зрения того, что у них было до этого, они чувствовали себя потерянными, что они «спустились в мир», как говорится в пословице. Подобные вещи распространены в мире развлечений. Вы часто слышите, что бывшие артисты жалуются на то, что когда-то они были в центре внимания, что за ними гонялись папарацци, что в популярной прессе сообщали об их поступках, что фанаты хотели получить их автограф, что их следующий фильм был источником интереса и что сейчас никто их не замечает. Многим таким артистам очень трудно приспособиться к переходу от знаменитости к безызвестности, и они часто пытаются справиться с этим с помощью алкоголя или других наркотиков.

Но, пожалуй, самая распространенная форма депрессии — это та, что случается из-за потери чего-либо связанным со старением. Когда мы молоды, у нас есть сила, здоровье и красивая внешность. И затем, когда мы стареем, один за другим, эти дары уходят от нас. Многие люди достаточно хорошо приспосабливаются к этому процессу. Они проявляют осторожность к советам Дезидераты и «любезно прислушиваются к советам лет, грациозно оставляя принадлежащее юности». Но некоторые люди, особенно те, у кого была активная молодость; успешные спортсмены, гламурные актеры или актрисы, топ-модели и так далее, видят старение с дурным предчувствием и страхом. Они становятся чрезмерно обеспокоены своим здоровьем, своей внешностью, тем, как их воспринимают другие. Конечно, вы можете предотвратить появление признаков старения на определенный период времени. И сейчас с помощью науки и пластической хирургии вы можете выглядеть моложе. Вы можете надеть прокладку здесь, там, везде, вы можете носить парик, покрасить волосы, сделать подтяжку лица, сделать несколько подтяжек лица, заполучить намного более молодого парня или девушку, вы можете сделать инъекции ботокса. Когда все подобные вещи уже не могут скрыть правду, те, кто это сделал, впадают в депрессию. Так что все это будет примером депрессии, которую мы время от времени испытываем; они связаны с определенными событиями или определенными обстоятельствами.

Есть ли что-то, что мы можем сделать, что поможет нам избавиться от такой случайной депрессии, чтобы она не развилась до такой степени, чтобы стать проблемой? Согласно Будде, естественной частью реальности является то, что он назвал Восемью Мирскими Реальностями (аттхалока дхамма,aṭṭhaloka dhamma). Это Успех и Потеря, Безвестность и Слава, Вина и Похвала, Счастье и Печаль. Если вы посмотрите на обычную человеческую жизнь, то увидите, что это взаимодействие, чередующаяся последовательность этих состояний. Одно может длиться дольше другого, одно может быть более интенсивным, чем другое, несколько могут возникать одновременно, но рано или поздно они уступят место одному из других. Мы сейчас в центре внимания, потом постепенно исчезаем и, возможно, снова становимся знаменитыми. Мы были бедны, затем мы стали богатыми, и теперь мы потеряли все это. Так называемое Движение Позитивного Мышления, в его светских или религиозных формах, обещает, что, если мы будем просто держать негативные мысли в стороне, повторять позитивные фразы и «ставить цели и идти к ним», мы осуществим все наши мечты и желания. Такие утешительные, но вводящие в заблуждение идеи не готовят нас к неизбежным взлетам и падениям жизни — фактически они делают нас неготовыми к ним. Помните, что Восемь Мирских Реальностей удерживают нас от падения за борт, когда у нас есть успех, слава, похвала и счастье, и не дают нам сильно расстраиваться и отчаиваться, когда у нас есть потеря, безвестность, вина и печаль. Быть грустным и подавленным, но напоминать себе, что иногда это естественно и нормально, и что «это тоже пройдет», как ни странно, расширяет возможности. Это дает вам силы вынести это и терпение, чтобы видеть это. Будда советовал периодически размышлять о Восьми Мирских Реальностях, что является одним из самых практичных его даров человечеству.

Однако существует еще один тип депрессии, который становится все более распространенным и который мы можем назвать экзистенциальной депрессией. Это когда люди страдают от депрессии в течение длительного времени и до такой степени, что она начинает влиять на их нормальное функционирование в обществе. Они становятся меланхоличными, мрачными, пессимистичными, замкнутыми, они страдают от того, что называется хронической депрессией. Этому тоже есть определенные причины. Об этом написано много, доктора часто сталкиваются с этим, как и психиатры. Было много дискуссий о том, почему в обществах, которые относительно богаты, безопасны и где есть большие возможности, почему так много людей страдают от хронической депрессии.

Первая причина этого, и та, которая не всегда принимается во внимание, заключается в том, что она может быть результатом глубокого прозрения. Если это правда, как говорит Будда, что «существование — это страдание», и если мы видим это глубоко и искренне, это может действительно заставить нас чувствовать себя довольно подавленным, по крайней мере, на какое-то время. Если это правда, что потеря следует из прибыли, а печаль следует из счастья; и действительно то, что жизнь заканчивается смертью, тогда, возможно, понятно, что люди впадают в депрессию. Когда они по-настоящему пристально смотрят на реальность, понятно, что некоторые люди могут чувствовать себя мрачно. И, конечно, не только буддизм говорит, что жизнь — это страдание. Пожалуй, самая глубокая книга в Библии, безусловно, самая философская — это Екклесиаст, который начинается такими словами: «Суета сует! Все это суета. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, но земля остается навсегда. Солнце встает, а затем садится и спешит к тому месту, где оно встает. Все реки текут в море, но море не переполняется. Все вещи полны усталости; человек не может выразить это; глаз не удовлетворяется видимым, а ухо не удовлетворяется слышимым. Что было, то и будет, то, что сделано, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем ».

В комментариях к этим мощным словам часто говорится, что они написаны усталым стариком. Но почему это должно быть так? Возможно, они были написаны вдумчивым, наблюдательным молодым человеком. Бертран Рассел, безусловно, не пессимист, сказал, что «мир ужасен, ужасен, ужасен!». Один из наиболее популярных и влиятельных философов этого века, Жан-Поль Сартр, сказал, что «жизнь — не что иное, как бесполезная страсть». Даже христианский экзистенциалист и философ Серен Кьеркегор пришел к выводу, что жизнь абсолютно бессмысленна. Люди часто предполагают, что эти философы были пессимистичны. Но если мы посмотрим на большинство из этих философов, то обнаружим, что они не были особенно пессимистичны в том, как прожили свою жизнь. Когда вы читаете их тексты, у вас может сложиться такое впечатление. Но такой человек, как Жан-Поль Сартр, вел очень насыщенную, очень плодотворную и, по-видимому, относительно счастливую жизнь; конечно не менее счастливую, чем у большинства людей. И можно сказать, что Бертран Рассел действительно прожил жизнь во всех смыслах этого термина, и у него было прекрасное чувство юмора. Просто указывать пальцем на реальность и видеть в некоторых смыслах, что это бессмысленно и пусто, не обязательно приводит к депрессии. Мудрые люди считают жизнь бессмысленной и решают придать ей смысл, заполнить пустоту чем-то стоящим. Я бы сказал, что Будда был одним из таких людей. Но у некоторых людей нет ресурсов, чтобы сделать это, и эта истина приводит их в депрессию. И, вероятно, причина этого в том, что они поняли, что жизнь не оправдала их ожиданий. Они хотели, чтобы жизнь была особенной. Но оказалось не так; они хотели, чтобы жизнь была полной и насыщенной, они хотели, чтобы все шло так, как они хотели, они хотели жить вечно, они хотели быть всегда счастливыми. Они обнаруживают, что жизнь не такая, она не работает таким образом, и они погружаются в депрессию. Они решают отвернуться от мира, который их разочаровал, и они впадают в глубокую депрессию.

Но есть и другие подходы к более глубокому пониманию природы реальности. Некоторые люди видят, что жизнь может быть довольно бессмысленной, что независимо от того, какой сладкий фрукт ты получаешь, все заканчивается смертью. Поэтому вместо того, чтобы впадать в депрессию, они решают: «Хорошо! У меня есть еще несколько лет, еще несколько десятилетий, и, черт возьми, я собираюсь получать от этого удовольствие». Они становятся гедонистами, они решают втиснуть как можно больше удовольствия в оставшееся время. Это отношение хорошо выражено в этой старой поговорке: «Ешь, пей и веселись, потому что завтра мы умрем». Некоторое время такой подход к жизни может работать, вы можете уйти от реальности, вы можете держать её на расстоянии, но, конечно, один из конечных результатов гедонизма — немного другая версия депрессии; вам это надоедает и вы пресыщаетесь этим. И, наверное, одно из самых невыносимых страданий — это скука. Это похоже на посещение длинной неинтересной лекции, которую читает особенно скучный лектор. Вы хотите, чтобы это закончилось, но это просто тянется и продолжается. Некоторые люди видят ​​жизнь именно такой, и, конечно же, гедонизм обычно заканчивается скукой. Причина этого кроется в самой природе органов чувств. У органов чувств есть нервы, и когда эти нервы стимулируются особым образом, мы испытываем удовольствие. Но так же, как мы получаем мозоли на наших пальцах или руках, когда мы часто их используем, мы получаем то, что мы могли бы назвать психологическим мозолями, когда органы чувств постоянно стимулируются. Испытывая много удовольствия, мы наслаждаемся им; но через некоторое время, чтобы получить тот же уровень удовлетворения, нам нужно стимулировать чувства в большей степени. Какое-то время это приносит насыщенность и удовлетворение, а затем чувства снова начинают притупляться. И тогда нам нужно больше стимуляции; и, конечно, это доходит до того, что вы достигаете какого-то предела не можете его преодолеть. И тогда у вас появляется скука или, что еще хуже, извращение.

Есть другая реакция на реалии жизни. Некоторые люди также реагируют на нежелательные аспекты существования, уходя в иллюзии. Они не могут найти никакого смысла в жизни, им не хватает креативности, чтобы придать ей какое-то достижимое и стоящее значение, поэтому они ищут идеологии, философии или религии, претендующие на то, чтобы предложить смысл, или, по крайней мере, утешительные обещания. Вы можете, если приложите достаточно усилий, убедить себя, что собираетесь жить вечно в каком-то раю за облаками. И когда вы попадете туда, вы снова встретите всех своих друзей, и это будет просто замечательно. Мы все будем жить вместе вечно. Или вы можете убедить себя в том, что существует план, что все имеет значение, что все, что происходит, происходит для того, чтобы научить нас чему-то, показать нам что-то, добиться справедливости. И, конечно, некоторые люди могут продолжать такие верования в течение длительного времени, а некоторые — навсегда. Но многие люди не могут.

Рано или поздно эта старая испорченная реальность разрывается, и их иллюзия рушится. И тогда они впадают в отчаяние, у них возникает то, что называется духовным кризисом. Это не решение проблемы. Итак, если это правда, что реальность не имеет смысла, а существование является страданием, и если депрессия, гедонизм или иллюзия не являются привлекательной реакцией на эти реальности, что еще мы можем сделать?

Каково буддийское решение проблемы природы реальности и проблемы экзистенциальной депрессии? Во-первых, что касается буддизма, то он не предлагает простого решения, он не обманывает нас дешевыми и поверхностными обещаниями. Самый первый принцип в буддизме: «Будь прям с самого начала! Жизнь — это страдание». Некоторые люди отвернутся от этого; они скажут: «О! Как угнетающе » или «Как пессимистично». Но рано или поздно вдумчивый и интеллигентный человек осознает, что это правда. В некоторых случаях; в удачных случаях, они видят это, когда молоды. Это дает им достаточно времени, чтобы приспособиться к реальности. Многие люди не видят этого, пока не станут более зрелыми, пока у них не будет больше жизненного опыта. Они думают, что жизнь чудесна, жизнь прекрасна, я буду жить вечно, я буду молод и полон жизни, и все будет ярко и красиво. Но потом они начинают стареть; у них выпадают зубы, их друзья умирают, и они читают в газете об ужасных вещах, которые люди делают друг с другом. Постепенно они начинают впадать в депрессию, разочаровываться, утомляться миром, и только тогда они обращаются к Дхамме. Но удивительная особенность Дхаммы в том, что она не пытается притворяться; она сталкивает вас с основной проблемой, с существенной проблемой существования, с самого начала. Теперь можно верить этому или не верить этому. Но если вы принимаете это как данность, это начинает иметь большой смысл, вы видите доказательства этого повсюду. В Европе, когда буддизм впервые начал становиться популярным, в самом начале прошлого века, одним из самых популярных философов того времени был немец Шопенгауэр. И на него сильно повлиял буддизм, и он был глубоко пессимистичным человеком, и он построил изумительную философскую систему, основанную на его собственных и буддийских и индуистских идеях, которые оказали глубокое влияние на немецкий романтизм и молодых немцев в то время. Вот почему некоторые из самых первых буддийских монахов были немцами; они пришли из интеллектуального фона, который был довольно пессимистичным. И на протяжении многих десятилетий именно люди, отвернувшиеся от жизни, разочарованные и пессимистичные, заинтересовались буддизмом. Потому что они думали, что буддизм подтверждает то, во что они уже верили; что наиболее подходящим ответом на жизнь является грусть, мрачность, вздох смирения. Конечно, теперь, когда буддизм лучше известен на Западе, гораздо лучше известен, мы понимаем, что это не все, что есть в общем буддийском мировоззрении. В то время как буддизм говорит, что жизнь есть страдание, он отрицает, что наиболее подходящим ответом на это является депрессия и мрачность. В Самьютта Никае Будда говорит о шагах, которые естественным образом ведут один за одним, в результате появляется видение истинной природы существования. Это дискурс, который не часто обсуждается, но когда мы говорим об экзистенциальной депрессии, это очень значимый дискурс. В этом дискурсе Будда описывает причинную цепь, ведущую к духовному освобождению. Первое звено — это страдание (дуккха,dukkha), второе — вера (саддха,saddha), затем спокойствие (пасаддхи,passaddhi), затем радость (пити,pīti), счастье (сукха,sukha), концентрация (самадхи,samādhi), знание и видение (йатха-бхута-аннадассана, yathā bhūta ñānadassana), ниббида, исчезновение страстей (вирага,virāga), а десятое и последнее — свобода (вимутти,vimutti). И Будда говорит, что правильное отношение и реакция каждого этапа естественно и плавно приводит к следующему. Теперь, если мы посмотрим на некоторые из этих шагов или звеньев цепи, то увидим, что понимание дуккха не обязательно ведет к депрессии. На самом деле, это может дать много спокойствия и счастья, даже радости.

Первое — это страдание. Мы страдаем. Даже если мы здоровы, мы можем страдать психологически. Сама природа существования заключается в том, что оно есть страдание, неадекватное, неудовлетворительное, раздражающее, конфликтующее. Мы реагируем на это по-разному; некоторые люди пытаются это отрицать, другие пытаются втиснуть как можно больше удовольствия, чтобы отвлечь себя от этого. Но спасения нет, в конце концов нам придется с ним столкнуться. И вот, когда мы сталкиваемся со страданием и просто видим его таким, каким оно есть, не пытаясь объяснить его мифами или историями, тогда мы обнаруживаем, что существует философия, которая начинается именно в этот момент. Она начинается там, где мы находимся, Первая Благородная Истина — страдание. Третья Благородная Истина заключается в том, что страдание можно преодолеть. И если мы вступаем в контакт с Дхаммой, она говорит нам, что мы можем с этим сделать. Мы можем верить, что есть способ преодолеть это страдание. То есть мы развиваем веру в Будду, Дхамму и Сангху. Мы начинаем практиковать Дхамму, возможно, с разной степенью понимания, с разной степенью приверженности. Но если мы пойдем по пути с уверенностью и усердием, это приведет к спокойствию. Мы начинаем становиться спокойными, более расслабленными, скорее примиряемся со страданием, чем злимся на него или впадаем в депрессию. Так вера ведёт к спокойствию. Когда ум спокоен, мы становимся радостными. Это не буйная радость «прыгать от радости», или буйная радость «Йиппи!». Это заметное, но ненавязчивое наслаждение, как интеллектуальное, так и физическое. Оно естественно приводит к счастью, тонкому фоновому ощущению благополучия, удовлетворения и удовлетворенности. Будда говорит, что когда мы счастливы, когда мы спокойны и радостны, становится возможным медитировать, становится возможным сосредоточиться, становится возможным начать приспосабливать и преобразовывать ум. Так что счастье ведет к сосредоточению. А когда ум сильно сосредоточен, легче смотреть в себя. Когда мы начинаем смотреть на себя, мы развиваем состояние, которое Будда называет знанием и видением, такими, какими они являются на самом деле. И вот, обычно, когда мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле, через фильтр наших надежд, желаний и ожиданий, мы легко впадаем в отчаяние или обманываем себя в заблуждение. Например, если вы пережили Первую мировую войну, и вам сказали, что это «война, чтобы положить конец всем войнам», а 21 год спустя началась еще одна, вы можете впасть в депрессию и тоску и потерять веру в человечество. Но когда у вас есть ясное, точное и полное понимание того, почему все так, почему такие вещи происходят, появляется качество, которое Будда назвал “ниббида” (nibbidā). Теперь этот термин обычно переводится как ненависть или отвращение, словами, которые предполагают сильные негативные чувства. Отвращение — это то, что вы чувствуете, когда вы заглядываете под больничную койку, достаете горшок, снимаете крышку и «какая гадость!» Отвращение — это то, что приходит к вам, когда вы видите мертвое животное, покрытое личинками. Ненависть и отвращение — это очень сильные слова, которые не в состоянии уловить значение ниббиды. Возможно, “разочарование” лучше. Мы разочаровываемся, и при нормальных обстоятельствах мы действительно очень очарованы. Наши предпосылки, мечты и надежды, нереальные надежды очаровали нас, они загипнотизировали нас. Ясное видение вещей разочаровывает нас. «Волшебство» исходит из этого. Интересно, что в одном из выступлений Будды он описал это как человека, наблюдающего за выступлением мага. Маг вытаскивает кроликов из шляп, заставляет вещи появляться или исчезать, и делает всевозможные удивительные вещи. И человек вместе с остальной публикой развлекается, впечатляется, очаровывается. «Как он это сделал?» — с удивлением говорит он. И тогда у него есть возможность пробраться за кулисы, где он видит весь аппарат мага; струны, люки, зеркала, тщательно скрытые помощники, его чувство удивления, его очарование исчезают. Он не чувствует разочарования, он не злится, и ему определенно не противно. Но очарование прошло. Так что, возможно, лучший перевод ниббиды — разочарование. Когда вы видите вещи такими, какие они есть на самом деле, вы разочаровываетесь.

Однако корнем слова ниббида является вид, что означает знать, что даёт нам такие слова, как виджжа (знание,vijja), видура (мудрый, vidura), виддасу (умный, умный, viddasu), а также видушака(vidushaka). Теперь в санскритской драме видушака — это шут. Как и в западной традиции, шут в Индии вызывал смех, но он часто делал это, указывая на неудобные истины, о которых люди обычно старались не думать и не смотреть. Только шут мог высмеять короля и выжить. А когда он показывал это в лицо людям, они смеялись, возможно, неловко или смущенно, возможно, шумно. Аристотель хорошо выразился, когда сказал: «Мир — это трагедия для тех, кто чувствует, и комедия для тех, кто думает». Так что в ниббиде может быть это основное значение — когда реальность видится такой, какой она есть на самом деле, некоторые разочаровываются, другие будут смеяться. Когда мы видим, что нас все время обманывают, мы смеемся, потому что шутят над нами. Аналогичная ситуация происходит, когда вы дразните ребенка, говоря ему или ей, что у вас есть сладость в кулаке. Он хватает его, но каждый раз, когда он это делает, вы прячете свой кулак. В конце концов вы позволяете ребенку поймать его и раскрываете кулак. Когда он обнаруживает, что сладкого нет, нет ничего, какой-то ребенок может почувствовать разочарование, другой может засмеяться; он или она видит, что над ним или ней шутят.

Будда продолжает, говоря, что ниббида ведет к исчезновению страстей — вирага (virāga). Рага на самом деле означает цвет. Вирага — это то, что происходит, когда какую-либо цветную вещь оставить на солнце — она начинает выцветать. Таким образом, страсти не просто уходят, они постепенно становятся менее интенсивными и значимыми. Похоть и ненависть, яростные амбиции и жадность постепенно уменьшаются. Вещи не расстраивают вас так сильно, вы не волнуетесь о них так, как раньше. Со временем вы становитесь безмятежными, спокойными и примирившимся с жизнью. Согласно Будде, это ведет к Нирване. Человек начинает испытывать это высочайшее из буддийских качеств — невозмутимость перед лицом восьми мирских реальностей; Успех и Потеря, Безвестность и Слава, Вина и Похвала, Счастье и Печаль. Вместо того, чтобы быть в приподнятом настроении в одну минуту и ​​унывать в следующую, мы остаемся невозмутимы, мы сосредоточены и чувствуем равновесие. Если мы страдаем от длительной депрессии, лучшее лекарство от этого — принятие реальности. Большинство людей примут смерть только после того, как умрет кто-то из их близких, и они переживут период депрессии. Большинство людей примут те или иные превратности жизни только после того, как они станут ранены ими и переживут период депрессии. Но если мы будем искренне практиковать Дхарму, то поймем, что Дхарма не похожа на множество обращающих религий, которые пытаются убедить нас в том, что все прекрасно, что все чудесно, что все будет хорошо, пока мы просто верим.

Есть два ответа реальности, один из которых заключается в том, что мы можем притворяться, что он отличается от того, чем является, и это притворство мы можем поддерживать в течение длительного времени. Другой заключается в том, что мы постепенно примиряемся с реальностью, что мы приходим к её пониманию, мы приходим к ее принятию, и это путь спокойствия. Это путь, который обычно ведет к освобождению от депрессии. Это путь, который в конечном итоге ведет к акуппа катовимутти (akuppa catovimutti), полной свободе ума. И это цель, которая является кульминацией буддийской жизни.

В любящей памяти о Ратнаеве Ганегоде, 1948-2017

Sukhā matteyyatā loke atho petteyyatā sukhā.
Любовь к матери и отцу — это настоящее счастье в мире.

Дхаммапада 332