Случайность и судьба
Пхра Бунчуан

перевод — Леша Тэль
источник — тхеравада.рф



Вчера я приехал из Таиланда и был приглашен почтенными монахами присоединиться ко всем вам на этой вечерней Дхамма беседе. Я очень рад видеть всех вас. Обычно в медитационных монастырях лесной традиции монахи тренируются и практикуют в джунглях. Но Будда учил нас стараться не сосредотачиваться на внешних условиях, но осознавать и исследовать процессы происходящие внутри. Я очень рад что имею возможность рассказать вам всем о Будде и его Учении! Нашей сегодняшней темой является вопрос случайности и предопределенности. Как они влияют на нас? В обычном языке эти слова могут быть связанными с понятиями удачи и неудачи, хорошими или плохими условиями в которых мы живем. Когда мы начинаем размышлять о условиях своей жизни или ситуациях в которые попадаем, мы можем понять, как на них влияет наша карма. Мы попадаем туда куда нас приводят условия созданные нами в прошлом. Таков закон причины и следствия, которому обучал Будда.
Мы можем задумаемся о том, как это соотносится с ситуациями случающимися в наших семьях. Наши действия влияют на всю семью и мы всегда должны стараться вести себя с уважением ко всем ее членам. Наши поступки с родственниками, друзьями или учителями могут привести к хорошим или плохим последствиям. Они являются причиной (на языке пали: кармой) будущих событий. И эта причина порождает следствия в будущем.
Иногда нам нужно серьезно задуматься, чтобы понять, как наши прошлые действия привели нас к нынешней ситуации. Если мы более тщательно подумаем о том, какие результаты наши будущие действия принесут нашим родственникам, друзьям и учителям, то это поможет нам вести себя более мудро.
Это будет следствием понимания причины. Это уже не будет слепым доверим к религиозным рекомендациям о том, что наша жизненная ситуация являются результатом случайности или слепой судьбы!
Мы монахи посвящаем всю свою жизнь исследованию Учения Будды. Мы пытаемся создать причины в настоящем, чтобы развить такие будущие качества ума как понимание и осознанность, свободу от жадности, ненависти и заблуждений. Если мы посвятим все свое время созданию и развитию в уме духовного Пути, это поможет нам избавиться от привязанностей и невезения!
Мы живем около 80 лет и все же наша жизнь так коротка, если сравнить ее с возрастом Земли! Сейчас у нас есть хорошая возможность подумать о ценности своей жизни. Мы должны практиковать щедрость и уже сейчас начать создавать причины для будущих хороших последствий! Мы должны делиться этим пониманием со всеми живыми существами. Берите пример с Будды. Плати ли ему зарплату? Он никогда не просил у нас награды. И все же его жизнь была полна благополучия и процветания только благодаря тому, что он подавал людям хороший пример!

В1 — В чем разница между случаем и судьбой?
О1 — Я думаю, что случаем можно считать возможность совершать разные хорошие и плохие поступки. Судьбой же можно считать болезнь и смерть, которые обязательно должны пережить все живые существа.

В2 Какие инструменты есть у нас для улучшения прошлой кармы?
О2 Мы можем исследовать и наблюдать к каким результатам приводят наши прошлые поступки. Мы можем переживать на себе приятные и болезненные последствия от них. Размышления о результатах наших прошлых действий, когда на это есть время, помогают нам улучшать нашу будущую жизнь при помощи мудрого, а не эгоистичного поведения. Позвольте мне рассказать вам одну историю. Бханте Могаллана был правой рукой Будды. Он был известен среди людей своего времени своими экстрасенсорными способностями. Много жизней назад, он пытался избавиться от своей матери, потому что она была старой, больной и бесполезной. Он повел ее в лес и, притворившись грабителем, убил ее. Из-за этого поступка, как он впоследствии осознал сам, он в следующей жизни переродился в аду. Но много жизней спустя у этого монаха появился шанс встретиться с Буддой и стать Архатом. Однако, уже после достижения этого состояния адепты другой религии пытались убить его и, в конце концов, им удалось это сделать. Это было результатом его прошлой плохой кармы. Бханте Могаллана старался помешать им создать себе такую плохую карму, как убийство Просветленного, но у него не получилось.


В3 — Будет ли наша карма другой если мы являемся христианами?
О3 — В Буддизме мы учим о причине и следствии. В христианстве, используют идею Бога наказывающего людей. Буддисты могут попытаться использовать и эту, чтобы оставаться осознанными и нравственными. Христианство отличается от Буддизма, но имеет ту же цель: чтобы все люди вели себя уважительно друг с другом. Все религии пытаются учить людей одним и тем же вещам — избегать совершения зла. Но Буддизм идет дальше. При помощи познания Четырех Благородных Истин (1 — в жизни каждого присутствует страдание, 2 — причина страдания это влечение, 3 — Лекарство от страдания — устранение из ума этого влечения, 4 — способ достичь устранения страдания — следовать Срединному Благородному Восьмеричному Пути: 1 правильное понимание, 2 правильные намерения поступков, 3 правильная речь, 4 правильные действия, 5 Правильный образ жизни, 6 правильное усилие, 7 правильная внимательность, 8 правильная концентрация) мы полностью избавимся от загрязнений нашего ума: жадности и гнева.

В4 — Является ли эта беседа случайностью или судьбой?
О4 — Это прежде всего хорошая возможность для всех нас задуматься о том, как мы можем улучшить себя и практиковать с лучшими результатами.

В5 — Буддизм объясняет, что происходящие с нами события являются результатом кармы. Как Буддизм объясняет чудесные исцеления, которые происходят с верующими в Христианство?
О5 — Когда мы встречаем Святого человека или кого-то, кого мы очень уважаем, мы можем найти великое вдохновение в их любящей доброте и нравственной чистоте. Больной человек может поглотить эту энергию и она может помочь его жизни. Это поможет и процессу его исцеления.

В6 — Можем ли мы избежать результатов прошлых поступков?
О7 — Мы не можем избежать их физически, но можем сделать это умственно, подобно Бханте Могаллане.

В7 — Может ли биотехнология, коррекция ДНК и манипуляция геномом помочь изменить нашу карму?
О7 — Родившемуся ребенку или любому другому существу все равно придется развивать свой ум и создавать в нем хорошие привычки, вне независимости от их физического совершенства!

В8 — Если ребенок с помощью генетических манипуляций избежит наследственной болезни, означает ли это, что у него хорошая карма?
О8 — Каждый из нас сам определяет свою карму. Состояние ума и поступки ребенка все еще будут определять его будущие ум и условия жизни.