Сила Концентрации
Сусила Саялай

источник: тхеравада.рф
Перевод: Леша Тэль
редактор: Ксения Тэль

Концентрация — это условие для прямого и ясного видения истинной природы вещей.

Будда хвалил концентрацию и учил, что невозможно достичь глубочайших стадий осознания без высокой степени концентрации, спокойствия и объединения ума.
Трудно видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, когда ум возбужден.
Наши умы продолжают гоняться за красивыми видами, приятными звуками, запахами, вкусами, прикосновениями и желанными мыслями. Такой возбужденный ум не может видеть непостоянную природу шести чувственных основ, шести видов чувственных объектов, шести чувственных сознаний, шести типа чувственных контактов, шести чувственных желаний и шести чувственных ощущений.

Практикующие не должны забывать о практике концентрации.
Мы можем удерживать свое внимание на дыхании и довести осознанность до очень утонченного состояния. Держите внимание под ноздрями и просто осознавайте (не фокусируйтесь) на дыхании. Расслабьте тело и ум и дышите естественно. Осознавайте, является ли дыхание длинным или коротким. Мы не пытаемся сделать дыхание длиннее или короче, важно оставаться внимательным к вдохам и выдохам. Не следуйте за дыханием вниз к животу или вверх к голове. Если ум блуждает, мягко верните его к осознаванию дыхания. Если в теле возникла боль, верните ваше
внимание к дыханию. Если боль увеличивается, наблюдайте ее непостоянство и мягко верните внимание к дыханию. Мы практикуем концентрацию, поэтому постоянно удерживаем свое внимание на фиксированном объекте — дыхании. Если вы будете продолжать практиковать таким образом, ум станет чистым, сильным, сияющим, приятным и мягким. Эта практика устраняет все предрассудки, временно отбрасывая неправильные взгляды. Только когда ум сосредоточен, можно увидеть быстрое нарастание и исчезновение физических и ментальных явлений, которые порождают бесстрастие к влечениям.

Рекомендуемая практика
Сидите по крайней мере один час, практикуя медитацию Саматхи. Встав с подушки, человек может практиковать Випассану, сохраняя внимательность к любым объектам, возникающим в данный момент.

Отношение к наблюдению за дыханием уподобляется человеку, сидящему на берегу реки и наблюдающему за ее течением. Быстро ли или медленно течение этой реки — это его не касается. Точно так же как молчаливый наблюдатель должен постоянно удерживать свое усилие внимательным к дыханию.

Две возможные причины того что вы практикуете долгое время и не видите прогресса:
1. То, как вы наблюдаете объект, может быть неправильным.
2. Ум недостаточно силен. Сначала развивайте свою концентрацию.


Причины для размышления о непостоянстве:
1. Чтобы устранить неправильное восприятие постоянства.
2. Синхронизация с реальностью (тогда она начнет очень быстро проявляться).
3. Остановка влечения.
4. Развитие силы подсознания постепенно отпускать.
«Когда вы видите непостоянство, вы видите страдание. Те, кто видит страдание, близки к Ниббане.»
Па Аук Саядо