Свет Истины

Дост. Локанатха

Пер. с англ.: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru

(избранные отрывки)

Однажды, когда я был в Индии, ко мне на железнодорожной станции Патна подошел один мирянин и сказал: «Вы брахмачарья*. Бог будет сердиться на вас». Я спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что вы брахмачарья». Я ответил: «Ваш бог, должно быть, очень странный». Он сказал: «Он даёт жизнь, но вы разрушаете мир». Я спросил: «Как же я разрушаю мир?» Он ответил: «Поскольку вы не производите потомство. Вы не содействуете рождению детей». Я сказал: «Ваш бог, наверное, очень слаб и жалок, если нуждается в моей помощи для поддержания своего творения! Он создал мир, а не я, и почему я должен беспокоиться о творении мира. Он его сотворил. Пусть продолжает творение мира, если он этого желает. Если он пожелал сотворить его, то у него непременно должна быть сила, чтобы поддерживать его существование после сотворения. Если он прекратил творить без моей помощи, почему я должен быть за это ответственным? Это не мой мир. Почему я должен его творить». И затем я сказал ему: «Как вы объясните тот факт, что тем, кто не «творит», поклоняются и выражают почтение, тогда как тем, кто «творит», не поклоняются?» Он хранил молчание и так и не смог мне ничего ответить.

Жажда творит.
Ненависть разрушает.
Неведение совершает и то и другое.
Добродетель не творит.
Дружелюбие не разрушает.
Мудрость наделяет невозмутимостью, она не творит и не разрушает!

Настоящий святой не разрушает, он просто отказывается от жажды или создания, творения чего-либо. Согласно буддийской философии, вы миллионы раз творите свой мир за одну долю секунды. Если вы уничтожите свою жажду, то ваш мир закончится, остановится, потому что жизнь – это лишь непрерывный процесс. Мир динамичен, а не статичен. Мир не был сотворён когда-то давным-давно за шесть дней, а творится миллионы раз за одну долю секунды. У этого творения нет никакого начала и конца.

Конец этому творению будет положен тогда, когда будет пресечена причина, то есть неведение. Как только неведение разрушено, творение как процесс прекращается, потому что неведение порождает жажду. Жажда порождает привязанность. Привязанность порождает процесс становления. Процесс становления порождает рождение. Рождение порождает старение и смерть, печаль, плач, боль, скорбь и отчаяние. Если неведение и жажда будут пресечены, то весь процесс остановится и никакого рождения уже не будет. Поэтому жажда творит, а добродетель разрушает. Но жажда создаёт, творит дурное, а не хорошее. Добродетель разрушает дурное, а не хорошее. Жажда разрушает этот несчастный мир, который является лишь пустым процессом. Мудрость разрушает заблуждение (moha) и даёт начало наивысшей реальности неизменной Истины.

Если вам нравится мир, то вам следует испытывать отвращение к Ниббане. Если вам нравится Ниббана, то вам следует испытывать отвращение к миру. Вы не можете испытывать отвращение и к тому, и к другому. Если вы стремитесь к миру, то вам нужно сказать до свидания Ниббане. Если вы стремитесь к реальности, то вам нужно сказать до свидания миру, который нереален.

Кто отрекается больше? Мирянин или отшельник-аскет? От чего отрекается отшельник-аскет? Он отрекается от пустого мира – от того, что ничего не стоит. От чего отрекается мирянин? Он отрекается от реальности, от Ниббаны, отрекается напрасно, ради этого пустого мира. Кто больше всего отрекается – мирянин или отшельник? Отшельник отрекается от того, что является ничем, от того, что является только лишь этим пустым миром. Отшельник не отрекается от чего-то большого. Но мирянин отрекается от Ниббаны и, следовательно, его отречение намного больше.

*Прим. пер.: «Брахмачарья (brahmacariyā) – это одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме. В узком смысле — половое воздержание; в широком — самодисциплина, контроль над желаниями. Нарушением брахмачарьи является любая невоздержанность: в сексуальных отношениях, еде, питье, болтливость и т. п. Невоздержанность ведёт к расточительству жизненной силы и нездоровью. Наибольшая из потерь жизненной энергии связана с сексуальными отношениями. Исполнению брахмачарьи способствуют посты и обеты».

 

ОБ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ТРУДНЫХ ПРАКТИК

Пять правил поведения* необходимо поддерживать и осуществлять на уровне ума, слов и поступков. Всё зависит от ума. Ум – предшественник, глава, он создаёт все вещи. Ум – это центр Вселенной. Всё зависит от него.

Наблюдайте ум, и всё будет в порядке. Помните, что эти пять правил нужно соблюдать не только на уровне слов или на уровне поступков, а также и на уровне ума.

То есть, мы не должны совершать убийство в уме. Что значит совершить убийство в уме? Предположим, вы говорите: «Я хочу, чтобы мой враг умер». Так вы убили его в своём уме. Предположим, что вы видите человека в модном лимузине и думаете: «Жаль, что это не моя машина». В этом случае вы присвоили, украли его автомобиль в своём уме. Таким же образом, если вы видите какой-то привлекательный образ, и в вашем сердце появляется к нему желание, то в этом случае, в своём уме, вы совершаете прелюбодеяние. То же самое с ложью, и с употреблением одурманивающих веществ. Всё может быть нарушено в уме. Так что не думайте, что вы безупречны в соблюдении панча-силы (pañca-sīla, пять правил поведения). Я слышу, как многие люди говорят: «Я постоянно практикую панча-силу». Если бы кто-то мог постоянно практиковать панча-силу, то сейчас он был бы уже арахатом. Потому что практиковать панча-силу на уровне ума, слов и поступков – это очень серьёзное занятие, это не шуточное дело. Практика соблюдения пяти правил нравственного поведения является одной из самых трудных практик.

Я скажу ещё немного для того, чтобы попытаться устранить некоторые неправильные представления.
Если вы совершаете даяние (dana), поддерживаете нравственное поведение (sila) и занимаетесь медитацией (bhavana), то этим вы исполняете обязательства буддиста мирянина. Несомненно, что монах начинает с нравственного поведения, потому что он уже осуществил своё даяние, когда отрёкся от мира. Какое даяние может совершить монах? Он может только поделиться Истиной, совершить даяние Истины, а не чем-то материальным. Когда он отрекается от мира, тогда он осуществляет даяние. Чем же ещё он может поделиться.

Неправильное понимание приводит к неправильным стремлениям, которые приводят к неправильной речи. Неправильная речь приводит к неправильной деятельности. Неправильная деятельность приводит к неправильным средствам к существованию. Неправильные средства к существованию приводят к неправильному усилию. Неправильное усилие приводит к неправильному памятованию. Неправильное памятование ведёт к неправильному сосредоточению. Неправильное сосредоточение ведёт к неправильному знанию. Неправильное знание ведёт к неправильному освобождению. Что такое неправильное освобождение? Неправильное освобождение – это ад.

Я изложил на элементарном уровне учение о нравственном поведении в буддизме, о пяти правилах поведения. Некоторые люди могут пожаловаться и сказать: «Вы думаете, что мы малыши из детского сада, как в детсадовском классе? Мы живем в Сингапуре, а здесь живут люди разумные, интеллектуалы, и нам хочется глубокой философии, а не этой элементарной этики». Но я отвечу: «Если вы не можете соблюдать эти пять правил поведения, как вы можете осознать и усвоить учения более высокого уровня?»

Мне вспомнился один случай с очень уважаемым монахом с острова Цейлон по имени дост. Ваджираньяна (Vajiranyana). Однажды он прочёл очень глубокую проповедь по буддийской психологии. После того, как он закончил разъяснение, одна пожилая дама сказала другой на выходе из зала Дхаммы: «Насколько же всё-таки этот уважаемый монах высокообразован. Я не поняла ни единого слова из его проповеди».

Помните, что 99 % всех людей находятся в начальном классе. Лишь немногие достигли более высокого уровня, и ещё меньше тех, кто стал выпускником. Только те, кто достигает Ниббаны, получают учёную степень по окончании. Поэтому большинство людей находится в детском саду, и они должны быть удовлетворены тем, что изучается в детском саду.

*Прим. пер.: Пять правил поведения (pañca-sīla):

1. Па̄на̄типа̄та̄ вераман̣и-сиккха̄падам сама̄дийа̄ми.
Я принимаю правило воздерживаться от лишения жизни.

2. Адинна̄нда̄на̄ вераман̣и-сиккха̄падам сама̄дийа̄ми.
Я принимаю правило воздерживаться от взятия того, что мне не дано.

3. Ка̄месу миччхачара вераман̣и-сиккха̄падам сама̄дийа̄ми.
Я принимаю правило воздерживаться от половой распущенности.

4. Муса̄ва̄да̄ вераман̣и-сиккха̄падам сама̄дийа̄ми.
Я принимаю правило воздерживаться от ложной речи.

5. Сура̄мерайя маджджа пама̄дат̣ т̣ха̄на̄ вераман̣и-сиккха̄падам сама̄дийа̄ми.
Я принимаю правило воздерживаться от употребления опьяняющих веществ, ведущих к беспечности.

 

БУДДИЗМ – ЭТО КУЛЬТУРА УМА

 

Что такое буддизм? Буддизм – это культура ума. Будда дал нам «духовное мыло» для того, чтобы мы смогли отмыть, вычистить и оттереть грязь своих мыслей.

Во времена Будды был один монах, который не мог соблюдать многочисленные монашеские правила и предписания, и Будда спросил его: «А вы можете заниматься одной единственной практикой?» Он ответил: «Да, досточтимый». Тогда Будда сказал ему: «Наблюдайте за своим умом. Прилагайте усилия в своей монашеской жизни». Монах следовал указаниями Будды и наблюдал за своим умом, и в скором времени достиг Ниббаны.

Если вы будете наблюдать за умом, то вы также достигнете Ниббаны. «Блуждающий ум находится в клыках страстей». Праздность – мать всех пороков. Досточтимый Будда сказал: «Монах, который намеревается привести ум в более высокое состояние, должен время от времени обращать внимание, проверять свой ум на наличие в нём пяти видов перцептивных образов (pañca nimittā).

1. Если, во время наблюдения ума, возникает определённая неблагая мысль, связанная со страстным желанием, отвращением или заблуждением, то нужно сразу же перенаправить внимание на какие-нибудь благие мысли, такие как мысли о Будде и т.д., и в этом случае неблагие мысли исчезнут.

2. Тем не менее, если при применении этого метода, неблагие мысли не стихают, то нам нужно их проигнорировать, и они исчезнут. Например, если нам не хочется видеть лицо какого-то человека, то мы просто поворачиваем голову в другом направлении.

3. Если, однако, при применении этого метода, неблагие мысли не исчезают, то нам нужно обдумать, исследовать и понять, как эти неблагие мысли перерастают, превращаются в неблагую речь и неблагие поступки. При таком исследовании опасности неблагих мыслей, они быстро исчезают. Помните, что ненависть часто ведет к убийству.

4. Если этот метод не работает, то нам нужно расслабить, смягчить, ослабить мыслеконструирование, связанное с такими неблагими мыслями, то есть обнаружить причину и извлечь её.

5. Если всё это не работает, то мы должны обратиться к «решительным действиям», то есть нам нужно сжать зубы, прижать язык к нёбу, и с помощью одной лишь силы воли устранить эти неблагие мысли. Подобно тому, как великан хватает карлика за голову и плечи, и отбрасывает его далеко, так же и неблагие мысли отбрасываются и исчезают, а наше сердце (ум) становится твёрдым, непоколебимым, собранным и сосредоточенным.

Когда ум очищен при помощи любого из этих пяти методов, тогда вы наслаждаетесь спокойствием и умиротворением, и неблагие мысли больше вас не беспокоят. Если вы применяете эти методы каждый раз, когда возникает неблагая мысль, тогда неблагие мысли будут слабеть, и в конечном итоге исчезнут. Пробуждение – это не что иное, как процесс очищения. Когда мы используем эти пять методов, тогда мы очищаем ум от загрязняющих его пятен, и тем самым достигаем зеркально подобной чистоты.

Ум станет чистым и незапятнанным, только если мы будем постоянно за ним наблюдать, и тогда мы осуществим Ниббану!